МААМ-картинки

Конспект занятия для старшей группы «Ступеньки к знаниям»

Ольга Немцева
Конспект занятия для старшей группы «Ступеньки к знаниям»

НОД предназначена для детей старшей группы. В результате деятельности развивается познавательный интер

Автор:

воспитатель Немцева Ольга Александровна,

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №186 г. о. Самара

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание:

Публикация «Конспект занятия для старшей группы „Ступеньки к знаниям“» размещена в разделах

• Освоить действия по построению сериационного ряда и использовать его в качестве модели словесно обозначенных отношений между объектами;

• Формировать умение графического построения модели классификационных отношений между понятиями;

• Продолжить знакомство с водоёмом, его обитателями; построить модели взаимосвязи животных и условий их жизни;

• Воспитывать бережное отношение к животным;

• Развивать познавательный интерес, логическое мышление.

Материал и оборудование:

• Силуэты птиц 5 цветов;

• Сигнальные разноцветные значки;

Картинки с изображением животных: оленя, волка, щуки, лягушки, головастика, комара, стрекозы, жука – плавунца, воробья, свиристели;

• Макет водоёма;

• Прозрачная миска с водой; стакан;

• Игрушка – паук;

• Условные обозначения животных;

• Лист бумаги и карандаш на каждого ребёнка;

• Мел, доска;

• Магнитофонная запись;

Ход НОД:

Воспитатель: Природа подарила нам красоту снега, аромат цветка, щебет птиц. Прислушайтесь, как весело звенит капель, как радуется всё вокруг весеннему солнышку!

Дети, я приглашаю вас стать судьями на конкурсе пения птиц. А оценивать пение мы будем при помощи чёрточек. Как вы думаете, что будет обозначать самая длинная чёрточка?

(Дети высказывают своё мнение по обозначениям остальными чёрточками)

Воспитатель: В конкурсе принимают участие пять птиц.

( Показ силуэтов птиц: синяя, жёлтая, коричневая, зелёная, красная).

Воспитатель: Синяя птица поёт лучше всех! Жёлтая лучше всех, кроме синей! Коричневая поёт хуже всех! Зелёная – лучше коричневой, но хуже всех остальных. Красная поёт хуже жёлтой и синей, но лучше коричневой и зелёной.

(Дети строят модель сериационного ряда; обсуждение, как дети распределили места)

Воспитатель: А теперь загадка: «Какой цветок вырос выше?»

Отгадайте, какой цветок вырос выше, чем остальные, если синий цветок выше фиолетового; жёлтый – выше синего; оранжевый – выше жёлтого, а красный – выше оранжевого?

(Дети используют разноцветные сигнальные значки, выкладывают модель сериационного ряда)

Психогимнастика «Я растение»

Закройте и присядьте. Представьте себе, что вы маленькое растение, которое посадили в тёплую землю. Оно ещё совсем слабое, хрупкое, беззащитное. Но вот добрые руки поливают растение, вытирают с него пыль.

Растение начинает расти. (Дети медленно поднимаются)

Листики поднимаются к свету (Дети поднимают руки вверх)

Растение чувствует себя хорошо. (Дети опускают руки)

(Упражнение выполняется под музыку в медленном темпе)

Воспитатель: откройте глаза. Вам понравилось быть цветами? (Дети отвечают и садятся на стульчики).

Воспитатель: Дети рассмотрите картинки и назовите одним словом, что на них изображено.

(Олень, волк, щука, лягушка, головастик, комары, стрекоза, жук – плавунец, воробей, свиристель.

Воспитатель: Подумайте и скажите, можно ли разделить картинки на группы? Если да, то как? Если нет, то почему?

(Дети рассуждают, строят модель в форме кругов Эйлера у доски)

Воспитатель: А теперь я приглашаю вас побывать под водой. Подойдите поближе к «водоёму»

(Двое детей выбирают силуэты животных, живущих в воде, и выкладывают их на макете водоёма)

Воспитатель: Какие животные будут жить возле водоёма? Что интересного вы знаете из жизни животных водоёма? (Рассказы детей)

Чем дышат животные? (Ответы детей)

Воспитатель: В воде воздух особый. Им умеют дышать лягушки и насекомые, живущие в воде: они научились «ловить» воздух. А вот, например, жук – плавунец прикрепляет пузырёк воздуха к брюшку и ныряет с ним под воду. А вы можете сказать, чем полезны обитатели водоёма?

( Ответы детей: очищают воду, делают её прозрачной, поедают умершие растения, чистят дно)

Воспитатель: А что самое главное для обитателей водоёмов? (Вода)

Ребята, давайте ответ зарисуем «волшебной картинкой» (Дети делают зарисовки у себя на листочках)

Воспитатель: А сейчас я расскажу вам про самое хитрое животное – это паук – подводник. Он сумел построить себе дом на самом дне и питается там маленькими детёнышами насекомыми и рыб, заманивая их в свой домик. А как это происходит, я попытаюсь вам показать.

«Фокус»

Игрушку в виде паука помещают в стакан. Затем переворачивают стакан и опускают в прозрачную миску с водой.

Воспитатель: Посмотрите, стакан остался частично заполненным воздухом – в нём нет воды. Как вы думаете, почему?

(Дети пытаются объяснить)

Воспитатель: Паук плетёт паутинный домик, похожий на стакан, надевает его на спицу и ныряет под воду. При этом его домик оказывается заполненным воздухом, что достаточно для его дыхания. Кроме того, воздушный домик серебрится под водой и привлекает любопытных маленьких рыбёшек и водяных насекомых. Вот какое необычное животное! Как оно называется? (Ответы детей)

Воспитатель: Надеюсь, вам сегодня было очень интересно, ведь вы узнали так много нового! Спасибо вам за активную работу!

Публикации по теме:

Использование схем-моделей при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с миром растений. В своей работе при знакомстве детей с миром растений я использую различные схемы-модели. Они помогают детям лучше ориентироваться в мире.

Презентация к Мастер-классу с педагогами «Развитие речи через воображение» Цель работы с дошкольниками: Обучить детей построению и использованию моделей для пересказа художественного произведения и для сочинения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для старшей группы «Ступеньки к знаниям»
Опубликовано: 27 сентября 2014 в 07:22
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД