Ольга Петрова
Становление гражданственности у детей дошкольного возраста в народном творчестве
▼ Скачать + Заказать документы
«Самым высоким видом искусства, самым талантливым,
самым гениальным является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом, сохранено,
что народ пронес через столетия.
М. И. Калинин.
Мир, в котором сегодня живёт человек и в котором всё пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор и к истории, стремится осмыслить себя в ложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на всё, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относит он нестареющее никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков, народную эстетику. Знакомство с общими чертами народного искусства способствует и решению труднейших задач, стоящих перед педагогами в области эстетического воспитания подрастающего поколения- расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, воображения, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса.
Публикация «Становление гражданственности у детей дошкольного возраста в народном творчестве» размещена в разделах
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены в плане обновления содержания образования и воспитания детей. Встала необходимость приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, идеям выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно- нравственного патриотического развития человека. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них гражданских чувств и развития духовности. Глубокий, духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование гражданских чувств. Народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенку. Произведения народного творчества могут служить эффективным средством формирования положительного, эмоционально- окрашенного отношения к родным сторонам общественной жизни, воспитания любви к родному краю, Родине.
С искусством народа мы знакомимся в первой услышанной в детстве песне, сказке, в указанной в первой игре. Искусство следует за нами м во взрослую жизнь. Нет человека, который не знал хотя бы несколько пословиц и не помнил напева какой- нибудь песни. Искусство народа, или фольклор- «народное знание», «народная мудрость»глубоко жизненно и бесконечно прекрасно.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким- то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества.
Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Большое место в приобщении детей к народной культуре, в становлении гражданственности занимают народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируется тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразия. Зимние праздники объединяют всех людей общим делом, конкретным занятием, вовлекают в подготовку события и малышей и взрослых. Зимние праздники тесно связаны с народными традициями, обычаями и религией, а потому деликатны и индивидуальны, так как затрагивают сокровенные струны души ребенка, его внутренний мир и занимают заметное место в культурной жизни христиан. Поэтому необходимо находить время, чтобы знакомить детей с историей праздника, его основными признаками, рассказывать, какое место в нашей жизни занимают ритуалы народных гаданий, сказочных волшебств и всевозможных превращений. Знание народных примет и обычаев значительно восполняет гражданские начала в каждом ребенке.
Весенние праздники- светлые, радостные: чувствуется приближение тепла, оживает природа, а дни становятся длиннее. Поэтому и отмечая их, большое внимание уделяют гуляниям и играм на свежем воздухе, активнее «используют» для празднования часто весенние «атрибуты»- солнышко, цветы и растения, талый снег, появляющиеся траву и подснежники особое внимание в народных весенних праздниках уделяется образу птицы, которая символизирует приход весны. А такие праздники, как Масленица и Пасха, с их гуляниями и угощениями, стали традиционными, любимыми в нашей жизни.
Летние праздники- наиболее радостные для детей и взрослых. Празднуются они также легко, весело, с удовольствием. В основном гуляния и развлечения проводятся на природе- во дворе, на даче, в деревне. Ребенок начинает ощущать себя частью природы, и в этом чувстве его нужно всячески поддерживать.
Как правило, летние праздники в меньшей степени подвержены религиозной окраске- это чисто народные праздники. Поэтому все его атрибуты- игры, приметы, обычаи, угощения- основаны на народных традициях.
В народном календаре осенью отмечается немало праздников. Люди прощались с привольным летом, солнечным теплом, радовались собранному урожаю.
Развитие способностей ребенка, воплощение и восприятие нравственных идей в художественных образах служит важным шагом в формировании его личности. Полноценное восприятие и эстетическое переживание произведений народного творчества обогащает внутренний мир каждого ребенка, даёт почувствовать детям общность их взглядов, убыстряет процесс становления истинного гражданина своей Родины.
Русская народная игрушка тесно связана с древнеславянскими культовыми обрядами и верованиями. Судя по археологическим раскопкам, национальная игрушка на протяжении многих лет не претерпевала существенных изменений. Даже среди многочисленных направлений народного прикладного искусства нашего времени (филимоновская, дымковская, каргопольская, алехинская и др. игрушка) сохранилась традиция изготовления коней и птиц.
В каждой российской местности, в каждом промысле складывались свои приёмы резьбы и лепки, росписи и оформления игрушке. Да больших села в Нижегородской области стали родиной забавных «тарарушек». Так стали называться яркие и пёстрые деревянные игрушки, которые продавались на базаре. Русская народная игрушка- эта одно из направлений художественно- прикладного творчества. Особое место в нем, безусловно, принадлежит «матрешке». Наиболее известны семеновские и загородские матрешки. Тема матрешки развивалась и совершенствовалась. Дожив до наших дней, русская матрешка воспринимается нами одетой в расписной крестьянский сарафан, платок, полушалок, передник.
Рассказ о народной игрушке будет неполным без упоминания о прародительнице современной куклы. Ведь её облик оформлялся и трансформировался на протяжении многих столетий. Вначале это был простой тряпичный (или деревянный) столбик, который символизировал образ человека вообще. Шли годы, менялся окружающий мир, а вместе с ним постепенно изменялась и кукла.
На занятиях, где детей знакомят с историей рождения народной игрушки, её производством, формируется мировоззрение ребенка, обогащается его духовный мир. На каком- то этапе развитие детей начинает идти в направлении развития образного мировосприятия- от простейших, основанных на зрительном впечатлении представлений о предметном мире к более глубокому проникновению в его суть.
Важно научить ребят видеть не только занимательное, интересное окружающем их мире, но и его красоту, богатство народного творчества, его культуру. Особенно важно вовлечь детей в поэтический мир народной культуры, которая проникнута народными чаяниями, народной мудростью, великой гражданственностью.
История современного календаря начитывает тысячелетия. Потребность в измерении времени возникла уже в глубокой древности. Трудно было не заметить смену дня и ночи, изменения величины луны. Так появились единицы измерения времени- сутки и месяц.
Лунный календарь появился впервые у народов, ведущих кочевой образ жизни, связанный со скотоводством. С переходом к оседлому образу жизни и земледелию возникла потребность в определении сроков сева и жатвы, зависящих от времени года. Было замечено, что эти сроки связаны с движением солнца. В результате появился солнечный календарь, а с ним и новый, более длинный временной интервал солнечный год.
Наш современный календарь основан на древнеримском. Само слово календарь происходит из латинского языка и значит «долговая книга». В 988 году Древняя Русь приняла христианство. Одновременно с этим событием пришло новое летоисчисление- юлианский (римский) календарь, основанный на солнечном годе, с римскими названиями месяцев.
Исстари основным занятием россиян являлось земледелие, и весь жизненный уклад определялся в первую очередь временем года. В течении долгого времени на Руси одновременно существовали три календаря: гражданский, церковный и народный (аграрный).
Для большинства районов самым длинным временем года являлась зима. И крестьянину не было дела до того, что по гражданскому календарю на дворе стоял еще октябрь: холод говорил ему о наступлении зимы. Осень в крестьянском понимании ограничивалась периодом уборки урожая, т. е. от 20 июля по старому стилю (Ильин день) до 1 октября (Покрова).
Собственно лето- это короткое время созревания хлебов: с 24 июля (Иван Купала) до 2 августа (Ильин день) по новому стилю. Началом весны считался Егорьев день- 23 апреля.
По народным представлениям, две половины года взаимно влияют и обуславливают друг друга. Отсюда в приметах, пословицах, загадках так много сравнений зимы и лета, весны и осени, а времена года представляются ближайшими родственниками.
С древних времен сохранился у славян обычай поклоняться солнцу, месяцу, граду. Особо почитались деревья, камни, водоёмы. Священным деревом считался дуб, много поверий связанно с вербой. Исключительное значение всегда придавались березе.
Земледельческий календарь отражал ритмичность годового агарного цикла. В нем прочно устанавливалось понятное и оправданное для труженика- крестьянина чередование праздников и будней, постов и дней обильной, сытой еды. Каждый праздник имел своё особое значение, был связан с определенными формами поведения и культурными традициями.
Праздник означал свободное общение себя членом сообщества.
Полная зависимость от природы заставляла земледельца быть тонким наблюдателем, замечать мельчайшие подробности в изменениях природы, улавливать закономерности и связи одних явлений с другими. Многие приметы ср временем приобрели форму пословиц и поговорок, внутренний ритм которых сделал бы честь настоящему поэту. Русские крестьяне сложили тысячи пословиц и поговорок, содержащих поучения и советы о том, как вести хозяйство,- создали своеобразную «народную энциклопедию».
Люди верили, что слово обладает особой силой воздействия на природу. Поэтому неудивительно, что много повелительных интонаций прямо го обращения. Считалось что, соединяясь с музыкой и движениями, слово обладает еще большей силой. Огромную роль в обрядах играли песни, музыкальное оформление, ритмические пляски, притопывания. Слова обрядовых песен чаще всего описывали благополучие, довольство, изобилие, а действия изображали желаемое. Множество примет, пословиц и поговорок, особые правила поведения, обрядовые игры, пляски и развлечения сопровождали вне наиболее значительные даты аграрного года и неукоснительно соблюдались.
Мир, в котором сегодня живёт человек и в котором всё пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Внимание человека устремляется на всё, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относится нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков, народная эстетика.
Устойчивой популярностью у детей дошкольного возраста пользуются занятия различными видами декоративно- прикладного искусства, где в активном творческом труде они учатся создавать красоту своими руками. Декоративно- прикладное искусство играет существенную роль в духовном развитии детей, в их эстетическом и трудовом воспитании. Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, художественному и техническому творчеству, способствуя гармоничному развитию. Сделав первые работы, ребенок испытывает радостное изумление, обнаруживая, что может создавать вещи, казавшиеся ранее нерукотворными. Он становится участником увлекательного трудового процесса по созданию полезных и красивых изделий.
Занятия декоративно- прикладным искусством не только формирует эстетический вкус у ребят, знакомя их с произведениями народного искусства, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки. Ребенок с высокой внутренней культурой, развитыми эстетическими чувствами, в дальнейшем способен активным образом преобразовать окружающий мир.
Успехи в декоративно- прикладном искусстве рождают у детей уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новым видом деятельности. у них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.
Велико значение для духовного развития детей дошкольного возраста, их эстетического и трудового воспитания знакомства с искусством народных мастеров.
Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, сказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает взглянуть на привычные вещи и явления по- новому, увидеть красоту окружающего мира.
Первое знакомство детей с декоративно- прикладным искусством происходит на занятиях в детском саду. Дети узнают о замечательном искусстве многих народов нашей старины, об искусстве своей Родины, своего края, своей местности, где они живут; наполняются любовью, гордостью за народных мастеров прошлого, которые создавали неповторимые произведения.
Чем ранее мы начнем приобщать ребенка к традиционной национальной культуре, тем большего эффекта мы можем добиться в постижении того, что наработал веками этнос, того, что дано каждому человеку при рождении, заложено в него, и впоследствии теряется, утрачивается, не будучи возбужденным и востребованным.
Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать, помочь ему вырасти порядочным, настоящим гражданином своей Родины.
Использованная литература:
1. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». О. Л. Князева, М. Д. Маханева.
2. «Дети и народное творчество» Л. В. Шевчук
3. «Декоративно- прикладное искусство в школе А. С. Хворостов
4. «Народное декоративно- прикладное искусство» Л. Д. Рондели
5. «Как научить детей любить Родину» Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова
6. «Народные праздники» В. В. Ищук, М. И. Нагибина.
7. Дошкольное воспитание №5 1988г. «народное творчество, как средство воспитания к родному краю»
8. «Живая вода» В. П. Аникин.