Лучший педагог года

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста

Эльвира Чугунова
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста

«Без игры, нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающий огонек пытливости и любознательности…»

В. А. Сухомлинский

Содержание деятельности Сроки (начало - окончание) Форма представления результата

1. Изучение психолого - педагогической, методической литературы по теме самообразования

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Изучение теоретических основ по организации условий формирования связной речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры (Список литературы см Приложение 1) Начало - сентябрь 2014г. ;

Окончание - май 2016г. Сообщение - теоретический анализ

2. Разработка программно - методического обеспечения образовательного процесса

Актуальность опыта:

Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании и развитии речи детей дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. В игре закрепляется умение вести себя так, как это принято: подать стул вошедшему, поблагодарить за услугу и т. д.

Значение игры для развития ребенка трудно переоценить. Доказано, что именно в процессе игровой деятельности ребенок познает окружающий мир, учится общаться и договариваться, ценить и любить прекрасное. Игры способствуют развитию умения концентрировать внимание, развитию памяти, речи, фантазии, восприятия. Ролевая игра - это первая возможность ребенка познакомиться с различными социальными нормами, примеряя их к себе, прежде чем ими пользоваться в реальной жизни.

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия игровых методов на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, творческих способностей, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечивающие нравственно-волевую готовность к обучению в школе.

Целевая линия:

Цель представленного педагогического опыта заключается в формирование речи детей дошкольного возраста при косвенном и прямом участии педагога средствами сюжетно-ролевой игры :

на бытовые сюжеты : в «дом», «семь», «праздники», «дни рождения».

на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей.

на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа ;

на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач;

«Режиссерские», в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол.

Исходя из цели, определяются задачи:

1. Воспитание желания и умения совместно играть

2. Воспитание навыков коллективной игры (умение договариваться, распределять роли и игрушки, радоваться успехам товарища)

3. Воспитание доброжелательного отношения к людям, желания и готовности сделать им полезное и приятное.

Для осуществления данной цели необходимы следующие условия:

• необходимо, что бы содержание игр соответствовало интересам и возможностям детей, особенностям детской субкультуры;

• педагогическое сопровождение сюжетных игр должно строиться с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;

• предметно – игровая среда детского сада должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании должны принимать участие дети.

Воспитательно-образовательные возможности выбранной деятельности должны соответствовать, во-первых, основным принципам Образовательной программы ДОУ, а именно способствовать воспитанию таких личностных качеств дошкольника, как:

Самостоятельность, активность, проявление инициативы, обладание яркой индивидуальностью, эмоциональная отзывчивость на состояние других людей, красоту окружаего мира, обладание практическими навыками и умениями для внесения изменений в окружающую среду.

Во-вторых, соответствовать целевому компоненту представленного педагогического опыта. Создание условий через систему групповых и игровых занятий с детьми (работа в рамках самообразования, через работу с родителями.

3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Ведущие ключевые идеи:

В сюжетно-ролевой игре происходит эмоциональное развитие, развитие интеллекта, воображения и творчества;

В сюжетно-ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи;

Сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку посмотреть на мир с точки зрения своего будущего, с точки зрения социальной перспективы;

В сюжетно-ролевой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка;

Сюжетно-ролевая игра учит поведению в различных ситуациях и создает условия для совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Технологический аспект:

1. Изучение методической литературы Сентябрь - май

2014-2016 учебного года

2. Создание пространственно-развивающей среды в группе, способствующее накоплению опыта и творческой продуктивной деятельности на основе сюжетно-ролевых игр. 2014-2016 учебный год Оформление групповых зон со специализацией на сюжетно-ролевые игры

3. Создание предметно-игровой, обучающей и развивающей сред в группе на основе принципов работы в условиях комнаты со специализацией на материале сюжетно-ролевых игр. 2014-2016 учебный год Создание игровых уголков по обучению сюжетно-ролевых игр, обогащение музыкального уголка аудиозаписями, обогащение дидактического материала.

4. Разработка содержания занятий для. (I, II, III) года обучения детей 2014-2017 учебный год

(2014-2017) Составление перспективного плана работы, календарно-тематического планирования с включением театрализованной, словесной, изодеятельности, базирующихся на материале сюжетно-ролевых игр.

5. Развитие речевой активности словаря, умения выражать свои мысли и чувства.

Развитие воображения ребенка на приемах работы сюжетно-ролевой игры в воображаемых ситуациях. В течение всего проведения педагогического исследования периода Изучение активного словаря детей, уровня развития связной речи, развития воображения

6. Определение и организация формы работы с родителями 2014-2016 учебный год Консультации для родителей, анкетирование, памятки, папки-передвижки родительские собрания, выставки художественных работ, тематические вечера

7. Методическая разработка (изучение основ игр, технологий применения сюжетно-ролевой игры для развития дошкольника, изучение методов работы по развитию речи в сюжетно-ролевой игре) 2014-2016 учебный год Календарно-тематическое планирование индивидуальной развивающей работы с учетом результатов исследования детей. Составление картотеки игр перечня учебно -материальной базы.

8. Составление диагностического блока для оценки эффективности развивающего влияния средствами сюжетно-ролевой игры (исследование воображения, творческой активности, изучение активного словаря детей, уровня развития речи в сюжетно-ролевой игре) 2015-2016

учебный год Аналитическое заключение по результатам исследования детей

Перспективное планирование в группе среднего дошкольного возраста

на 2014-2015 учебный год

Содержание работы Сроки (начало-окончание) Форма представления

1. Изучение методической литературы, особенностей сюжетно-ролевой игры по среднему возрасту; комплексного руководства сюжетно-ролевыми играми Август-сентябрь

2. Создание и оформление игровых уголков для сюжетно-ролевых игр, картотек игр Август-октябрь Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм :

- Поликлиника;

- Зоопарк;

- Театр;

- Супермаркет;

- Салон красоты;

- Школа.

Подбор иллюстраций, видеофильмов.

Оформление картотеки пословиц и картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок о профессиях и орудиях труда.

Приобритение, изготовление дидактических настольно-печатных игр, связанных с темой "Профессия"

3. Проведение занятий с элементами сюжетно-ролевых игр "Моя семья", Ателье", "Магазин", "Профессия моряк". Ноябрь - февраль Календарно-тематическое планирование занятий по социальному миру

4. Организовать цикл бесед о профессиях:

- Беседа о труде учителя,

- Беседа о труде воспитателя,

- Беседа о труде инспектора ГИБДД

- "Мастера своего дела"

- Беседа о профессиях родителей. В течение года Методическая разработка (темы не входящие в НОД)

5. Консультации для родителей:

"Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка"

"Роль игры в жизни дошкольника"

"Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста" Октябрь (II-III неделя)

Декабрь (I-II неделя)

Март (II-III неделя) Индивидуальная работа с родителями

6. Организовать продуктивные методы деятельности:

- Рисование с использованием нетрадиционных приемов "Мама (папа) на работе";

- Рисование собственных иллюстраций к творческим рассказам;

- Лепка "Профессии"

- Оформление выставки "Что мы знаем о профессиях родителей"

В течение года

Март

Июнь Методическая разработка, календарно-тематическое планирование досуговой деятельности детей

7. Составление творческих рассказов, рассказов из личного опыта (с использованием схем-подсказок) :

- "Что я видел стройке";"Мой папа строитель";

- "Учитель";

- "Кто бережет наш покой";

- "Защитник Отечества";

- "Стать космонавтами хотим";

- "Я хочу быть врачом". Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Февраль

Апрель

Май Календарно-тематическое планирование досуговой деятельности детей

8. Оформление книжки-малышки с рассказами и иллюстрациями "Мы будем работать. " Май ___

9. Просмотр видеофильма "Профессии взрослых людей" Апрель ___

10. Организация в настольно-печатные игры:

- Кому что надо для работы

- Профессии В течение года Самостоятельная игра детей

11. Организация самостоятельных сюжетно-ролевых игр :

- Поликлинника;

- Зоопарк;

- Театр;

- Супермаркет;

- Салон красоты;

- Школа В течение года Календарно-тематическое планирование сюжетно-ролевых игр в досуговой деятельности дошкольников

12. Проведение викторины "Все работы хороши - выбирай на вкус" Май Досуговое развлечение для детей

13. Проведение исследования у дошкольников творческой активности, активности словаря, уровня связной речи. Апрель-май Аналитическое заключение

Перспективное планирование в группе старшего дошкольного возраста

на 2015-2016 учебный год

Этапы проведения Работа по теме Результат

I этап (сентябрь) 1. Изучение методической литературы:

• Комплексное тематическое планирование.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание», «Обруч»

2. Мониторинг детей. 1. Программа «Детство" Т. С. Комаровой

Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить 2. Образовательный процесс.

II этап (октябрь-ноябрь) 1. Оформление предметно-развивающей среды сюжетно-ролевыми играми

«Доктор Айболит»,

«Магазин»,

«Салон красоты»,

«Кухня».

2. Создать картотеку сюжетно-ролевых игр (Приложение 1).

1. Центры сюжетно-ролевых игр.

2. Картотека сюжетно-ролевых игр.

III этап (в течении года) 1. Составление перспективного плана по формированию межличностных отношении.

2. Работа с детьми по перспективному плану.

IV этап (январь-февраль) 1. Анкетирование родителей

2. Круглый стол для родителей «Правильный выбор развивающих игр и игрушек для детей» (Приложение 2).

3. Оформление папки передвижки по формированию межличностных отношений дошкольников.

4. Составление консультационного материала для родителей:

- “ Подборка игр для родителей на развитие творческого воображения детей ”(Приложение 4).

- “ Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников? ”(Приложение 5).

- “Современные дети, современные игры” (Приложение 3).

- Рекомендации для родителей (Приложение 6).

1. Анкеты.

2. Конспект образовательной деятельности.

3. Папка передвижка.

V этап (май) 1. Контрольный мониторинг детей.

2. Изготовление фотоальбома по сюжетно-ролевым играм.

1. Аналитические справки по мониторингу.

2. Фотоальбом

Список литературы

1. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов на Дону, 2013

2. Глухов В. П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недорозвитием речи. - М., Издательский дом "Грааль", 2001.

3. Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург, 1996.

4. Швайко Г. С. "Игры и игровые упражнения для развития речи", Москва, 1983г. (стр 3 - 8)

5. Комарова Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. - Москва, Издательство "Скрипторий 2003", 2012.

Публикации по теме:

Индивидуальный план на 2011–2016 уч. год «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Актуальность Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь.

Методический семинар по теме «Персонализированная сказка как средство формирования связной речи у детей 5–7 лет с ОНР» Полноценное формирование личности ребенка невозможно без развития у него правильной речи. Речь – одна из центральных, важнейших психических.

Отчет по самообразованию «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи дошкольников» Работая с детьми я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции речи. А так как игра является ведущим видом деятельности детей.

Мой план самообразования на 2015–2016 учебный год «Театр, как средство формирования связной речи дошкольников» Актуальность В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Сюжетно-ролевая игра как средство интеллектуального развития детей В течении многих лет я уделяю много внимания интеллектуальному развитию детей. Я считаю, что ребёнок лучше обучается на занятиях, при прямой.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста Согласно ФГОС, игра остаётся ведущим видом детской деятельности. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, результат интеграции.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста Сюжетно - ролевая игра как средство развития межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст –.

Консультация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической,.

Статья «Сюжетно-ролевая игра как средство реализации детей младшего дошкольного возраста» По мнению педагогов и психологов, наибольшим развивающим эффектом для ребенка обладает сюжетно-ролевая игра. Главное назначение этой игры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 17 февраля 2016 в 22:08
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД