МААМ-картинки

Конспект занятия «В гости к чукотским косторезам»

Eкатерина Eськова
Конспект занятия «В гости к чукотским косторезам»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Пчёлка» станицы Пшехской МО Белореченский район

«В ГОСТИ К ЧУКОТСКИМ КОСТОРЕЗАМ»

Автор работы:

Еськова Е. О.

– старший воспитатель.

Ст. Пшехская

Пояснительная записка.

Публикация «Конспект занятия „В гости к чукотским косторезам“» размещена в разделах

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру того общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе.

Сегодня огромное значение уделяется воспитанию детей как гражданина своей страны, а этого нельзя достичь, если не научить ребёнка любить свою «малую» Родину, тот край, где он живёт. Воспитатель, используя региональную тематику, должен так построить процесс обучения и воспитания, чтобы ребёнок в доступной и игровой форме познакомился с многообразной жизнью Магаданской области и Чукотки. Формирование личности ребёнка в рамках регионального компонента выступает как важнейший результат его успешного воспитания и обучения в условиях Крайнего Севера-Востока страны.

Предложенное мероприятие проводится с детьми старшего дошкольного возраста.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Форма проведения: путешествие – экскурсия. (с использованием ИКТ)

Время проведения: 25-30 минут.

Цель: познакомить детей с искусством народов Крайнего Севера-Востока страны, имеющим большую художественную ценность.

Задачи:

1. Расширять кругозор детей, давая сведения о культуре народов Крайнего Севера.

2. Формировать эстетическое восприятие произведений искусства мастеров Чукотки.

3. Воспитывать патриотические чувства к своей малой родине.

Оборудование: ширма, макет яранги, шапочки-рога по количеству детей, музыка к песне «Увезу тебя я в тундру», женский костюм народов Севера, презентация-путешествие «Крайний Северо-Восток», «Художники-гравёры»,

аномалистические скульптуры из кости и клыка моржа, низкий столик, мультимедийный проектор, мяч кэпыль.

Методы и приё мы:

1. Подвижная игра «Лов рыбы» с элементами театрализации.

2. Игровая ситуация.

3. Путешествие-экскурсия.

4. Беседа.

5. Дидактическая игра «О чём рассказывает скульптура».

Ход:

Зал украшен репродукциями с изображением природы, животного мира Северо-Востока России. В зале за ширмой стоит яранга.

Дети входят в музыкальный зал. Становятся полукругом лицом к воспитателю.

Воспитатель: К нам недавно в сад пришло

Приглашение одно.

Спросите Вы: «Где нас ждут?»

- Там, где любят игры, труд.

Там олени и снега.

Просто не дойти туда.

Нужно в самолёт нам сесть,

На Чукотку полететь.

К самолёту, к самолёту, к самолёту мы идём.

В самолёт мы сели,

Все дружно полетели.

У-у-у-у-у, на Чукотку я лечу.

Дети бегут на носках по залу, руки в стороны. Останавливаются, «выходят из самолёта».

Воспитатель: Мы прилетели с вами на Чукотку. На этой красивой земле живут народы Севера: чукчи, эскимосы, эвены. Ребята, а вы знаете, на чём люди ездят по тундре?

Дети: На оленях, запряжённых в нарты.

Воспитатель: Водить оленей трудно,

Как в океане судно…

Давайте постараемся

И в дальний путь отправимся.

Воспитатель раздаёт шапочки-рога, дети надевают их и имитируют бег оленя (руки перед грудью, кисти вниз, бег с высоко поднятыми коленями). Звучит фонограмма песни «Увезу тебя я в тундру».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда привезли нас олени!

Дети, рассматривая зал видят макет яранги. К ним выходит бабушка Ильней.

Воспитатель: Здравствуй, бабушка Ильней!

Бабушка Ильней: Етти!

Здравствуйте, мои милые детишки,

Ребятишки-шалунишки!

Вас всех в гости я ждала

И подарок припасла.

Дети: Бабушка Ильней, а что Вы нам расскажете, и где мы побываем?

Бабушка Ильней: а расскажу я Вам, ребятушки, про удивительную и замечательную землю, которая называется Чукотка.

Бабушка Ильней предлагает присесть детям на «оленье шкуры» и начинает свой рассказ-экскурсию с использованием презентации. Последний слайд изображает охоту на морского зверя.

- в морях водится разный морской зверь: киты, моржи, котики, нерпы. С древних времён охотники добывали их для того, чтобы выжить в суровых северных условиях. Народы Севера не только использовали мясо и жир в пищу, но и шкур шили обувь, одежду.

-Ребята, а вы хотите сами половить рыбу? Давайте с Вами поиграем.

Проводится чукотская игра «Лов рыбы».

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЛОВ РЫБЫ»

Цель: развитие внимания, ловкости, быстроты.

Игровые правила: дети стоят по кругу. В центре «рыбак» держит скакалку – удочку и крутит по полу. Задача детей перепрыгнуть через скакалку. Кого «поймает», тот выбывает.

Материалы: скакалка.

Ход игры: в центре зала дети стоят по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. В центре круга – «рыбак», который держит в руках скакалку-удочку и крутит ею по полу. При приближении «удочки» дети подпрыгивают вверх. Тот, кого шнур заденет, выбывает из игры. Игра проводится 1-2 раза.

Бабушка Ильней: Какие вы, ребята, сильные. Столько рыбы наловили. Но нам надо идти дальше.

Бабушка Ильней ведёт детей к макету яранги.

Воспитатель: Бабушка Ильней, а что это за дом?

Бабушка Ильней: это яранга. Яранга сделана из деревянных жердей и шкуры оленей. Когда чукчи переезжают по тундре, женщины стойбища быстро собирают ярангу, а в новом месте также быстро её ставят.

Под фонограмму чукотских песен бабушка Ильней открывает вход в ярангу, и дети видят в глубине охотника – костореза, который вырезает фигурки из кости и клыка моржа.

Бабушка Ильней: в тесноте тёмного полога яранги, освещаемой светом жирника, в долгие полярные ночи, когда непогода вынуждала охотников к многодневному заточению в жилище, выполнялись изделия из кости и клыка моржа. Фигурки изображали животных, от которых зависела жизнь морских охотников и оленеводов. Кропотливая, медленная, тщательная работа способствовала огромной отделке каждого предмета, который мастер ощущал в своей руке.

Из мехового мешочка бабушка Ильней достаёт скульптуры и расставляет их на низком столике.

-давайте с вами подойдем и рассмотрим скульптуры. Эти сувениры можно трогать руками, а вот те, которые находятся в музее, представляют собой произведение искусства, их трогать нельзя. Они сделаны мастерами-художниками в единственном экземпляре. В городе Магадане, в краеведческом музее есть выставочный зал, где можно увидеть древние и современные изделия из кости и клыка моржа. чаще всего мастера изображали оленей, моржей, фрагменты народных сказаний. Посмотрите, как работают косторезы в мастерской, какие скульптуры вырезают.

Детям показывается презентация «Художники-гравёры», продолжается рассказ о художниках-гравёрах и аномалистических скульптурах.

- Работы таких известных уэльских художников-гравёров как Галины Тынатваль, Елены Янку, Маи Гемауге хранятся в лучших музеях нашей страны. Их работы удивительно выразительны. Все эти фигурки как будто только что двигались, и вот замерли в руках мастера.

Ребята, я вам предлагаю поиграть в удивительную игру «О чём рассказывает скульптура».

Проводится дидактическая игра «О чём рассказывает скульптура».

Дидактическая игра «О чём рассказывает скульптура»

Дидактическая задача: учить детей видеть своеобразие произведений чукотских косторезов, понимать смысл анималистической скульптуры.

Игровые правила: ребёнок предлагает своё название скульптуре или композиции и композиции, рассказать о ней.

Материал: Анималистические скульптуры – «Охотник и медведь», «На оленьей упряжке», «Охота на кита».

Ход игры: воспитатель уточняет главные выразительные средства скульптуры, предлагает определить характер персонажей, представляет определить характер и конкретный образ персонажей.

Воспитатель: Бабушка Ильней, спасибо Вам большое за интересный рассказ о чукотских косторезах-гравёрах. А нам ребята, пора возвращаться в свой город

Белореченск. Но мы ещё обязательно встретимся, и Вы расскажите нам чудесные чукотские сказки.

Бабушка Ильней: Время мчится, словно нарты.

Вот и нам пора прощаться,

Очень грустно расставаться.

Ну, а в следующем году,

Вас к себе я в гости жду.

Дорогие ребята, но у меня для вас есть подарок. Наши мастерицы не только украшают бисером одежду, но и для ребятишек шьют мячи, которые называются кэпыль. Надеюсь, вам будет весело с ним играть.

Бабушка Ильней дарит детям кэпыль. Дети и воспитатель прощаются с бабушкой Ильней.

Воспитатель: В самолёт мы сели,

Все дружно полетели.

У-у-у-у, домой я лечу.

Лёгкий бег по кругу. Дети останавливаются около воспитателя.

Воспитатель: Вот мы и вернулись с Чукотки. Понравилось вам наше путешествие? На прогулке мы обязательно научимся играть чукотским мячом – кэпылем.

ЛИТЕРАТУРА

1. С. И. Ожегов. Словарь русского языка. – М., «Русский язык», 1987г.

2. А. Н. Фролова. «Игры народов Крайнего Северо-Востока России». – М. ,2000г.

3. А. Камытваль. «Как построить ярангу». – М., 1987г

4. Т. Б. Митлянская, И. Л. Карахан. «Новая жизнь древних легенд Чукотки». – М., 1987.

5. Северячок (региональная программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста). Л. А. Труфанова, Л. С. Давыдова, Г. В. Гончарук. Магадан, 2001г.

Публикации по теме:

«В гости к зебре» (фотоотчет)«В гости к зебре» (фотоотчет) В детском саду «Золотой ключик» 13.09.2016 воспитателями М. В. Ивановой и Е. Е. Лариной было проведено развлечение для детей первой и второй.

«В гости на летнюю кухню»«В гости на летнюю кухню» Кухня - одно из самых загадочных и притягательных мест для ребенка в доме. Не стоит пытаться изолировать ребенка от кухни из-за опасений,.

Фотоотчет «В гости к осени»Фотоотчет «В гости к осени» Цели: расширять представление о явлениях в осенней природе ;развивать познавательный интерес, логическое мышление, память, и наблюдательность.

Лото «В гости к сказочникам»Лото «В гости к сказочникам» Предварительная работа. Каждый день детям читается сказка какого-либо сказочника, с обязательным называнием страны, в которой он проживал,.

Неделя логопедии «Сказка в гости к гости нам стучится» Аннотация и обоснование недели логопедии Детская сказка – это первая и немаловажная ступень ребенка к познанию окружающего мира. Художественные.

Конспект НОД «В гости к сказке» НОД на тему «В гости к сказке» средняя группаЗадачи: учить детей отвечать на вопросы полным предложением, грамматически правильно строить.

НОД «В гости к нам пришли игрушки» Оборудование: игрушки, музыкальные инструменты, ширма Программное содержание: • закреплять и расширять знания детей по теме: «Игрушки».

НОД «В гости к зайцу в лес» НОД Тема:В гости к зайцу в лес. Цель: 1. Дать детям знания о зайце (животное леса, игрушка). 2. Воспитывать добрые чувства, желание помочь.

НОД во 2 мл. группе «В гости к радуге» Цель: формировать познавательный интерес и познавательные действия ребенка через игровую деятельность. Задачи: 1. Развивать общение и взаимодействие.

Проект «В гости к сказкам» Проект «В гости к сказкам» Краткосрочный проект для ІІ младшей группы Подготовила воспитатель: Алкина О. А. Актуальность проекта: В современном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «В гости к чукотским косторезам»
Опубликовано: 20 октября 2016 в 10:00
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД