Наталья Ладыгина
«В поисках сокровищ» Занятие-игра по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков для детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Развивать зрительно-моторную координацию движений, зрительно-пространственные представления, крупную (кистевую) и мелкую (пальцевую) моторику, право- и левостороннюю ориентацию, внимание. Формировать способность к пластическому самовыражению; воспитывать чувство коллективизма при выполнении совместных действий.
Материалы и оборудование: массажные мячи, ниточки и бархатная бумага, листы белой бумаги 20x15, мольберт, рисунок с лабиринтом, электрический фонарик, изображение пещеры, шкатулка с «сокровищами», музыка «Звуки природы. Шум моря»
Ход занятия:
Педагог.
Публикация «„В поисках сокровищ“ Занятие-игра по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков для детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Пираты и сокровища
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2013
Придумано кем-то просто и мудро-
При встрече здороваться:
«Доброе утро!»
«Доброе утро!» солнцу и птицам.
«Доброе утро!» улыбчивым лицам.
Сегодня к нам пришли гости (обращает внимание на гостей). Давайте им тоже скажем «Доброе утро!».
Чем мы можем удивить или развлечь наших гостей?
А я предлагаю показать, какие у нас с вами ловкие и быстрые пальчики.
Гимнастика для пальцев и ладоней.
Таблица №1
Солнце утром рано встало,
Всех детишек приласкало.
С добрым утром, глазки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ручки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ножки!
Вы проснулись?
С добрым утром, солнце!
Мы проснулись! делая вдох через нос, сложить ладони вместе на высоте глаз перед собой, локти соединены
выдыхая через рот, ладони скрестить, пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами», локти раздвинуты
поглаживаем веки
смотрим в бинокль
поглаживаем ушки
прикладываем ладони к ушам
поглаживаем кисти рук
хлопаем в ладоши
поглаживаем ноги
притопываем
руки раскрываются навстречу солнышку
голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться
Педагог. Вы когда-нибудь мечтали о том, чтобы найти клад или сокровище?
Сегодня ваша мечта может осуществиться. Посмотрите, что я нашла. Мне кажется, это части плана Острова сокровищ. Давайте его соберем. (Выполняют) О чем говорит этот план? Как вы думаете, где мы побываем и с кем можем встретиться?
Вы хотите отправиться на поиски сокровищ? Как вы думаете, где они находятся? (В пещере) Отправляемся в путь.
Первое препятствие. «Перейди болото по тропинке»
(упражнение на координацию движения)
Дети по очереди переходят болото по тропинке, наступают на каждую кочку.
Педагог. А вот и лесная полянка. Кто это там шуршит под деревом?
Второе препятствие. «Встреча на лесной полянке с ежиком»
Педагог.
Повстречался ежик мне.
Нес грибы он на спине.
-Добрый день, колючий еж.
Далеко ли ты идешь?
Мы хотим тебя погладить,
Мы хотим с тобой поладить.
(массаж пальцев рук с помощью массажного мяча Су Джок)
Давайте расскажем ежику сказку. Возьмите в руки массажные мячики.
Сказка «Ежик на прогулке»
(воздействие на биологически активные точки по системе Су Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга)
Таблица №2
Жил- да был ежик в лесу, в своем домике –норке. Зажать шарик в ладошке.
Выглянул ежик из своей норки и увидел солнышко. Раскрыть ладошки и показать шарик.
Улыбнулся ежик солнышку и решил прогуляться по лесу. Улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером.
Покатился ежик по прямой дорожке, Прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик.
катился-катился и прибежал на красивую круглую полянку. Ладошки соединить в форме круга.
Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке. Зажимать шарик между ладошками.
Стал цветочки нюхать. Прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох.
Вдруг набежали тучки, Зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться.
и закапал дождик: кап-кап-кап. Кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика.
Спрятался ежик под большой грибок Ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик под ним.
и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб. Показать пальчики левой руки.
Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много… как понесет их ежик? Да на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки Каждый кончик пальчика потыкать шипиком шарика.
и довольный побежал домой. Прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик.
Педагог. Послушал нашу сказку ежик
Глазками сверкнул
И в кусты скорей свернул.
Зашуршал сухой листвой,
Приглашая в домик свой.
Зайдем в гости, посмотрим, чем шуршал ежик под кустом.
Давайте сядем на пенечки.
На столе лежит конверт с заданием.
Педагог. Надо выполнить задание, тогда мы сможем продолжить путь. Нужно изобразить ежика: будем рисовать ниточкой на бархатной бумаге, и выкладывать крупой.
На столах лежит заранее подготовленный материал. Дети выполняют задание по выбору.
Педагог. Спасибо, ежик! Мы выполнили задание и можем отправляться дальше. Давайте посмотрим на карту. А вот и новое препятствие –широкая река. Как мы переправимся через речку?
Третье препятствие. «Переправа через реку»
Посмотрите, ребята! Здесь какой-то странный рисунок. На нем изображены только точки, если мы сможем соединить точки линиями по порядку, тогда мы что-нибудь поймем. Перед выполнением задания нужно провести разминку - растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
(Дети соединяют точки, получается изображение кораблика)
Педагог. Отличный получился корабль! Давайте сядем и продолжим путь по реке.
Физкультминутка «Лодочка»
(дети сидят друг за другом на гимнастическом коврике, руки на плечах, выполняют движения соответственно тексту)
Таблица №3
Динь-дон, динь-дон!
Мы на лодочке плывем.
Ветер по реке гуляет,
Ветер лодочку качает.
Вправо лодочку качает,
Влево лодочку качает.
Динь-дон, динь-дон!
Дружно к берегу гребем.
Вправо к берегу гребем,
Влево к берегу гребем.
К берегу пристала лодка,
Мы на берег прыгнем ловко. Дети сидят на гимнастическом коврике друг за другом, руки на плечах впереди сидящего, покачивание вперед-назад.
Раскачиваются из стороны в сторону, руки на плечах.
Наклон вправо, руки на поясе.
Наклон влево, руки на поясе.
Раскачиваются из стороны в сторону, руки на поясе впереди сидящего.
Наклон вправо, руки опущены.
Наклон влево, руки опущены.
Встают прыжком.
Педагог. Устали в лодке сидеть? Давайте посмотрим на карту острова.
Четвертое препятствие. «Встреча с собакой»
Педагог. Продолжим наш путь! Предлагаю пройти по следам.
Дети выполняют задание.
Педагог. Вот гора, а вход в пещеру охраняет собака. Я расскажу вам историю про собаку. Присаживайтесь около пещеры. Но я не просто буду ее рассказывать, но еще и показывать, а вы слушайте и повторяйте за мной. Собаку мы будем показывать вот так: первый, четвертый и пятый пальцы правой руки сжаты в щепотку, вторым и третьим показать «уши».
«Жила –была собака (показывает собаку). Она охраняла вход в пещеру. У нее не было друзей, и она боялась темноты. Когда наступала ночь или на небе появлялась большая черная туча и становилось темно, она прижимала уши (второй и третий пальцы сгибаются) и пряталась в свой дом (рука прижимается к груди). Но вот однажды солнечным днем, когда собака гуляла, что-то защекотало ее правое ухо (сгибается и выпрямляется пятый палец, левое ухо (сгибается и выпрямляется второй палец, нос (первый, третий и четвертый пальцы немного двигаются вправо и влево, собака потрясла головой (быстрые движения вправо-влево кистью, потом чихнула (резкое движение кистью вниз, но никак не могла понять, что это такое. А это был солнечный зайчик (левая рука –указательный и средний пальцы выпрямлены и разведены в стороны (уши, остальные пальцы собраны в кулак –туловище). Решил солнечный зайчик подружиться с собакой и поиграть с ней».
Давайте-ка и мы присоединимся к этим играм.
Офтальмотренажер «Поймай зайку!»
Педагог включает электрический фонарик и отпускает солнечного зайчика на прогулку. Дети, поймав глазами зайчика, сопровождают его глазами, не поворачивая головы (в течение 45 секунд).
Педагог. Почему-то солнышко без лучиков. Из чего их можно сделать? Думаю, лучики мы смастерим из бельевых прищепок. (Выполняют)А мы с вами подарим Дружку своих веселых солнечных зайчиков. Тогда наш новый друг откроет вход в пещеру.
Пятое препятствие. Молодцы! Работали очень дружно и справились со всеми заданиями. Посмотрите, пещера открылась.
Педагог. Мы нашли сокровище. Давайте громко-громко крикнем «ура!», а сейчас тихо, словно эхо отвечает из пещеры шепотом. Хорошо! (Упражнение на развитие силы голоса) Теперь можно открывать шкатулку. Давайте искать в ней драгоценности. (Дети в сухом бассейне ищут «драгоценности»)Посмотрите, сколько здесь драгоценностей и вкаждой из них маленький секрет. (Дети берут по одному драгоценному камешку и находят на каждом из них цифру, а с другой стороны –букву)
Педагог. Сколько камешков нашли? Давайте расставим их по порядку (цифровой ряд). (После выполнения задания предлагает перевернуть камни, составить из них слово)
Педагог. Какое у вас получилось слово? (Дружба) Значит, какое сокровище мы с вами нашли? Как вы думаете, почему нам удалось найти сокровище? Нам пора возвращаться домой. Пока лодка несет нас к родным берегам, мы будем слушать музыку волн. (Звучит музыка «Звуки природы. Шум моря»)
Педагог. Вот мы и вернулись в детский сад. Вам понравилось наше путешествие за сокровищами? Давайте скажем спасибо нашим гостям за то, что они все путешествие были с нами и попрощаемся с ними.
Список литературы
1. Алифанова Е. А. Логопедические упражнения в рифмах. –М., Гном и Д, 2003.
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук. М., ТЦ Сфера, 2009.
3. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья. С. -Петербург, 2004г.
4. Сидорова У. М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР. М., ТЦ Сфера, 2009.
5. Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к письму: влияние специальных упражнений на эффективность. СПб, Детство- пресс, 2001.
6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. М., Айрис-пресс, 2004.