евгения иванова
Проект «Творческая мастерская глиняной игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
В данном проекте собранны материалы по изготовлению и применению глиняной игрушки на занятиях и других режимных моментах в работе с детьми, с целью ознакомления с произведениями устного народного творчества: песенками, потешками, пословицами, поговорками, сказками. Представлены результаты работы в виде конспектов занятий по изучению фольклорных произведений и дано краткое описание работы с наглядным иллюстрированным материалом. Весь материал –более 100 глиняных игрушек был мною сделан, оформлен по сюжетам произведений и отснят на цифровой фотоаппарат. Затем распечатан и переплетен в книгу «Потешки». Кроме того, сделано несколько видеоматериалов презентаций кратких минипроектов и видеофильмов по применению глиняных игрушек в работе с детьми. Представлены фотографии проведения «Мастер-классов» с педагогами нашего учреждения и других детских садов города и на ярмарках «УчСиб – 2007» и «УчСиб-2008».
Публикация «Проект „Творческая мастерская глиняной игрушки“» размещена в разделах
- Глина. Поделки из глины
- Игрушки. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Конечным продуктом данного проекта будет сбор материала, который может использоваться педагогами нашего учреждения в работе с детьми
*
Цель:
Создание творческой мастерской глиняной игрушки, как основы успешной деятельности педагога и родителей в знакомстве детей с устным народным творчеством.
Значимость и актуальность данного проекта.
Первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с устного народного творчества : колыбельных песен, пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок – небылиц и конечно сказок. И хотя они состоят из нескольких строк, незатейливых сюжетов и простых по форме, - таят в себе немалые жанровые богатства. Это шедевры народного творчества, которые передают мудрость, накопленную веками, пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду, закладывается любовь к народному, национальному искусству, а вместе с тем и первые привязанности к родному дому, родному краю, Родине. Но как у маленького ребенка развить интерес к устному народному слову, чтобы он хотел слушать, понимать незатейливые тексты, и воспроизводить их самостоятельно и с удовольствием?
Главное - нужно сделать этот процесс ознакомления понятным, увлекательным и творческим.
*
В младшем возрасте детям нужно дать возможность не только слышать то или иное произведение, но и видеть его притронуться к нему, это ему поможет понять содержание текста. Многое о том, как жили люди в старину, детям могут рассказать книги, мультфильмы, кинофильмы. Но, к сожалению, они не дадут возможность стать участником событий и проявить свое творчество. Именно поэтому у нас в группе появился театр глиняной игрушки на столе. Вылепленные из теста и глины, фигурки старались делать под размер детской руки, чтобы ребенку было удобно манипулировать ей. Каждый ребенок мог проявить себя в творчестве, лепили простые декорации: овощи, фрукты, предметы быта, при этом воспитателю в работе с детьми, необходимо было соблюдать следующие правила:
**
Правило №1 «Создать условия для творчества»;
Правило №2 «Не мешать ребенку, творить»;
Правило №3 «Бережно относится к результатам творческого труда»;
Правило №4 «Уважать мнение ребенка».
*
Основным элементам настольного театра является изба, где обыгрываются сюжеты потешек. В избе находится вся домашняя утварь прошедших времен: стол, лавки, печь, колыбелька для малыша, посуда, ведра и т. д.. Возле избы - двор, огород, там же находится колодец.
Изба оживает, когда в ней появляются участники потешки. [
*
С течением времени интерес детей к игре не ослабевает, а напротив усиливается, так как сюжеты меняются, появляются новые герои, в зависимости от того, с какой потешкой мы знакомим детей. Каждое новое произведение становится для детей неожиданностью, сюрпризом, и их интерес к игре с куклами не угасает,
*
а процесс игры становится еще более увлекательным. Используя этот материал в работе, дети знакомятся с произведениями малых фольклорных форм, активизируя речь при помощи разучивания,
*
так как фольклор оказывает неоценимую услугу в развитии речи младших дошкольников, развитии мелкой моторики рук в лепке. Ребенок учится драматизировать и ему дается возможность проявить себя в творчестве.
Образовательное и воспитательное значение лепки огромно,
*
особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятие лепкой воспитывают художественный вкус ребенка, умение наблюдать, выделять главное.
*
Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудолюбие умение и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук.
К концу года мы решили расширить творческую деятельность детей, в помощь привлечь родителей. Каждая семья должна была вылепить понравившуюся потешку, колыбельку и презентовать ее. Способ презентации выбирали по желанию: это обыгрывание вылепленными куклами, папки раскладушки, книжки малышки, видео фильмы.
*
Результатом работы стало то, что родители получили удовольствие, окунувшись в мир детства, в семьях появилось желание творить, создавать своими руками настольные кукольные театры. У детей появился устойчивый интерес к устному народному творчеству, желание выступать перед своими сверстниками, демонстрируя семейный продукт деятельности.
*
У нас в группе скопился большой демонстрационный материал по глиняной игрушке и мы разработали специальные занятия по ознакомлению детей с малыми жанрами русского фольклора, занятий по развитию речи.
Важно, что такой кукольный театр имеет большое значение в развитии ребенка. Во время разыгрывания сценки дети понимают содержание, видят все наглядно, размышляют над происходящим, у ребенка появляется полный спектр впечатлений и желание снова и снова использовать в своей речи произведения малых фольклорных форм. Такая игра становится уникальным воспитательным и развивающим процессом
Таким образом:
Мы реализовали совместный с родителями проект «Творческая мастерская глиняной игрушки»;
Во многих семьях была организована своя мини - мастерская по изготовлению героев потешек, что способствовало раскрытию творческого потенциала каждой семьи;
*