Елена Дударева
«В королевстве Ритма». Конспект непосредственно образовательной деятельности c детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: запоминание и воспроизведение детьми в оркестре двух контрастных ритмических рисунков.
Задачи
Воспитательные:
• формировать культуру слушания музыки, эстетический вкус.
Развивающие:
• развивать чувство ритма, умение слаженно играть в оркестре;
• развивать музыкальную память;
• развивать правильную и чёткую дикцию путём развития и коррекции двигательной сферы (логоритмика).
Образовательные :
Публикация «„В королевстве Ритма“, Конспект непосредственно образовательной деятельности c детьми старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
• углублять знания об инструментах симфонического оркестра (ударные музыкальные инструменты);
• продолжать учить детей внимательно слушать музыку от начала и до конца звучания;
• расширять кругозор и словарный запас детей.
Демонстрационный материал:
• иллюстрации с изображением паровозика и катера;
• схемы двух контрастных ритмических рисунков;
• фрагменты мультипликационных фильмов «Паровозик из Ромашково», «В порту»;
• слайды «Ударные инструменты симфонического оркестра»;
• аудиозапись музыки Ж. Бизе «Увертюра к опере «Кармен»;
• слайды «Птички» (гимнастика для глаз).
Раздаточный материал:
• ударные детские музыкальные инструменты;
• коробочки с песком, монетами, камешками для звукоимитации;
• «смайлики».
План
Организация детей:
o музыкально-ритмическое приветствие;
o сюрпризный момент-мотивация (сообщение цели и темы).
Основная часть:
o беседа о понятии «ритм»;
o приглашение в королевство короля Ритма ;
o проблемно-игровая ситуация (выполнение королевского задания – воспроизведения заданного ритмического рисунка);
o сюрпризный момент (просмотр фрагментов мультфильмов «В порту», «Паровозик из Ромашково»;
o просмотр слайдов «Ударные музыкальные инструменты симфонического оркестра»;
o рассматривание музыкальных инструментов, прослушивание тембров звучания;
o воспроизведение двух заданных ритмических рисунков;
o гимнастика для глаз «Птички»;
o логоритмика «Звуки» (в заданном ритме);
o слушание увертюры к опере ж. Бизе «Кармен»;
o исполнение в оркестре (по подгруппам) двух контрастных ритмических рисунков.
Заключительная часть:
o рефлексия:
Что вам запомнилось больше всего в королевстве Ритма?
Что нового вы узнали? С каким настроением вы вернулись из путешествия в королевство Ритма (выбрать соответствующие «смайлики»?
Ход непосредственно образовательной деятельности
Дети под музыку заходят в зал. Встают в большой круг.
Музыкально-ритмическое приветствие :
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Николаевна ("прохлопываю" имя в произвольном ритме). Видите, как необычно я произнесла своё имя. А теперь вы "прохлопайте" каждый своё имя. (Дети выполняют) Очень приятно.
Музыкальный руководитель: Ребята, я сегодня получила приглашение в музыкальную страну короля Ритма. В своём приглашении он пишет, что я могу взять с собой друзей. Я приглашаю вас, ребята. Вы согласны?А кто-нибудь из вас знает, что означает имя короля – Ритм? (Ответы) Правильно, ребята. Каждый звук, в том числе и музыкальный, имеет свою протяжённость. Ритм – это сочетание (чередование) долгих и коротких звуков. Как вы думаете, как мы можем воспроизвести ритм? (Ответы). Правильно, ритм можно простучать, прохлопать, протопать. Король Ритм – веселый и в то же время строгий правитель. Он приготовил для нас музыкальные задания. Как вы думаете, мы справимся? (Ответ). Тогда в путь!
В королевство короля Ритма мы отправляемся на поезде и катере. Внимание, первое задание короля. Прежде, чем подняться на палубу или войти в вагон, нам необходимо простучать ритм песенки паровоза и ритм песни катера.
«Музыкально-дидактическая игра «С песенкой – в дорогу»
Дети воспроизводят хлопками в ладоши два ритмических рисунка, изображённых на схеме - "Песенка паровозика" и "Песенка катерка".(Далее именно эти два ритма будут повторяться во всех видах деятельности и заданиях.)
Музыкальный руководитель: Ну что ж, занимайте места в вагоне и на палубе. Мы отправляемся под весёлые песни паровозика и катера.
На экране демонстрируются фрагменты из мультфильмов «Паровозик из Ромашково», «В порту» («Песенка паровозика», песня «Катерок»)
Музыкальный руководитель: А вот и музыкальное королевство. Тише… Слышите. Как вы думаете, что это за звук? (Ответ) Вы правы, это разыгрываются перед концертом музыканты симфонического оркестра. (слайд 1) Кто из вас знает, что такое оркестр? ( Ответ: это большая группа музыкантов, которой управляет дирижер). Давайте заглянем в оркестровую яму и рассмотрим повнимательнее инструменты в руках музыкантов. Для воспроизведения чёткого ритма в оркестре используются ударные музыкальные инструменты. Именно о них я вам сегодня и расскажу.
Дети рассаживаются на стульчики перед экраном.
Музыкальный руководитель: Перед нами один из самых старинных музыкальных инструментов – бубен. (слайд 2) Звук у него звонкий, чёткий, поэтому композиторы часто используют его в танцевальной музыке. Вот послушайте, как он звучит. (Педагог исполняет первый заданный ритмический рисунок.) Ребята, давайте прохлопаем ритм. (Дети "прохлопывают" ритмический рисунок.)
А этот инструмент называется – музыкальные тарелки (слайд 3). Звук у них громкий, «лязгающий», поэтому тарелки используются композиторами для ярких музыкальных акцентов. Вот послушайте, как они звучат. (Педагог исполняет второй заданный ритмический рисунок.) Ребята, давайте повторим с вами и этот ритм. (Дети "прохлопывают" ритмический рисунок.) Следующий инструмент – музыкальный треугольник (слайд 4). Это изогнутый в форме треугольника металлический прут. Звук извлекается при лёгком ударе по инструменту металлической палочкой. Послушайте, какой звонкий, нежный звук у этого инструмента. (Педагог исполняет первый заданный ритмический рисунок.) Ребята, давайте повторим с вами и этот ритм. (Дети "прохлопывают" ритмический рисунок.) Эти и многие другие ударные музыкальные инструменты являются главными при воспроизведении ритма музыки. А это что за звук? (Звучит запись пения птиц.) Ребята, мы с вами в настоящем зимнем саду. На улице мороз, а здесь – поют птицы. Вот и они - птички-нотки! Давайте глазками понаблюдаем, куда же они полетели.
Гимнастика для глаз "ПТИЧКИ"
Птичка полетела - вверх,
Птичка полетела - вниз,
Птичка полетела - вправо,
Птичка полетела - влево,
И на ладошку села!
Птичка полетела - вверх,
Птичка полетела - вниз,
Птичка полетела - вправо,
Птичка полетела - влево,
И улетела!
Нет, она не улетела, а пригласила сюда других. Посмотрите, как забавно разместились птицы на проводе. Да это же ритмический рисунок – новое задание короля. Птицы предлагают нам его прохлопать. ("Прохлопывают" ритм.) А вот и второй ритм. "Прохлопаем"? ("Прохлопывают" ритм.)
Птицы упорхнули,но оставили нам подарок. (Находят шкатулку) Давайте посмотрим, что здесь находится… (Коробочки с песком, монетами, камешками и пустые. Педагог раздаёт коробочки детям. Дети слушают и характеризуют звуки, воспроизводимые при встряхивании каждой коробочки). Ребята, давайте составим из этих звуков рассказ.
Логоритмическая игра «Звуки»
По тропинке я спешу (Шу-шу) (произносится в первом заданном ритме)
По песочку я шуршу (Шу-шу) (произносится во втором заданном ритме)и т. д.
Это что за громкий стук? (Тук-тук) (произносится в заданном ритме)
Это дятел сел на сук (Тук-тук) (произносится в заданном ритме)
Зазвонил вдруг телефон (Дзинь) (произносится в заданном ритме)
До чего весёлый звон! (Дзинь) (произносится в заданном ритме)
«Спать пора? Взошла луна?»
Наступила ти-ши-на… Тс-с-с…
Это было последнее задание короля Ритма. Мы отлично справились и с ним. Но что это? (Читает текст письма (на экране) : «Я рад, что вы посетили моё королевство и справились со всеми моими заданиями. Вот вам за это мой подарок: с этой музыкой в дороге вам будет веселее!»
Звучит увертюра к опере Ж. Бизе «Кармен»
Музыкальный руководитель: Ребята, как вы думаете, с этой музыкой будет нам весело? Почему? (Беседа о характере музыки) Но это ещё не все подарки. Что же приготовил нам король Ритм? (Находят инструменты) Выбирайте, какие инструменты вам нравятся. Король Ритма предлагает нам на несколько минут стать музыкантами его оркестра. (Дети выбирают себе ударные музыкальные инструменты.) Вот мы и превратились в музыкантов. Занимайте места, поедем с музыкой!
Исполнение детьми в оркестре увертюры к опере Ж. Бизе «Кармен»
(исполнение поочерёдно,по подгруппам, двух разученных детьми контрастных ритмических рисунков в соответствии со сменой частей музыки (1-2-повтор 1-ой части)
Музыкальный руководитель хвалит детей и предлагает им построиться в круг,чтобы посмотреть сюрприз, который она приготовила для ребят.
Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилось путешествие?
С семьей каких инструментов мы с вами познакомились? С каким настроением вы вернулись из нашего музыкального путешествия?
(Музыкальный руководитель предлагает детям выбрать «смайлики», соответствующие их настроению – обещанный сюрприз.) Спасибо, мне было очень приятно путешествовать вместе с вами.
Дети под музыку выходят из зала.