Галина Ковальчук
Трудовое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим поделиться с вами опытом своей работы по теме: «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО».
«Трудовое воспитание – это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно. Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда, во всей его сложности и многогранности, человека нельзя воспитывать»
Публикация «Трудовое воспитание дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2023
В. А. Сухомлинский
Трудовое воспитание дошкольников на современном этапе является одной из важнейших сторон воспитания, как для родителей, так и для дошкольного образовательного учреждения. В последнее время, современные родители уделяют большое внимание интеллектуальному и умственному развитию детей, подготовке их к обучению в школе и не задумываются о том, что в основе всех этих учебных умений лежат трудовые умения и навыки, которые не только воспитывают прилежание, целеустремлённость, самостоятельность, но помогают ребенку легче адаптироваться в социальном окружении.
Трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у
детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду
как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность.
В последнее время в ДОУ закономерностью становится тенденция увеличения времени на обучение, а не на воспитание. Многие стороны воспитательного характера остаются в стороне, в том числе и трудовое воспитание, которое особенно актуально и сегодня.
Это приводит к тому, что, вырастая, дети становятся глухими к нуждам окружающих их людей, самонадеянными, ленивыми, проявляющими слабость в определенных ситуациях.
Актуальность опыта в решении задач трудового воспитания дошкольников мы видим в следующем:
1. Снижение у детей интереса к труду.
Взрослым хочется все сделать самим – быстрее, лучше, аккуратнее. Они не задумываются над тем, что если ребенку все время отказывать в желании что-то сделать самому (застегнуть пуговицу, завязать шнурки, накрыть на стол, полить цветы) то в скором времени таких желаний у ребенка появляться не будет.
2. Отсутствие у старших дошкольников желания участвовать в повседневной трудовой деятельности.
3. Низкий уровень сформированности трудовой деятельности к концу дошкольного возраста.
4. Бедность, узость и бессистемность знаний детей о труде взрослых.
В условиях введения ФГОС ДО, проблема трудового воспитания стала
рассматриваться несколько под другим углом. Ведь теперь целью
дошкольного воспитания становится развитие активной, самостоятельной, инициативной, творческой личности, способной преобразить окружающий мир, а не подстраиваться под него.
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание, которое отражено в области «Социально-коммуникативное развитие» - это одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач
• Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться;
• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование умения ответственно относиться к порученному заданию;
• формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий и должен строиться с учетом следующих принципов:
- поддержка инициативы в различных видах деятельности;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- принцип развивающего образования (системности и последовательности).
Всем вам известно, по своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида:
• самообслуживание,
• хозяйственно-бытовой труд,
• труд в природе,
• ручной и художественный труд.
Неизменным в трудовой деятельности является ранняя (детская) профориентация, или другими словами знакомство с профессиями.
Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий:
- создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда;
- создание мотивации трудовой деятельности;
- систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера;
- создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление
к полезным делам;
- учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка;
- поощрения в процессе и по результатам труда.
- подбор материалов и оборудования для труда
Так как среда – это одно из основных средств развития личности ребенка, важнейший механизм его саморазвития, источник индивидуальных знаний и социального опыта, мы руками воспитателей и родителей ДОУ её заметно обновили и преобразили. В групповых комнатах с помощью родителей были оформлены Центры природы и уголки дежурства, в которых в свободном доступе и достаточном количестве для детей имеются необходимые атрибуты для трудового воспитания.
Большое внимание уделяем материалам по профессиям. Нами собраны картотеки сюжетно-ролевых игр по профессиям, загадок, подвижных игр, пальчиковых гимнастик. Подобрана художественная и познавательная литература, собраны куклы в спецодежде, имеются многофункциональные ширмы, атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
Все группы обеспечены дидактическими играми и наглядно-дидактическим материалом по трудовому воспитанию. Пополняется коллекция виртуальных экскурсий по предприятиям нашего города. Создан альбом – малышки «Профессии», «Провели развлечение о профессиях».
Всю свою работу строили по 3 направлениям: с детьми, педагогами и родителями.
Работа с педагогами
Прежде чем начать работу с детьми по данной теме необходимо самим овладеть определенными знаниями и умениями.
Поэтому для этого изучили темы:
«Метод проектов как инновационная деятельность в ДОУ»
«Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
«Трудовое воспитание детей в процессе организации прогулки»
«Формы взаимодействия с родителями по вопросам трудового воспитания»
«Организация дежурства в детском саду для детей дошкольного возраста»
«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников»,
«Квест - игра одна из современных педагогических технологий в работе с дошкольниками»,
Деловая игра «Калейдоскоп профессий»
Педагогический совет «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО».
Мы уже проводили смотр – конкурс «Лучший уголок природы в детском саду».
Работа с детьми
Одним из современных инновационных методов работы с детьми является проект. Проект, включает в себя разнообразные средства, методы и приемы работы с детьми.
Подойдя творчески к решению данной задачи, рекомендую провести занятий по трудовому воспитанию. Занятия для родителей: «Книжная больница», «Путешествие в страну земледелия», «В гостях у Феи трудолюбия», «Посадка лука», «Поможем Федоре».
Неотъемлемой частью в трудовом воспитании является совместная деятельность в процессе режимных моментов в течение всего дня: дежурства по столовой, по занятиям, уголку природы; оказание посильной помощи помощнику воспитателя, большинство детей принимают активное участие в хозяйственно – бытовом труде. В вечернее время дети совместно с воспитателями занимаются реставрацией книг, ремонтом коробок, изготовлением пригласительных и подарков к праздничным мероприятиям. Но хочется отметить, что не все дети находят радость в труде, есть и такие, которые не желают трудиться, над чем мы и работаем.
В этом году с ранней весны мы планируем продолжать работу на нашем участке. Работа по благоустройству клумбы и огорода, где дети под контролем взрослых по сеят морковь, укроп, лук, горох и свеклу. Чтоб в течение всего сезона дети ухаживали за овощами (пололи, поливали, рыхлили) и в результате получили хороший урожай.
На участках детского сада дети принимают активное участие в труде : летом ухаживают за цветами в клумбах, а в зимнее время в обязанность детей входит подкормка птиц и забота о деревьях на участках.
По профориентации с младшими дошкольниками были проведены экскурсии по детскому саду, где дети наблюдали за работой дворника, прачки, медсестры, поваров.. Дети знакомились с профессиями швеи, парикмахера, сталевара, художника – оформителя, ветеринара.
Конечно, не всегда возможно организовать реальную экскурсию (дорога, затраты, безопасность, но тут нам на помощь приходят виртуальные экскурсии. Составляя виртуальные экскурсии, мы учитываем возраст детей, делая материал доступным и понятным.
В работе с детьми используем современные педагогические технологии такие как квест – игра. С детьми старшей группы провели «Путешествие в страну профессий»
Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно – ролевая игра. Принимая на себя разные социальные роли, ребенок осваивает в игре сложную систему человеческих отношений. Именно в игровой практике ребенок начинает понимать, что люди любят друг друга и проявляют заботу, защищают друг друга и помогают.
Эффективным методом в трудовом воспитании является и театрализованная деятельность, ведь дети любят очень подражать, быть на кого то похожими. Большинство родителей наших воспитанников работают на авиационном заводе, поэтому мы знакомим детей с их деятельностью и профессиямиями.
Сотрудничество с семьей
Как бы мастерски опытный и талантливый педагог ни реализовывал все цели и задачи по ФГОС, какие бы интересные трудовые игры ни придумывал, результат воспитания ребенка не будет достигнут, если нет единства и преемственности в воспитательном процессе в детском саду и в семье.
Поэтому важно выработать общую систему приобщения к труду детей, донести до родителей важность совместного труда дома. Содержание совместных трудовых мероприятий для родителей и детей может быть разнообразным: это и родительские собрания, консультации, беседы, мастер-классы, тематические стенды (папки-передвижки, стенгазеты и другие наглядные информационные материалы, совместные творческие выставки (кормушек, скворечников, огородов на окне, экологические акции и субботники, конкурсы поделок и рисунков, фото и видеоотчеты о семейных трудовых делах, встречи с интересными людьми (из числа родителей, совместные проекты, оформление групповых комнат к праздникам, привлечение родителей в образовательную деятельность (создание мини-музеев «Умелые руки наших мам», «Предметы старины», посещение открытых занятий, участие в праздниках и развлечениях). Такие общие для родителей и детей дела прекрасно реализуют дидактические и воспитательные задачи трудового воспитания.