Лучший педагог года

Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьёй

Екатерина Козлова
Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьёй

Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Как правило, о негативных последствиях конфликта говорят много : это и большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он способствует получению новой информации, разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения.

Причины конфликта :

Публикация «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьёй» размещена в разделах

• несоответствие целей,

• недостаточная информированность сторон о событии,

• некомпетентность одной из сторон,

• низкая культура поведения и др.

Четыре стадии прохождения конфликта :

• возникновение конфликта (появление противоречия);

• осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон;

конфликтное поведение;

• исход конфликта.

Управление конфликтной ситуацией.

При этом работа осуществляется в такой последовательности:

• изучение причин возникновения конфликта;

• ограничение числа участников конфликта;

• анализ конфликта;

• разрешение конфликта.

Типы конфликтной личности :

Демонстративный конфликтный тип – резко выражена демонстративная акцентуация, хочет быть постоянно в центре внимания, стремится хорошо выглядеть в глазах других.

Неуправляемый тип – импульсивный, плохо контролируемый, с трудно предсказуемым поведением, часто ведет себя вызывающе, агрессивно, игнорирует общепризнанные нормы поведения, страдает завышенной неадекватной самооценкой.

Целенаправленный конфликтный тип – использует конфликт как средство достижения своих целей, выступает в нем активной стороной.

К. Томас выделил пять основных способов поведения в конфликтной ситуации :

I Соревнование (конкуренция);

II Приспособление (улаживание);

III Избегание (уклонение);

IV Компромисс;

V Сотрудничество.

I Соревнование

Соревнование – такой вид поведения в конфликте, в котором человек стремится добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам другого.

Плюсы и минусы данной стратегии:

- упорное отстаивание своих интересов в ущерб интересов другого человека.

Сюда можно отнести поведение Тактические действия «Акулы» :

- жестко контролирует действия противника и его источники информации; - постоянно и преднамеренно давит на противника всеми доступными средствами;

- использует обман, хитрость, пытаясь завладеть положением;

- провоцирует противника на непродуманные шаги и ошибки;

- выражает нежелание вступать в диалог, так как уверен в своей правоте, и эта уверенность переходит в самоуверенность.

Качества личности:

- властность, авторитарность;

- нетерпение к разногласиям и инакомыслию;

- ориентировка на сохранение того, что есть;

- боязнь нововведений, неоднозначных решений;

- боязнь критики своего стиля поведения;

- использование своего положения с цепью достижения власти;

- игнорирование коллективных мнений и оценок в принятии решений в критических ситуациях.

II Приспособление

Приспособление – это такой способ поведения участника конфликта, при котором он готов поступиться своими интересами и уступить другому человеку ради того, чтобы избежать противостояния.

Плюсы и минусы данной стратегии:

- сохранение хороших взаимоотношений с другим человеком, путем уступчивости,

- отрицательные эмоции уступившей стороны (злость, обида, разочарование и др., а в долгосрочной перспективе потеря доверия, уважения и взаимопонимания между участниками. Сюда можно отнести поведение плюшевого мишки. Основной принцип поведения: «Все, что Вы хотите – только давайте жить дружно».

Тактические действия «Плюшевого Мишки» :

- постоянное соглашательство с требованиями противника, т. е. делает максимальные уступки;

- потакает противнику, льстит.

Качества личности:

- бесхребетность – отсутствие собственного мнения в сложных ситуациях;

- желание всем угодить, никого не обидеть, чтобы не было раздоров и столкновений;

- идет на поводу у лидеров неформальных групп, его поведением часто манипулируют.

III Избегание

Часто люди стараются избежать обсуждения конфликтных вопросов и отложить принятие сложного решения «на потом». В этом случае человек не отстаивает собственные интересы, но при этом не учитывает и интересы других.

Плюсы и минусы данной стратегии:

- приводит только к накоплению неудовлетворенности и напряжения.

Сюда можно отнести поведение "Черепахи". Тактический девиз «Черепахи»«Оставьте мне немножко и не трогайте меня».

Тактические действия «Черепахи» :

- отказывается вступать в диалог, применяя тактику демонстративного ухода;

- избегает применения силовых приемов;

- игнорирует всю информацию от противника, не доверяет фактам и не собирает их;

- отрицает серьезность и остроту конфликта;

- систематически медлит в принятии решений, всегда опаздывает, так как боится делать ответный ход. Это ситуация упущенных возможностей.

Качества личности:

- застенчивость в общении с людьми;

- нетерпение к критике - принятие ее как атаки на себя лично;

- нерешительность в критических ситуациях, действует по принципу: «Авось обойдется»;

- неумение предотвратить хаос и беспредметность в беседе.

IV Компромисс

Компромисс - это частичное удовлетворение интересов обеих сторон конфликта.

Плюсы и минусы данной стратегии:

- учитываются интересы всех конфликтующих сторон. Сюда можно отнести поведение «Лисы». «Лиса» действует по принципу: «Я уступлю немного, если вы тоже готовы уступить».

Тактические действия «Лисы» :

- торгуется, любит людей, которые умеют торговаться;

- использует обман, лесть для подчеркивания не очень выраженных качеств у противника;

- ориентирована на равенство в дележе, действует по принципу: «Всем сестрам – по серьгам».

Качества личности:

- предельная осторожность в оценке, критике, обвинениях в сочетании с открытостью. Такие качества являются, несомненно, элементом высокой культуры личности;

- настороженное отношение к критическим оценкам других людей;

- ожидание мягких формулировок, красивых слов;

- желание убедить людей не выражать свои мысли слишком резко и открыто.

V Сотрудничество

При выборе этой стратегии участник стремиться разрешить конфликт таким образом, чтобы в выигрыше оказались все. Он не просто учитывает позицию другого участника, но и стремится добиться, чтобы другая сторона тоже была бы удовлетворена.

Плюсы и минусы данной стратегии:

- стремление выслушать другого человека, понять его точку зрения, учесть его интересы и найти в спорной ситуации решение, устраивающее все стороны – необходимо в любых долгосрочных отношениях.

Сюда можно отнести поведение «Совы». Основной принцип данной стратегии: «Давайте оставим взаимные обиды, я предпочитаю. А Вы?». Стратегия сотрудничества направлена на конструктивное разрешение конфликта.

Тактические действия «Совы» :

- собирает информацию о конфликте, о сути проблемы, о противнике;

- ведет подсчет своих ресурсов и ресурсов противника для выработки альтернативных предложений;

- обсуждает конфликт открыто, не боится разногласий, старается опредметить конфликт;

- если противник предлагает что-то здравое, разумное, то это принимается.

Качества личности:

- в любом конфликте направлен на решение проблемы, а не на обвинение личности;

- положительно относится к новациям, переменам;

- умеет критиковать, не оскорбляя личности, как говорят, «по делу», опираясь на факты;

- использует свои способности для достижения влияния на людей.

Примерный кодекс общения:

• Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

• Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.

• Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.

• Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

• Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.

• В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Космический модуль» к 55-летнему юбилею первого выхода человека в открытый космосМастер-класс «Космический модуль» к 55-летнему юбилею первого выхода человека в открытый космос Мастер-класс: "Космический модуль" к 55-летнему юбилею первого выхода человека в открытый космос. Космическая тематика всегда популярна.

Отчёт по работе с родителями за 2014–2015 учебный год «Сотрудничество с семьёй» Сотрудничество с семьёй в подготовительной группе «Рыбки». В своей группе мы активно сотрудничаем с родителями, используя разные формы работы:.

Программа по разрешению конфликтных ситуаций для подростков «Мы — разные» Пояснительная запискаВ современном обществе повышается внимание к проблемам конфликтов, которые возникают не только внутри семейных отношений,.

Работа в технике пластилинографии к 55-летнему юбилею первого выхода человека в открытый космосРабота в технике пластилинографии к 55-летнему юбилею первого выхода человека в открытый космос Он первым был, шагнувшим в пустоту, В холодный, агрессивный к людям Космос, В скафандре будучи, с привязкой – фалом-тросом. Корабль рядом,.

Танцевальная композиция для выхода выпускников Добрый вечер,уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию танцевальную композицию для выхода выпускников под "Полонез" П. И. Чайковского.

Тематическое планирование игровых ситуаций по ПДД в старшей группеТематическое планирование игровых ситуаций по ПДД в старшей группе Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения.

Тематическое планирование игровых ситуаций по ПДД в старшей группе.Тематическое планирование игровых ситуаций по ПДД в старшей группе. Формируя у дошкольников умения, навыки и привычки безопасного поведения в дорожной среде, мы одновременно и воспитываем их, применяя методы.

Тренинг для педагогов «Способы решения конфликтных ситуаций» Правила работы в группе: 1. Доверительный стиль общения 2. Общение по принципу «Здесь и сейчас» 3. Активность 4. Искренность в общении.

Тренинг для родителей «Профилактика и способы разрешения конфликтных ситуаций» Цель: Создание условий для раскрытия личности участников тренинга. Уважаемые родители! Сегодня у нас с вами есть уникальная возможность.

«Уроки вежливости». Цикл игровых ситуаций для дошкольников Урок первыйВ гости к детям пришла фея вежливости (это воспитатель). С помощью феи выяснили, кого называют вежливым, вспомнили такие слова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьёй
Опубликовано: 1 марта 2021 в 08:35
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД