МААМ-картинки

«Трудовое воспитание детей средней разновозрастной группы» (из личного опыта)

Елена Липатова
«Трудовое воспитание детей средней разновозрастной группы» (из личного опыта)

«Трудовое воспитание детей

средней разновозрастной группы» (из личного опыта)

(выступление на пед. совете)

«Нет и не может быть воспитания вне труда

и без труда,

потому что без труда во всей его сложности

человека нельзя воспитывать»

В. А. Сухомлинский

Воспитатель : Липатова Е. М.

Публикация «„Трудовое воспитание детей средней разновозрастной группы“ (из личного опыта)» размещена в разделах

МДОБУ Петровский детский сад – 2015г.

Деятельность педагога всегда регламентируется документами. Основные документы, на основе которых я строю свою работу в ДОУ - ФГОС ДО, «Детство примерная общеобразовательная программа» и «Основная образовательная программа дошкольного образования МДОБУ Петровский детский сад»

ФГОС ДО рассматривает трудовое воспитание ребенка в рамках области «Социально-коммуникативное развитие»

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и

ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные

ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и

сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и

саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального

интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование

готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование

уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к

сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных

установок к различным видам труда и творчества; формирование основ

безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования перед каждым возрастом ставит задачи. Задачи по трудовому развитию рассматриваются отдельно от других направлений в области «Социально-коммуникативное развитие»

Группа, в которой я работаю, является разновозрастной, в ней присутствую дети четвертого и пятого года жизни. Т. О. при планировании свое деятельности по трудовому развитию я руководствуюсь задачами обеих возрастных категорий.

Развиваем ценностное отношение к труду (2-ая младшая группа)

Задачи образовательной деятельности

1. Развивать интерес к труду взрослых в детском саду и в семье, представления о

конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях

(мытье посуды, уборка помещений детского сада и участка и пр.).

2. Воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам как результатам

труда взрослых.

3. Приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание,

способствовать развитию самостоятельности, уверенности, положительной

самооценки.

Задачи образовательной деятельности (средняя группа)

1. Формировать представление об отдельных профессиях взрослых на основе

ознакомления с конкретными видами труда; помочь увидеть направленность труда на

достижение результата и удовлетворение потребностей людей.

2. Воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях.

3. Вовлекать детей (в объеме возрастных возможностей) в простейшие процессы

хозяйственно-бытового труда — от постановки цели до получения результата труда;

при поддержке взрослого развивать умение контролировать качество результатов

своего труда (не осталось ли грязи, насухо ли вытерто, убраны ли на место

инструменты и материалы).

4. Способствовать дальнейшему развитию самостоятельности и уверенности в

самообслуживании, желания включаться в повседневные трудовые дела в детском саду

и семье.

Всю свою работу по приобщению детей к труду я разделяю на следующие этапы:

- самообслуживание;

- дежурство на занятиях и по столовой;

- труд детей в природе (на прогулках);

- труд в уголке природы.

Все умения и навыки, представления об окружающем дети получают в процессе игры. Трудовое воспитание ребенка не является исключением. Подумайте сами, куда интереснее идти умываться, если знаешь потешку про умывание, или нужно помочь «девочке Грязнульке» и научить ее правильно умываться, куда интереснее не просто подметать дорожки, а быть помощником дворника, помочь няне накрыть на стол и т. д.

Работа в разновозрастной группе требует большей подготовки, чем в группе с чистым возрастом, но в этом есть и свои плюсы. Старшие дети становятся помощниками воспитателя и знакомят с традициями группы малышей, помогают им во всем. Приобщение детей к труду организуется через трудовые поручения, которые усложняются с возрастом. Детям очень нравится помогать взрослым и в нашей работе нужно поддерживать инициативу ребенка, поощрять его деятельность.

Для организации дежурства в нашей группе оборудован уголок «Наши дежурные», где каждое утро выбирается дежурный на весь день. При подготовке к занятиям дети раздают непроливайки, доски для лепки, тарелочки для клея, кисточки, раздаточный материал. Дети принимают участие при мытье игрушек.

В нашей группе организован уголок природы. В уходе за комнатными растениями у детей развивается кругозор, трудовые навыки. Ребята поливают цветы, протирают пыль с листьев растений, опрыскивают их, рыхлят почву. Обычно данную работу я организую в парах: сравниваем способы ухода за разными видами листьев (с ворсинками и гладкими, мелкими и крупными и т. п., старший ребенок становится наставником для младшего (с помощью показа и объяснения происходит взаимодействие детей). Весной на подоконниках группы организуем мини огород, что способствует ознакомлению детей с особенностями выращивания овощных культур. Летом дети совместно с воспитателем ухаживают за огородом на территории ДОУ. Детям очень нравится поливать огород, наблюдать за ростом растений. Особенно активно принимают участие при сборе урожая.

Труд во время прогулки организую различными способами : «трудовой десант» по сбору мусора на площадке (листья и веточки, «маленькие помощники» сгребание снега, подметание дорожек, прочищение дорожек к кормушкам, насыпать корм в кормушки, полить клумбы.

В самостоятельной деятельности детей происходит знакомство с трудом взрослых, для этого создана благоприятная развивающая среда, которая в свою очередь является мобильной (СРИ – «Больница» «Магазин», «Дом», «Гараж», «Пожарные», настольно-печатные игры «Кому что для профессии нужно», «Кто кем работает», сюжетные и предметные картинки и т. п.) Негласное правило в нашей группе – «Поиграл игрушками- убери их на место».

Все вышесказанное организуется в режимных моментах. В процессе непосредственно образовательной деятельности дети знакомятся с профессиями людей, их важности в жизни общества. Работу по ознакомлению с трудом взрослых я начала с самого близкого и доступного: с наблюдения за работой няни в своей группе. Постепенно дети познакомились с процессами труда, которым занимается повар, дворник, прачка и другие сотрудники ДОУ. После наблюдения организуется беседа, в конце которой обязательно задаю вопрос «А как можно помочь в этом труде взрослым. Проживание в сельской местности позволяет знакомить детей с профессиями людей на селе. Для этого организуются экскурсии: на пекарню, в поле к комбайнеру, в мастерские и т. п. Дети оживленно рассказывают о работе своих родителей.

Успех трудового воспитания во многом зависит от совместной работы ДОУ и семьи. Для этого с моей стороны организуются беседы с родителями, консультации, информация на папке-раскладушке. В группе организуются выставки «Вот какие мы большие», «Мамины помощники».

Знакомство детей с трудом взрослых расширяет кругозор, воспитывает инициативность в трудовых поручениях, воспитывает уважение к труду взрослых, любовь к окружающему.

Литература:

Детство: примерная образовательная прорграмма дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014.-208с.

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

• "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Публикации по теме:

Я люблю свою профессию Я работаю с детьми, и это настоящее счастье, удовольствие, творчество и самовыражение. Воспитывая детей – я воспитываюсь сама – искренности,.

Особенности труда детей дошкольного возрастаОсобенности труда детей дошкольного возраста Особенности труда детей дошкольного возраста Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Трудовое воспитание детей средней разновозрастной группы» (из личного опыта)
Опубликовано: 26 марта 2015 в 12:46
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД