Ольга Федорова
«Современные технологии в освоении речевого этикета старшими дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации.
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания : растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной и коммуникативной сфер ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее общительными и отзывчивыми к чувствам других. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. Диалогические умения дошкольников являются важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии. Диалог рассматривается как основная форма общения дошкольников.
Публикация «„Современные технологии в освоении речевого этикета старшими дошкольниками“» размещена в разделах
Педагогические исследования в области содержания и методов речевой работы с дошкольниками выявили недостатки существующих методических рекомендаций по развитию диалогической речи. Одним из таких недостатков является необоснованность распространенного в методике представления о диалоге как о вопросно-ответной форме речи. Это привело к обеднению содержания работы по развитию у детей диалогической речи.
Другой недостаток заключается в том, что среди методов развития диалогической речи дошкольников преобладают разговоры и беседы педагогов с детьми. Потенциальные возможности многих игр используются в этом процессе не в полной мере.
Дошкольнику, что бы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией и важнейшей ее составляющей – диалогическими умениями. Диалог является основной формой общения дошкольников. Диалогические умения детей - важная предпосылка их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии.
К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:
1. сотрудничать;
2. слушать и слышать;
3. воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
4. говорить самому.
Кейс-технологии
Существуют различные определения этой технологии. В зарубежных публикациях можно встретить названия: метод изучения ситуаций, метод деловых историй и, наконец, просто метод кейсов. В российских изданиях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций, деловых ситуаций, ситуационных задачах. Главное предназначение данной технологии — развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, используя уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Задачи коммуникативного развития дошкольника широки и разнообразны. Ребёнка надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.
Безусловно, к успешному результату приводит не всякое общение с ребёнком, а только организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой-сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения. Выполнение ребёнком норм и правил общения со сверстниками и взрослыми, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений а также вежливое поведение в общественных местах, быту предусматривает культуру речевого общения. Дошкольный возраст-сенситивный период для того, чтобы ребёнок овладел основными средствами речевого этикета.
Технология "Образ и мысль".
Разработана группой психологов, искусствоведов, педагогов Санкт-
Петербурга. Ориентирована на старший дошкольный и младший
школьный возраст, основана на психологических теориях когнитивного
развития Ж. Пиаже и Л. С. Выготского, а также на теории стадий
эстетического развития американского психолога А. Хаузен.
Исследование, направленное на оптимизацию образовательного
процесса старших дошкольников посредством среды с применением
произведений искусства (слайдов, показало, что в такой среде
гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых
мыслительных и коммуникативных способностей, воспитывается активное
познавательное отношение к объектам культуры, удовлетворяется
стремление детей к деятельному общению.
Данная технология, реализуемая в игровой форме, вносит в
образовательный процесс немало специфического. Так дети вовлекаются в
"мир культуры", в мир общения (восприятие, самовыражение, убеждения,
поведение, этика, риторика, интеллект, коммуникация)
В результате применения технологии дети осваивают первичные
коммуникативные навыки общения в процессе созидательной творческой
деятельности.
Социоигровая технология Вячеслава Букатова.
Замечательный психолог-исследователь Евгений Евгеньевич
Шулешко настойчиво предлагал рассматривать детей на занятиях как
хозяев, творцов, способных по своему доброму желанию обогащать друг
друга своим трудовым и духовным потенциалом. Для организации такой
деятельности использовалась и техника действий, и режиссерский раздел
учения о действии —теория взаимодействий. Постепенно оформилось
следующее направление артистизм педагогического труда. Задача этого
направления заключалась в том, чтобы прояснить и обогатить
проблематику педагогического мастерства с помощью разработанной в
театре техники действий.
При социо-игровом стиле обучения театральная деятельность не
сводится к разыгрыванию обычных сценок. На занятии группками детей
воплощается все, что угодно. Например, числовой ответ на вопрос о том,
сколько предметов нарисовано на картинке, свое число-ответ дети по
собственному выбору могут пропеть, и скульптурно изобразить, и
выразить — каким-то движением, хлопками и т. п. А все остальные
участники становятся зрителями-отгадчиками-судьями.
На занятии, проходящем в социо-игровом стиле, сценки легко
могут разыгрываться и по поводу нового знакомства с предметами,
личного мнения об изучаемом литературном произведении.
Подготавливаются и исполняются такие сценки небольшими группками
детей без долгих репетиций и особой актерской подготовки.
Социо-игровой стиль — это стиль всего обучения, всего занятия, а не
одного его какого-то элемента. Это не отдельные вставные номера, это
не разминка, отдых или полезный досуг, это — стиль работы педагога и
детей, смысл которого — не столько облегчить детям саму работу, сколько
позволить им, заинтересовавшись, добровольно и глубоко втянуться в нее.
Социоигровая технология обучения является вариантом
обучающего и воспитывающего совместного проживания занятия всеми
его участниками, включая педагога. Социоигровой стиль обучения ищет
способы общения детей с взрослыми, при котором утомительная
принудиловка уступает место увлеченности.
Итак, коммуникативная деятельность, интегрированная с другими
видами детской деятельности, формируется в процессе совместной
партнрской деятельности взрослого (педагога) и ребнка, для
организации, которой используются педагогические технологии
дошкольного развивающего образования. Уровни развития
коммуникативных умений ребнка определяют качество его
коммуникативной деятельности (свободное общение с взрослыми и
другими детьми; использование всех компонентов устной речи в
различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение
нормами речи).