Наталья Халина
«Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Задачи:
Организация условий, способствующих снятию напряжения, чувства тревоги,
Сплочение педагогического коллектива, развитие навыков взаимоподдержки;
Развитие навыков самоанализа и преодоления психологических барьеров;
Помощь в осознании личностных ресурсов педагогов.
Участники:
педагог-психолог, педагоги учреждения.
Публикация «„Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Место проведения: кабинет педагога-психолога.
Мы начинаем наше тренинговое занятие. Любое тренинговое занятие имеет свои правила.
Предлагаю всем работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях и играх, слушать друг друга внимательно.
Принцип нашего занятия: “ Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я пойму”.
Упражнение “Эхо”
Каждый по кругу называет свое имя, сопровождая его жестом или движением всего тела, а группа, как эхо, повторяет это все за ним.
Далее я предлагаю вам опросник с помощью которого каждый из вас сможет определить уровень профессионального выгорания
Опросник «Синдром выгорание».
Я буду зачитывать утверждения о чувствах и переживаниях связанных с работой, а вы решите, чувствуете ли вы себя подобным образом. Вы записываете номер утверждения и напротив ставите себе определённый балл, который отвечает частоте возникновения того или иного чувства.
Если это вам не свойственно никогда 0 баллов
Очень редко 1 балл
Редко 2 балла
Иногда 3 балла
Часто 4 балла
Очень часто 5 баллов
Всегда 6 баллов
1. я чувствую себя эмоционально опустошенным.
2. к концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон
3. я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен идти на работу
4. я хорошо понимаю, что чувствуют мои воспитанники, и использую это в интересах дела.
5. я общаюсь со своими воспитанники без лишних эмоций
6. я чувствую себя энергичной и воодушевленной.
7. я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях.
8. я чувствую угнетение и апатию.
9. я могу позитивно влиять на продуктивность деятельности своих воспитанников.
10. в последнее время я стала более равнодушной по отношению к тем, с кем работаю.
11. окружающие скорее утомляют меня, чем радуют.
12. у меня много планов, и я верю в их осуществление.
13. я испытываю все больше жизненных разочарований
14. я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.
15 бывает, что мне безразлично, что происходит с моими коллегами
16. мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и от всех.
17. я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества при общении.
18. я легко общаюсь с людьми независимо от их статуса и характера.
19. я многое успеваю сделать.
20. я чувствую себя на пределе возможностей.
21. я многого смогу еще достичь в своей жизни
22. бывает, что начальство и коллеги перекладывают на меня груз своих проблем.
Обработка и интерпретация результатов проводится следующим образом: в соответствии с «ключом» подсчитывается суммы баллов по трем составляющим (три основные составляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональная истощенность, деперсонализация,редукция профессиональных достижений).
Интерпретация результатов проводится на основании сравнения полученных оценок со средними значениями с демографическими данными
Ключ опросника «Синдром выгорание».
Максимальная сумма баллов по номерам утверждений:
Эмоциональнальное истощение 1,2, 3, 6,8, 13,14, 16, 20
Деперсонализация 5, 10, 11, 15,22
Редукция личных достижений 4. 7.9, 12, 17.18,19,21
Уровни "выгорания"
Эмоциональное истощение проявляется в, равнодушии эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
0-16 низкий уровень
17-26 средний уровень
27 и более высокий уровень
Деперсонализация наблюдается: нарушением отношений с другими людьми, чувство зависимости, повышение негативизма, может проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается
даже по отношению к воспитанникам (ученикам)
0-6 низкий уровень
07- 12 средний уровень
13 и более высокий уровень
Редукция личных достижений: снижается уровень самооценки, проявляется негативное отношение к своей профессии, сознательное ограничение своих возможностей, стремление найти нишу, в которой можно было бы укрыться от необходимости саморазвития.
39 и больше низкий уровень
38-32 средний уровень
31-0 высокий уровень
И далее я предлагаю вам игры и упражнения, которые являются путём преодоления данной проблемы
Упражнение “Карусель общения”
Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим.
“Я люблю…”
“Меня радует…”
“Мне грустно когда…”
“Я сержусь, когда… ”
“Я горжусь собой, когда…”
Игра “Поменяйтесь местами те, кто….” ( цель: снятие накопившегося напряжения;
сплочение членов группы)
Инструкция: ведущий называет признак, который свойствен многим. Те, кому он свойствен, меняются местами. Задача ведущего – занять чье-то место.
6. Упражнение "Удовольствие"
Участникам тренинга раздаются листы бумаги, и предлагается написать 10 видов
повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как " скорую помощь" для восстановления
сил.
Упражнение “Единый ритм”
Участники группы один за другим, а потом все вместе в едином темпе исполняют определенный ритм, заданный ведущим.
Упражнение «Чувство»
Участники пишут на листочках бумаги какое-либо чувство. Ведущий собирает листочки и перемешивает. Затем каждый участник выбирает любой листочек. Ему необходимо изобразить то чувство, которое написано на нём. Показ может быть мимическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого показа.
Ведущий молчит, не раскрывая секрета сразу после первых высказанных догадок. Должны высказаться все участники. Каждый изображает несколько чувств.
Упражнение “Моечная машина”
Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится “машиной”, последний - “сушилкой”. “Машина” проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. “Сушилка” должна его высушить — обнять. Прошедший “мойку” становятся “сушилкой”, с начала шеренги идет следующая “машина”.
Упражнение «Аплодисменты». У нас сложилась очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я предлагаю всем встать в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из коллег, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего коллегу, который также получает свою порцию аплодисментов, – они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем уже тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.
. Упражнение «Солнышко».
Участникам раздаются листки бумаги.
Ведущий: нарисуйте в центре листа круг это будет солнышко в центре напишите своё имя, передайте этот лист тому, кто сидит справа от вас он проведёт лучик от вашего солнышка и напишет своё позитивное пожелание или комплимент и передаст лист дальше, так мы будет передавать до тех пор, пока каждый лист не вернётся к хозяину.
9. Притча.
Например «История-напутствие» из книги Носсрата Пезешкяна «Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия».
История-напутствие
В одной персидской истории рассказывается о путнике, который с великим трудом брел, казалось, по бесконечной дороге. Он весь был обвешан всякими предметами. Тяжелый мешок с песком висел у него за спиной, туловище обвивал толстый бурдюк с водой, а в руках он нес по камню. Вокруг шеи на старой истрепанной веревке болтался старый мельничный жернов. Ржавые цепи, за которые он волок по пыльной дороге тяжелые гири, обвивались вокруг его ног. На голове, балансируя, он удерживал наполовину гнилую тыкву. Со стонами он продвигался шаг за шагом вперед, звеня цепями, оплакивая свою горькую судьбу и жалуясь на мучительную усталость.
В палящую полуденную жару ему повстречался крестьянин. «О, усталый путник, зачем ты нагрузил себя этими обломками скал?» — спросил он. «Действительно, глупо, — ответил путник, — но я до сих пор их не замечал». Сказав это, он далеко отшвырнул камни и сразу почувствовал облегчение. Вскоре ему повстречался другой крестьянин: «Скажи, усталый путник, зачем ты мучаешься с гнилой тыквой на голове и тащишь за собой на цепи такие тяжелые железные гири?» — поинтересовался он. «Я очень рад, что ты обратил на это мое внимание. Я и не знал, что утруждаю себя этим». Сбросив с себя цепи, он швырнул тыкву в придорожную канаву так, что она развалилась на части. И вновь почувствовал облегчение. Но чем дальше он шел, тем сильнее страдал. Крестьянин, возвращавшийся с поля, с удивлением посмотрел на путника: «О, усталый путник, почему ты несешь за спиной песок в мешке, когда, посмотри, там, вдали так много песка. И зачем тебе такой большой бурдюк с водой — можно подумать, что ты задумал пройти всю пустыню Каир. А ведь рядом с тобой течет чистая река, которая и дальше будет сопровождать тебя в пути!» — «Спасибо, добрый человек, только теперь я заметил, что тащу с собой в пути». С этими словами путник открыл бурдюк, и тухлая вода вылилась на песок. Задумавшись, он стоял и смотрел на заходящее солнце. Последние солнечные лучи послали ему просветление: он вдруг увидел тяжелый мельничный жернов у себя на шее и понял, что из-за него шел сгорбившись. Путник отвязал жернов и швырнул в реку так далеко, как только смог. Свободный от обременявших его тяжестей он продолжал свой путь в вечерней прохладе, надеясь найти постоялый двор.
Рефлексия.