Елена Мельникова
Тактильные ощущения в социально-личностном развитии ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
В век модернизации, компьютеризации и джойстиков, молодые семьи
окружают себя вакуумом, некой скорлупой.
Уже в раннем возрасте ребенок получает в руки пульт от телевизора, мышку
от компьютера, модный джойстик.
Молодым мамам и папам проще отвлечь свое чадо экраном, чем заняться его
развитием, научить общаться со сверстниками, расширять его кругозор по
знакомству с реальным окружающим миром. А мы прекрасно знаем, что
окружающий мир ребенком воспринимается через сенсорные эталоны.
Публикация «Тактильные ощущения в социально-личностном развитии ребенка» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Сенсорное воспитание дошкольников неоценимо в восприятии ребенком
окружающей действительности с ее формами, красками, звуками, тактильными
ощущениями. Тактильные ощущения это та ниточка, которая ведет ребенка к
познанию окружающего мира.
Только совместно с родителями, мы сможем сохранить и закрепить умения
исследовать, а также углублять знания, полученные в дошкольных учреждениях, открывать для детей окружающий мир и накапливать сенсорный опыт.
Совместно с родителями мною наработан богатый дидактический материал.
Оригинальность данных дидактических пособий заключается в
следующем:
Оно предназначено для решения целого комплекса задач обучения и воспитания:
социально-личностного, сенсорного, интеллектуального, речевого
•сделаны из простого подручного материала;
•просты и удобны в обращении;
•доступные, яркие, многофункциональные;
•имеют высокую развивающую возможность.
Многофункциональность пособий заключается в том, что его используют для
различных видов детской деятельности: для развития зрительного восприятия,
ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, развития речи,
познавательного развития, формирования элементарных математических
представлений.
«Калейдоскоп ощущений»
Папы приготовили дощечки, а мамочки собрали ткани разной структуры. В ходе
совместной работы у нас получился «Калейдоскоп ощущений», который состоит из
дощечек с наклеенными на них разными тактильными поверхностями.
В этой игре детям даются следующие задания:
• Найти на ощупь поверхность: мягкую, пушистую, гладкую, шершавую.
•С завязанными глазами ощупать предмет на дощечке и описать его;
•Ребенок описывает предметы, а другой – угадывает, что он описал.
•Чего не стало?
•Что изменилось?
•Найди пару.
Таким образом, этот «Калейдоскоп ощущений» способствовал тому, что дети
лучше распознают свойства и признаки предметов, овладевают навыками
обследования, становятся общительнее, учатся работать в подгруппах.
В создании следующего дидактического пособия были задействованы все
родители, я предложила им собрать крышки и в ходе работы над развитием
тактильных ощущений у меня возникла идея их применения.
Дидактическое пособие я назвала: «Тактильный мешочек»
Игра состоит из одинаковых крышечек, в которых наклеен тактильный
материал: наждачная бумага, ковролин, разная ткань (вельвет, кожа, джинсовая
ткань, мех).
Для начала изучаем с ребенком все крышечки с материалом, прощупываем, находим
одинаковые. Затем кладем в мешочек несколько пар крышечек и стараемся
вытащить одинаковые. Со временем можно усложнять игру, добавляя в мешочек
новые пары крышек.
«Волшебный мешочек»
Многие знают о «Волшебном мешочке». Есть много разных способов его
применения. Он полезен тем, что маленькому ребенку трудно закрывать глаза и не
подглядывать.
Играя в «волшебный мешочек» я предлагаю ребенку доставать предметы и левой и
правой рукой.
Начиная играть с ребенком, выбираю игрушки, которые он хорошо знает и которые
легко можно определить на ощупь. Это может быть машинка, куколка, колечко от
пирамидки, шарик, кубик, бумажка. Не надо брать сразу много предметов. Дети
всегда с удовольствием играют в «Волшебный мешочек», и с легкостью
вовлекаются в исследовательский процесс. Для вовлечения родителей к совместной
деятельности с ребенком я предложила играть в «волшебный мешочек» дома всей
семьей, на что получила положительные отклики.
«Волшебные дорожки»
На дощечке расположены дорожки из разных тесемок, шнуров.
Упражнения вводятся и усложняются постепенно.
•Пройди по гладкой линии красного цвета, волнистой линии оранжевого цвета.
•Спустись по дорожке сверху вниз и поднимись по дорожке снизу вверх.
•Найди дорожку с закрытыми глазами.
•Найди самую толстую (тонкую) дорожку;
Волшебные дорожки помогают детям лучше ориентироваться в пространстве.
Дети учатся последовательно и четко описывать свои действия.
Таким образом, дидактическое пособие, способствуют развитию тактильных
ощущений детей с учётом их особенностей, помогают развивать ребенка
интеллектуально, успешно решать задачи социальной адаптации дошкольников.
«Геометрические фигуры»
Для создания данного пособия была использована бархатная бумага, из
которой я вырезала геометрические фигуры. Эти фигуры хорошо знакомы нашим
детям. Я сделала их не слишком большими, ребенок должен охватить их сразу,
положив на них свою руку. Я предлагаю ребенку лист с геометрическими фигурами
и говорю, что, прикоснувшись к бумаге с закрытыми глазами, ребенок должен
определить какая геометрическая фигура под его пальчиками. Когда ребенок
закрывает глаза, ему проще сосредоточиться на ощущениях при прикосновении.
Таким образом, вовлекая в эту игру, мы способствуем тому, что дети лучше,
овладевают навыками обследования, становятся общительнее. Мало того в момент
когда ребенок закрывает глаза интересен и другим ребятам, они договариваются
между собой, кто будет следующий.
«Мешочки с крупой»
Это пособие является одним из самых любимых, в эту игру очень любят
играть дети. Уже в процессе изготовления родители вместе с ребенком проявили
фантазию, в итоге мы получили дидактическую игру, которая способствует
закреплению умения исследовать. Исследовательский уголок одно из любимых
уголков в группе, ребятишки с удовольствием рассматривают разные крупы, семена
плодов и хорошо ориентируются в названиях.
Были сшиты мешочки небольшого размера, Их заполнили крупами и другими
наполнителями: солью, макаронами, рваной бумагой. Мешочки должны быть
парными, два мешочка с гречкой, два с макаронами… Задача ребенка найти
каждому пару.
Детям очень нравится игра: «Угадай, из чего сделан предмет»
Обычно в игре принимают участие несколько человек. Каждому из участников предлагается определить на ощупь из какого материала сделан предмет. Это могут быть резиновые перчатки, стеклянная баночка, туесок из бересты, пластмассовые
кубики, ткань. Это те предметы с которыми ребенок сталкивается ежедневно в окружающем его мире. Предмет накрыт покрывалом, тем самым вовлекая детей в
исследовательскую деятельность мы раскрываем некоторые особенности
окружающего мира, развиваем мышление, обогащаем словарный запас.
Игра рекомендована родителям с целью умения организовывать свой досуг с детьми
в семье.
«Сенсорная тропа»
Задача состоит в совершенствовании качеств здоровосберегающих и
здоровье формирующих технологий, основываясь на личностно – ориентированном подходе в работе с детьми, я предложила родителям изготовить «Сенсорные тропы». Многие родители отозвались на предложение и в домашних условиях вместе с детьми сделали сенсорные тропы из бросового материала.
Дети с удовольствием ходят после сна по сенсорным тропам. Ходьба по
различным наполнителям полезна для развития тактильного восприятия,
координации движений и профилактики плоскостопия.
В результате внедрения в мою практику выше перечисленных игр мне удалось:
•Установить тесный контакт родителей с ребенком в живом общении
•Улучшить психологический климат в группе
•Расширить кругозор у детей, развить исследовательский интерес к
окружающему нас миру.