Приложение МААМ

Традиции и инновации в математическом развитии дошкольников

Людмила Политова
Традиции и инновации в математическом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность опыта

В развитии интеллектуальных способностей детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.

Публикация «Традиции и инновации в математическом развитии дошкольников» размещена в разделах

Поиск более эффективных методов и приемов развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

На современном этапе развития общества в условиях вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ, реализующих раз-личные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста.

Ребенок дошкольного возраста отличается активностью в познании окружающего, проявляет интерес к математике. У него начинают складываться представления о:

• свойствах предметов (величине, форме, цвете, составе, количестве)

• действиях, которые можно производить с предметами (уменьшить, увеличить, разделить, пересчитать, измерить).

Накопленный чувственный и интеллектуальный опыт ребенка может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло, сформировать частные и обобщенные способы познания необходимо в процессе обучения и познавательного общения. Все это служит фундаментом дальнейшего математического образования детей.

Исходя из этого, проблема развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста была и остается достаточно актуальной.

Цель опыта – создание системы работы по развитию математических способностей детей старшего дошкольного возраста посредством применения традиционных и инновационных методик.

Задачи, решаемые в опыте:

• обеспечивать целостность образовательного процесса через сочетание традиционных и инновационных методик математического развития;

развить у ребенка интерес к математике посредством игровых и занимательных форм;

• способствовать формированию познавательного интереса до-школьников через создание предметно-пространственной развивающей среды.

Педагогические средства, используемые в опыте

1. Форма проведения: занятия, дидактические игры, опытно-экспериментальная деятельность, самостоятельная художественная деятельность.

2. Формы организации: коллективная, групповая, подгрупповая, индивидуальная.

3. Методы и приемы:

- наглядные: использование наглядных пособий, средств ТСО, иллюстративных пособий, опытов;

-словесные: объяснения, указания, оценка деятельности детей, загадывание загадок, использование художественного слова, поощрения, обобщения, пояснения, обращение к опыту детей, подведение к выводу, анализ занятия, поисковые и проблемные вопросы к детям;

- практические: сюрпризный момент, игры, упражнения, обследование, сравнение, сопоставление, активная деятельность детей, создание проблемной ситуации.

Технология работы

Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей до-школьного возраста. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Человеческий мозг, тем более мозг ребенка не выдерживает однообразия. Чтобы ребенок полюбил математику, надо показать ее красоту и важность. Необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.

Для реализации задач развития детей средствами занимательного материала, в группе был оформлен математический уголок «Посчитай-ка». Часть материала в уголке изготовили своими руками, часть – фабричного производства. Это игры на составление целого из частей, пазлы и домино по разделам: «цвет», «форма», количество и счет», «величина» и др.

Организация уголка осуществлялась с активным участием детей, что создавало у них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть. В художественном оформлении уголка использовались геометрические орнаменты и сюжетные изображения из геометрических фигур, герои детской литературы. Подбор игрового материала определялся возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголке размещается разнообразный занимательный материал для того, чтобы каждый из детей смог выбрать игру для себя.

Дети нашей группы любят игры, в которых необходимо бросать кубик и делать ход в соответствии с количеством выпавших очков. Двигаясь по схеме, трассе фишками, каждый ребенок упражняется в запоминании порядка следования чисел. В создании таких принимают участие родители детей.

Больше половины группы детей у нас неплохо играют в шашки. Шашки требуют от играющего усиленной деятельности мысли, изобретательности и сообразительности, способствуют развитию памяти и внимания. Играющий должен всё время рассчитывать возникающие варианты, намечать план игры и стремиться осуществлять его.

Для развития логического мышления мы широко применяем пазлы. Прежде, чем положить деталь в то или иное место, ребенок размышляет. И чем больше головному мозгу ребенка давать возможности так размышлять, тем лучше будут развиты психические процессы. Самые большие пазлы, которые мы собирали вместе с детьми, состояли из 560 частей.

Во второй половине дня проводим соревнования по игре в шашки, «Кто быстрее соберет картинку-пазл», «Собери картинку из частей» («Танграм», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра»).

Мы сделали подборки математических пословиц и поговорок, физ-минуток, математических задач на изучение состава числа. Эти пособия мы используем на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Счетные палочки мы применяем не только на занятиях, где нужно что-либо посчитать или решить задачу, но и вне занятий. Дети с удовольствием собирают из них различные фигуры и небольшие картинки.

Играя с блоками Дьенеша, дети выполняют разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, пере-строение и др.). Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математически-ми представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение).

Изучению временных понятий нам помогает математический кален-дарь, в изготовлении которого принимали участие родители.

Применение вышеперечисленных методов и приемов по формированию математических представлений для каждого педагога является традиционным и приносит неплохие результаты. Но каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих воспитанников. Именно поэтому ему необходимо находиться в постоянном поиске новых интересных способов обучения. Вот таким новым способом обучения математике в нашей группе стала ментальная арифметика.

Ментальная арифметика является одной из самых перспективных методик детского образования. В нашей стране технология «Ментальная арифметика» появилась совсем недавно, около трех лет назад.

Для того, чтобы преподавать ментальную арифметику, я прошла курсовую подготовку по направлению «Ментальная арифметика», изучила интернет ресурсы. Полученные знания применила при написании про-граммы кружковой работы по данной теме.

Занятия строятся в доступной и интересной для дошкольников форме, с постоянной сменой видов деятельности. Ребенок воспринимает абакус как игрушку. В этом возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление, абакус является идеальным инструментом для его развития. Ребенок учится, играя со счетами.

Сначала малыши знакомятся с арифметикой в игровой форме с по-мощью рисунков. Учатся писать числа и работать с абакусом. На начальных этапах занятий у детей тренируют порядковый, прямой, обратный, количественный счет, учат писать цифры, разрабатывают мелкую моторику. Знакомят с геометрическими фигурами.

Основной вид деятельности на занятиях по «Ментальной арифметике» — счет на абакусе. Дети считают разными способами: на слух, на специальных карточках с заданиями, у доски, на демонстрационном абакусе, на интерактивном тренажере.

Заниматься арифметикой, даже необычной, — это утомительно и для школьников, а тем более для детей 5-6 лет.

Поэтому всегда встает вопрос: чем разнообразить занятия? Как развлечь детей? И желательно так, чтобы это веселье приносило пользу освоению предмета?

Ребенок все время вовлечен в активную деятельность. Задачи представлены в виде игры. Занятие построено 50/50, часть занятия обязательно уделяется счёту, часть – творческим заданиям, для развития внимая, памяти, мышления.

Остановимся на них подробнее.

1. Мозговая гимнастика, так называемая «Гимнастика мозга», упражнения, которые активизируют полноценную работу левого и право-го полушария, помогают управлять эмоциональной, физической и умственной жизнью. Данная гимнастика способствует лучшему восприятию информации.

Например: упражнение «Ленивая восьмерка» Возьмите карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности) Затем обведите 4-6 раз правой, а затем левой рукой.

2. Кинезиологические упражнения

Кинезиология — это наука о развитии умственных способностей че-рез специальные двигательные упражнения. Они улучшают мыслительную деятельность, развивают межполушарные связи, способствуют развитию памяти, повышают устойчивость внимания.

3. В начале занятия, с целью создания положительного настроя, а также для включения детей в познавательную деятельность, можно использовать подвижную игру.

Воспитатель бросает мяч одному из игроков и называет его имя. Следующий игрок бросает мяч следующему игроку и называет его имя. И так продолжается до тех пор, пока все участники привыкнут к данному порядку. После чего воспитатель бросает мяч и называет имя того, кому бросает мяч, и того, кто стоит слева. На этом занятии меняется привычный ход игры, детям приходится быть более внимательными. Более того, в процессе игры тренируется скорость принятия решений, ведь детям нужно перестроится с привычного хода игры на новый.

4. Также в начале занятия можно использовать игру «Ассоциации». Воспитатель называет слово, а ребенок, не раздумывая, называет первое слово, которое приходит ему на «ум». Такая игра развивает воображение, память и быстроту реакции.

5. Физкультминутки

Хотя предпочтительнее разнообразить занятия тематическими игра-ми, все же без самых обыкновенных физкультминуток тоже не обойтись. Они очень нужны после активной умственной деятельности ребенка или перед рассмотрением новой темы.

Можно использовать физкультминутки под музыку с увеличением темпа выполнения движений, такие, как «У оленя дом большой», «Само-лет» и т. д.

6. Игры со счетом

Обычно рекомендуется играть в них в конце занятия.

- «Живой абак»

Дети выступают в роли косточек на абаке. Каждому ребенку присваиваем цифру от 1 до 5. Ребята выстраиваются в линейку, как косточки на спице. На полу между косточкой «5» и остальными проводим воображаемую границу.

Воспитатель дает команды в виде примера: 1+2+1+5-2-1+3 =?

Дети двигаются либо к границе, либо от нее — в зависимости от команды. Потом спрашиваем у детей ответ. Такая игра развивает у детей командный дух и улучшает понимание счета на абаке.

- «Счет с закрытыми глазами»

Считаем на абаке, закрыв глаза повязкой. Такая игра позволяет ребенку улучшить ментальный счет.

- «Счет под интенсивную музыку»

Считаем ментально и на абаке под любую ритмичную современную песню. Такая игра позволят сконцентрироваться на счете и увеличивает темп счета.

- «Счет со скакалкой»

Считаем ментально и скачем на скакалке. Такая игра помогает от-учиться от использования рук при счете.

- «Съедобные абаки»

Можно сделать с детьми съедобные абаки. Нам потребуются: шпажки — это спицы абака, маршмеллоу, сладкая кукуруза — это косточки абака. Нанизываем на шпажку маршмеллоу или кукурузу. Делим на верхнюю и нижнюю часть. Выделяем границу. И считаем примеры. После игры можно будет съесть наши косточки.

7. Игра «Что есть что» или «Лото»

Цель: учить находить изображение предмета по контуру, выделять фигуру из набора линий (7 минут)

8. Для проверки фотографической памяти используем рассматривание картины. Даем установку, чтобы дети запомнили, что на ней изображено. Потом картину убираем и опрашиваем каждого ребенка по содержанию картины.

9. Можно использовать игры типа «Обведи в кружок» (только беге-мотов, с помощью которой мы развиваем у детей память, мышление, внимание.

В уголок математического развития мы добавили игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия. Сделаны карты «Проведи по линиям сразу обеими руками. А также подобраны симметричные рисунки для рисования обеими руками одновременно. Это помогает детям в развитии ориентировки в пространстве, мелкой моторики пальцев рук и творческого воображения.

Составлена картотека игр для развития правого и левого полушария мозга.

Изготовлен тренажер по ментальной арифметике Флеш-карты где с одной стороны карточки графическое изображение цифры на абакусе. а с другой арабская цифра. Занятия с флеш-картами проводятся разминкой в вводной части урока ментальной арифметики минут 5-7 и в середине урока столько же по времени.

Пополнили коллекцию лабиринтов. Конечно, детские развивающие игры лабиринты не такие уж запутанные и коварные, как взрослые, но ребенку понадобятся определенные усилия, чтобы найти выход. И, не смотря на это, прохождение лабиринтов – одно из любимых занятий детей.

В уголок математического развития изготовили Таблицы Шульте, которые помогают определить устойчивость внимания и динамику работоспособности. Ребенку предлагается отыскать, показать и назвать числа в порядке их возрастания.

Весь материал математического уголка мы используем на занятиях по ФЭМП, в кружковой работе и самостоятельной деятельности детей.

Свои знания по математике дети смогли продемонстрировать, принимая участие в конкурсах разного уровня.

Я тоже поучаствовала в конкурсах, олимпиадах и опубликовала занятие по ФЭМП «Путешествие на планету Математика» в сети работников образования.

Безусловно, работа была бы менее эффективной, если бы не участие и поддержка родителей. На первом собрании я познакомила родителей с содержанием своей работы; создала ситуацию, способствующую заинтересованности взрослых изучением их детьми ментальной арифметикой. Объяснила все плюсы данной методики., в виде буклетов сделала первоначальные рекомендации, провела мастер-класса «Правила счета на абаку-се». В информационный стенд поместила консультации: «Что такое ментальная арифметика», «Ментальная арифметика – тренировка для ума»», Как итог учебного года, планируется проведение открытого показа НОД для родителей по ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП).

Своим опытом я поделилась с коллегами на семинаре в ДОУ «Ментальная арифметика, как средство развития интеллектуальных способностей дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО», где рассказала о значении развивающих игр в формировании у дошкольников навыков ментального счета. Являясь одним из первооткрывателей ментальной арифметики для дошкольников на уровне ДОУ, стала наставником для коллег, которые в следующем учебном году также начнут изучение этого предмета.

Анализ применения ментальной арифметики в образовательный процесс в сочетании с традиционными формами обучения подтвердил планируемые результаты. Дети старшей группы быстрее овладевают навыками количественного и порядкового счета, лучше запоминают цифры, учатся делать элементарные вычисления в уме. У детей наблюдаются успешные изменения в развитии памяти, внимания и мышления. Это создает отличные предпосылки для дальнейшего повышения их образовательного уровня.

Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы по сочетанию традиционных методик и инновационных развивающих технологий работает эффективно, помогает достигать стабильных результатов.

В следующем году мы планируем продолжить изучение ментальной арифметики уже на более высоком уровне.

Публикации по теме:

Блоки Деньеша для малышей. Как можно использовать мультимедийные презентации в математическом развитии младших дошкольниковБлоки Деньеша для малышей. Как можно использовать мультимедийные презентации в математическом развитии младших дошкольников Блоки Деньеша для малышей. Как можно использовать мультемидийные презентации в математическом развитии младших дошкольников. У меня большой.

Сценарий интерактивной сказки «Алиса на математическом балу»Сценарий интерактивной сказки «Алиса на математическом балу» Предлагаю вашему вниманию сказку, которую можно использовать на концерте для родителей, на выпускном балу, для НОД по ЭФМП. Музыкальным.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование домино в развитии исследовательских умений дошкольниковИспользование домино в развитии исследовательских умений дошкольников Всем хорошо известна игра домино, но современные технические игрушки все чаще вытесняют доступные игровые средства прошлого. А ведь в них.

Консультация «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги. Я хочу с вами поделиться мастер – классом: «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников».

Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию презентацию:«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников» Театрализованная.

Районный конкурс «Инновации в действии» Тема: «Формирование экологический культуры дошкольников» автор: Ануфриева Н. В ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРИРОДОВЕДЧЕСКУЮ ТЕМАТИКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ.

Роль сенсорных таблиц в развитии дошкольниковРоль сенсорных таблиц в развитии дошкольников «Сенсорные игровые таблицы» — развивающая игра для детей дошкольного возраста. В ходе игры ребенок учится различать геометрические фигуры,.

Использование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольниковИспользование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольников Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в: неумении контролировать свой гнев, выражая.

Значение патриотического уголка в развитии дошкольниковЗначение патриотического уголка в развитии дошкольников Воспитание у дошкольников чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Традиции и инновации в математическом развитии дошкольников
Опубликовано: 16 мая 2020 в 16:59
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Традиции и инновации в математическом развитии дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Политова (УИ 165954) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД