МААМ-картинки

Тайны теневедения или как приручить тень

Марина Трофименко
Тайны теневедения или как приручить тень

Организация театрализованной деятельности в дошкольных учреждениях очень актуальна в настоящее время, так как позволяет развивать у детей дошкольного возраста не только художественные способности, творческий потенциал, но и помогает адаптации в обществе, освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, моральных ценностей нашего общества. Через театрально-игровое творчество у ребенка развивается артистизм, речевая активность, эмоциональная отзывчивость.

Публикация «Тайны теневедения или как приручить тень» размещена в разделах

Театр – это прекрасное средство преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализованная деятельность позволяет формировать личность ребенка благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей всегда имеют нравственную направленность – герои добрые, смелые, умеют дружить и находить выход из любых ситуаций.

Дошкольники очень любят смотреть спектакли. В детских садах используют разные виды театра: пальчиковые, настольные, плоскостные, бибабо и др. Но особый интерес у детей вызывает теневой театр, который основан на использовании плоских кукол, которых помещают между источником света и экраном.

Согласно истории, театр теней как искусство зародился в Древнем Китае в 2000 году до нашей эры. Спектакли теневого театра в древности, как правило, проходили ночью, прямо на улице при свете масляной лампы. Куклы одного спектакля могли насчитывать до 1000 фигур, не считая декораций. Куклы для таких спектаклей делались из шкур высотой 30 сантиметров, вырезали на ней узоры и раскрашивали. Фигурки делались подвижные из соединенных между собою частей. Находящийся за экраном человек управлял куклой с помощью специальных длинных прутьев – бамбуковых, стальных или деревянных.

Детский теневой театр является не просто разновидностью игры для ребенка – это дополнительный способ его развития. Игры с тенью стимулируют фантазию ребенка, развивают его воображение. В детском саду данные развлечения часто применяются в качестве упражнений для развития моторики и речевой культуры ребенка. Дети очень любят заниматься сочинительством, здесь они являются кукловодами, что дает им прекрасную возможность проявить себя сказочниками. Более того театр теней является хорошей профилактикой страха темноты у детей. Он для них понятен и доступен, а теневой театр еще и содержит элементы мультипликации. Дети видят на экране знакомых и любимых персонажей: мишка, котик, зайка, лошадка и многие другие. Детей приводит в восторг, что эти персонажи двигаются, разговаривают, обращаются к зрителям.

Роль педагога в организации и проведении спектакля велика. Важно организовать совместную деятельность и осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку. Поставить четкие задачи перед детьми и передать им инициативу.

Как организовать теневой театр в группе детского сада? Главное иметь желание!

Для создания теневого театра в группе необходимо иметь:

- экран;

- источник света;

- куклы-силуэты на палочках - герои произведения и элементы обстановки (дома, деревья, облака и т. д.);

- музыкальные композиции.

Виды теневого театра :

• Театр ручных теней

• Театр «живых» теней

Театр ручных теней

Театр ручных теней - один из самых простых видов теневого театра. Для его оборудования и проведения нужны самые обычные предметы:

настольная лампа и экран- большой лист белой бумаги или ткань (простыня). Если в комнате светлые стены, представление теневого театра можно показывать прямо на стене.

Актёр - человек, показывающий театр ручных теней, размещается между зрителями и экраном. Лампу нужно поставить на высоту рук человека, показывающего спектакль (на стол, стул или стопку книг, и загородить ширмой, чтобы свет не падал в глаза зрителям.

Важно знать! Чем ближе к лампе располагаются руки артиста, тем крупнее тень на экране. Однако, чем меньше силуэт, тем он чётче и выразительнее.

Для теневого спектакля совершенно не обязательно дожидаться темноты. Театр ручных теней можно устроить и при дневном освещении. Для этого нужно смастерить экран из бумажной кальки или тонкой папиросной бумаги, наклеив её на раму - деревянную (пластиковую) или самодельную картонную. Такой экран нужно разместить против окна (на столе, сесть сбоку за экраном и показывать теневые силуэты.

Театр «живых» теней

Любой теневой спектакль, как мы уже говорили, ставится с помощью трёх безусловно необходимых элементов - экрана, источника света и теневой фигуры.

Подготовить такое оборудование совсем несложно.

Самый популярный вариант экрана для теневого театра -большая коробка без верхней и задней стенок. Передняя стенка -это натянутая белая ткань (самый простой вариант - простыня). Это и есть экран. Бока коробки можно сделать из двух тёмных занавесок или полотнищ ткани, нижний край которых прикрепляется к полу канцелярскими кнопками так, чтобы на ткани не было складок. Ширмы по бокам нужны для того, чтобы удержать свет в пределах коробки. Осветительный прибор помещается внутри коробки (обычно - на полу) и направляется на экран.

Размер экрана и всего театра, в первую очередь, - коробки и декорационной рамы, зависит от размеров актёров и количества зрителей. Актёрами могут быть различные игрушки, силуэтные и объёмные куклы, бытовые предметы, люди или только их руки.

Экран может быть небольшим для постановок с использованием картонных силуэтов героев спектакля. Если сами дети выступают в роли актеров, то экран должен быть не менее роста детей. Минимализм реквизита и декораций. Для каждой сцены достаточно двух-трех характерных деталей, чтобы обозначить место действия.

Персонажи и декорации можно нарисовать самим. Хотя есть и другие варианты, к примеру, готовые шаблоны можно купить. Подбор картинок очень важен, желательно, чтобы все персонажи одной сказки были выполнены в едином стиле. Когда комплекты картинок составляются к каждому литературному произведению, это помогает выдержать масштаб картинок их стилистическое решение.

Условность театра близка дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Именно поэтому дети так позитивно включаются в магию происходящего на экране: отвечают на вопросы персонажей и помогают им, предупреждают об опасности. Необычность зрелища захватывает их и переносит в мир волшебной сказки.

Театрализованная деятельность приносит детям радость и непередаваемый восторг.

В настоящее время во всех дошкольных образовательных учреждениях используется мультимедийное оборудование, что позволяет поднять театрализованные игры на новую высоту. На экране можно поставить цветную картинку для создания сцены в постановке, быстро поменять ее на следующую, выбрать определенную цветовую гамму. Использование компьютера значительно расширяет круг художественных произведений для театра.

Публикации по теме:

Тематическое планирование «Тайны моря» Тема: «Тайны моря» (обитатели морей, профессии, связанные с водой) Познавательное развитие: Природный мир «Морские обитатели» Сенсорное.

Дидактическая игра «Чья тень?»Дидактическая игра «Чья тень?» Уважаемые, коллеги!Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру "Чья тень?"В эту игру можно играть везде. В групповой комнате за столом,.

Дидактическая игра «Чья тень», «Чей силуэт» для детей от трёх летДидактическая игра «Чья тень», «Чей силуэт» для детей от трёх лет Дидактическая игра "Чья тень", " Чей силуэт" для детей от трёх лет. Цель: закреплять знания о диких животных нашего края, развивать зрительное.

Дидактические игра «Найди тень» для детей 3–4 лет своими рукамиДидактические игра «Найди тень» для детей 3–4 лет своими руками Дидактические игры, проводимые вне занятия и являющиеся составной частью занятия, обучают и закрепляют знания в игровой форме. Дидактические.

Дидактическое пособие «Тайны слона»Дидактическое пособие «Тайны слона» Сенсорное развитие служит основой познания мира. Оно направлено на формирование у детей полноценного восприятия окружающей действительности.

Конспект НОД «Как образуется тень» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект НОД «Как образуется тень» с детьми старшего дошкольного возраста Конспект НОД «Как образуется тень»с детьми старшего дошкольного возраста Цель. Создание условия для формирования у детей представлений.

Конспект занятия во второй младшей группе «Тень-тень-потетень — вот какие у нас картинки» Задачи: вызвать у детей интерес к картинкам в книгах; ознакомить с силуэтными картинками как видом изображения предметов; побуждать рассматривать.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для игры «Чья тень?»Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для игры «Чья тень?» Уважаемые, коллеги!Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для игры "Чья тень?"Ранее я вам демонстрировала.

Проект «Великие тайны воды»Проект «Великие тайны воды» Воспитатели : Федорова О. М. Малахова А. П. Вид проекта: исследовательско – творческий Продолжительность: долгосрочный Участники проекта:.

Тайны Старого ГородаТайны Старого Города Дружок, ты знаешь, что с рассветом просыпаются Тайны Старого Города? Нет? Тогда послушай, что могут поведать Старые Башни Старого Города.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тайны теневедения или как приручить тень
Опубликовано: 17 июня 2020 в 16:11
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД