Папки-передвижки

«В гости к бабушке Арине» Конспект открытого занятия по народоведению и краеведению в старшей разновозрастной группе (5–7 лет)

Лариса Волкова
«В гости к бабушке Арине» Конспект открытого занятия по народоведению и краеведению в старшей разновозрастной группе (5–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы

В гости к бабушке Арине

Муниципальное казенное

дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №26 «Василек»

«В гости к бабушке Арине»

Конспект открытого занятия

по народоведению и краеведению

в старшей разновозрастной группе (5-7 лет)

Воспитатель: Волкова

Лариса Александровна

Январь, 2015 г.

Публикация «„В гости к бабушке Арине“ Конспект открытого занятия по народоведению и краеведению в старшей разновозрастной группе (5–7 лет)» размещена в разделах

Программное содержание:

-Воспитывать у детей духовно-нравственное начало, любовь к родному краю, интерес к русской истории, быту, малым поэтическим формам.

-Развивать интерес к быту русской деревни.

-Развивать мелкую моторику рук.

-Закреплять знания детей о старинных предметах обихода русской избы.

Материалы к занятию :

1. Декорация «Русская изба» : внешняя - ширма, за ширмой - убранство русской избы (стол, лавки, сундуки, прялка, рукомойник, печка (с секретом – устье печки с выходом на две противоположные стороны); кочерга, чугунок, ухват, самовар, сито;

2. Корзина с клубками;

3. Соленое тесто, резаные яблоки, клеенки для лепки, фартуки, полотенца, противень, баночка с растительным маслом и венчиком из куриных перьев, противень с готовыми пирогами.

Предварительная работа:

Экскурсии по улицам родного села; знакомство с обиходом русской избы в садовском музее; чтение сказок; заучивание русских песенок и потешек; словарная работа по теме занятия; разучивание танца «Кадриль»; лепка из соленого теста.

Ход занятия:

Дети входят в зал, здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, сегодня меня пригласила в гости бабушка Арина. Хотите пойти со мной?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда отправляемся в дорогу (идут по залу). А вот и дом бабушки Арины. Она сама нас встречает. Давайте поздороваемся.

Дети: Здравствуйте, бабушка Арина.

Бабушка Арина (воспитатель) встречает детей возле дома- ширмы

Бабушка : Здравствуйте, гости дорогие! Чьи же вы будете? Из какого села?

Дети: Мы из села Григорьевское.

Бабушка : Значит, мы с вами в одном селе живем! Но что-то я вас никогда не встречала. Может, мы просто на разных улицах живем. Вы то на какой улице живете?

Дети: На Центральной.

Бабушка : На Центральной? И какие же дома на вашей улице?

Дети: Кирпичные, панельные, пятиэтажные (многоэтажные).

Бабушка : Ой, какие высокие. А я вот на Заречной улице живу – за рекой. Знаете, как называется наша река?

Дети: Наша река называется Алешня.

Бабушка : Да. Алешня. Ну, так вот. На моей улице, на Заречной, все дома, как у меня. Посмотрите, какой у меня дом?

Дети: У Вас дом одноэтажный, деревянный.

Бабушка : И все-то вы знаете. Какие вы умненькие! Сколько же вам годков? А? (Дети называют свой возраст). Ой, совсем молоденькие. А я то старая совсем, мне 70 лет. А наше село Григорьевское еще старше. Ему 518 лет. Все расспрашиваю я вас, а звать как вас и не знаю (знакомится с детьми).

Бабушка : Ой, да что же это я вас все на улице то держу! Проходите в избу, гости дорогие.

Дети проходят через дверь (проем в ширме) в «избу». Ширма убирается.

Бабушка : Присаживайтесь, рассаживайтесь поудобнее.

Дай бог тому,

Кто в нашем дому,-

Дорогим гостям,

Милым детушкам.

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,

И здоровьицем.

Нравится ли вам у меня в избе?

Дети: Да, очень нравится.

Бабушка : Посмотрите, у меня в избе много старинных предметов. У вас дома такие есть?

Дети: Нет.

Бабушка : Попробуйте отгадать и показать то, о чем я говорю.

1). Наша барыня-сударыня

Толста и бела.

Щей да каши наварила,

Пирогов нам напекла.

Дети: Это печка.

Бабушка : Для чего мне в доме печь нужна?

Ребенок: Ой, ты печь-сударыня!

Помоги нам, барыня!

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Полечи и спаси,

В дом богатство неси.

Бабушка : Правильно. Печка и накормит, и согреет, и полечит.

А вот следующая загадка:

2). Черный конь скачет в огонь (кочерга).

Дети отгадывают загадки, находят нужный предмет и говорят, зачем он нужен.

3). Сколько не мучайся,

Не три его,

А белее не сделаешь. (чугунок)

4). Не бык, а рогатый,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдает,

Сам в угол идет. (ухват)

5). Сверху – дыра,

Снизу – дыра,

А посередине –

Огонь да вода! (самовар)

6). Я – дырявая посуда,

Но работаю не худо.

Там, где я, наверняка.

Будет чистою мука. (сито)

7). Деревянная коробка.

Платья в ней, платки и кофты. (сундук)

Бабушка : А вот эту загадку ни за что не отгадаете:

8). Вверху – с шерстью рогатуля,

Внизу – на нитке вертуля.

Дети не отгадывают.

Бабушка : Это прялка, ребятки (показывает). Ее так назвали потому, что на ней прядут шерсть. А работает она вот так (садится за прялку, показывает и рассказывает) : Я пальцами вытягиваю шерсть и кручу нитку – начинаю прясть. А нитки наматываю на веретено (прядет и поет) :

Позолоченная прялица.

Я пряду, а нитка тянется.

Я пряду, а нитка тянется.

Мне работа эта нравится.

Посмотрите, что делает веретено?

Дети: Крутится, вертится.

Бабушка : Вот за то, что оно вертится, его и назвали веретено. Повернитесь, как веретено (дети поворачиваются вокруг себя). Прясть нитки – это не легкий труд. Нужно и шерсть вытягивать, и в нитку ее скручивать, и веретено крутить, и на веретено наматывать. Что можно связать из этих ниток?

Дети: Можно связать кофту, носки, варежки, шарф (бабушка показывает шерстяные вещи).

Бабушка : Почему лучше вязать из шерстяных ниток?

Дети: Из них получится теплая одежда.

Бабушка : Посмотрите, сколько я ниток напряла.

Показывает корзину с разными клубками. Затем «нечаянно» роняет корзину, клубки рассыпаются.

Бабушка : Ой, клубки все мои раскатились, нитки перепутались. Помогите клубочки собрать и смотать.

Физпауза.

Дети собирают и сматывают клубки. Бабушка опять их роняет. Дети собирают клубки вновь.

Бабушка : Ой, спасибо Вам, детушки! Вы мне так помогли. Чем же мне вас угостить? Пирогов-то я не успела напечь. Но тесто у меня готово и начинка яблочная. А может, вы мне поможете? (дети соглашаются). Тогда вымойте руки под рукомойником (показывает) и надевайте фартуки.

Дети моют руки, повязывают фартуки и встают вокруг стола. Затем вместе с бабушкой Ариной лепят пироги, сажают их на противень (бабушка обмазывает его маслом, а потом бабушка ставит противень в печь, закрывает заслонкой (бабушка обговаривает свои действия и называет предметы).

Бабушка : Ну вот, пока пироги пекутся, можно и повеселиться. Уж больно я люблю танец «Кадриль». Вы такой знаете? (Да). Тогда давайте спляшем?

Танец «Кадриль»

Пока дети танцуют, помощник, сидящий за печкой, меняет детские пироги на настоящие.

Бабушка (нюхая воздух) : Молодцы, хорошо танцуете. Ой, кажется, наши пирожки готовы. Сейчас я их достану (достает). Ах, какие румяные получились. Угощайтесь.

Воспитатель: Бабушка Арина, нам пора в садик возвращаться, мы пирожки в группе съедим.

Бабушка : Я их вам с собой соберу (складывает в корзину). Понравилось ли вам у меня в гостях? (ДА). Еще придете? (Дети отвечают). Не забывайте, навещайте.

Воспитатель: Спасибо Вам за гостеприимство.

Живи, изба, здорово, живи богато!

Дай тебе, Боже, что и нам тоже!

Мерку жита, кусок сала,

Карец яиц, да и того мало.

Жить поживать да добра наживать!

Без зла и без вихря, без всякого лиха,

Чтобы было тепло, чтобы было светло,

Чтоб свое водилось, да и нам хватило.

До свидания!

Дети уходят из зала.

Публикации по теме:

«Елка, елочка, лесной аромат»«Елка, елочка, лесной аромат» \"Елка, елочка лесной аромат Автор Распопова Ульяна Возраст 5 лет. Описание работы: Группа "Звездочка" Муниципальное бюджетное дошкольное.

Обрывная аппликация с элементами рисования «Волшебница ёлочка»Обрывная аппликация с элементами рисования «Волшебница ёлочка» Волшебница - ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«В гости к бабушке Арине» Конспект открытого занятия по народоведению и краеведению в старшей разновозрастной группе (5–7 лет)
Опубликовано: 6 марта 2015 в 15:46
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««В гости к бабушке Арине» Конспект открытого занятия по народоведению и краеведению в старшей разновозрастной группе (5–7 лет)» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Волкова (УИ 320453) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД