МААМ-картинки

«Веселы привалы, где казаки запевалы». Фольклорный праздник

Евгения Звенигородская
«Веселы привалы, где казаки запевалы». Фольклорный праздник

Фольклорный праздник

Цели и задачи.

• Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей от совместного празднования мероприятия.

• Учить выразительно исполнять стихотворения, интонационно разнообразно перерабатывать их в зависимости от содержания, пользоваться естественными интонациями, логическими паузами, ударениями, передавать свое отношение к содержанию.

• Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, воспринимать их взаимосвязь с жизненными явлениями.

• Побуждать воспитанников к активному участию.

Публикация «„Веселы привалы, где казаки запевалы“, Фольклорный праздник» размещена в разделах

• Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к родному краю, его традициям и культуре через музыкальное и устное творчество.

• Развивать музыкальные способности детей.

Предварительная работа:

Беседа с детьми об истории родного края, о казачестве, о традициях и творчестве казаков.

Подбор литературного материала.

Разучивание стихотворений, пословиц, потешек, песен, танцев по тематике праздника.

Подготовка выставки.

Оформление музыкального зала в казачьем стиле.

Оборудование: музыкальная аппаратура, диски с подобранным муз. репертуаром, стулья по количеству участников, атрибуты для игр, казачьи костюмы для детей и воспитателей, атрибуты казачьего быта для оформления зала,

Ответственные: музыкальный руководитель, воспитатели.

Зал украшен в казачьем стиле. Стоит казачка, ждёт гостей.

Хозяйка: Здорово дневали, гости дорогие! Веселья вам да радости! Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем. Сегодня вы услышите много замечательных песен. А песня родится там, где много солнца, света, радости. Такова наша хопёрская земля. Здесь не смолкают веселые хороводы, нарядны и красивы казачки, сильны и отважны казаки.

Ведущий: Давным-давно, да и сейчас после трудового дня молодые казаки и казачки собирались на посиделки. Сидели здесь и старые люди и маленькие казачата, лузгали семечки, играли песни, обсуждали станичные новости. Итак, у хозяюшки нашей посиделки.

Под песню «Ой, при лужку» в музыкальный зал заходят дети, занимают свои места.

Хозяйка. Дорогие казаки и казачки! Милости просим в наш курень!

Мир вам, гости дорогие!

Вы явились в добрый час.

Мы готовили, трудились

Встречу добрую для вас.

С хлебосольством и участием

Вас хотим в гостях принять,

Чтоб смогли вы на прощанье

«Любо!» от души сказать!

Ведущий: мы сегодня собрались, чтобы вспомнить песни, танцы, игры да обычаи казачьи, чтобы не сгинули они в веках, а достались детям да внукам нашим.

1-й ребёнок.

Хопёр буйный – река героев, счастье новой жизни.

Хопёр буйный – казачья слава, милая отчизна!

2-й ребёнок.

Со времён былых, старинных вплоть до нынешних боёв

Прогремела в поколеньях слава наших казаков.

3-й ребёнок.

Вспомним всех героев славных, почесть предкам воздадим.

И на их делах достойных Хопру славу возродим.

4-й ребёнок.

Наш Хопёр – любовь казачья, синегрудые ветра.

И вода твоя прозрачна и волна твоя остра…

5-й ребёнок.

Земля былинная моя, люблю тебя до сладкой боли,

И эту степь, и это поле, и эту песню соловья.

Песня «У нас было на Хопре»

Мальчик. Девочки-казачки! Чем вы побелилися?

Девочки. Мы вчера к Хопру спустились

И водой умылися!

Мальчик. Разлюбезные казачки! До чего ж вы хороши.

Ваши щёчки заалели,

Словно мака лепестки.

Девочки танцуют «Танец с коромыслами».

Мальчик.

Как у нас на Хопре – зорьки ясные,

Как у нас на Хопре – ветры ястребы,

Как у нас на Хопре – дали синие,

А казачки у нас говорливые.

(Показывается казачок. Девочка приглашает его погутарить.)

Девочка. Приходи, Игнашка, погутарим с тобой.

Игнат. Меня маменька не пущает.

Девочка. А что такое?

Игнат. Да на плетне повис и помочь порвал.

Девочка. А ты другие портки надень, да приходи песни слухать.

Песня «Я на печке молотила».

Казачка : засиделись мы с вами, заслушались. А ну, хороводы водить, становитесь в круг!

Хозяйка: Собирайся, народ,

В наш весёлый хоровод.

Песни играть да плясать,

Всех вокруг собирать!

Хоровод «У дяди Трифона»

Ведущий: издавна девочек приучали к труду, рукоделию, помощи по дому. С разговорами, песнями они ткали, шили, вязали, чесали пух, пряли пряжу.

Хозяйка: подходите ближе, пряхи,

Прядите пряжу на рубахи!

Быстро веретенце вьётся,

Нитка длинная не рвётся!

Девочки-казачки исполняют песню «Дуня - тонкопряха» (инсценировка)

Хозяйка. Ох, молодушки мои, хороша песня!

Ведущий: Да, песня – любо слушать, а знаете ли вы казачьи потешки?

Потешки:

Ребёнок.

Запряжу я кошку в дрожки,

А дрожки в тарантас,

Повезу свою казачку

Всем соседям на показ.

Девочка.

А я умница, разумница.

Про то знает вся улица:

Петух да курица, кот да кошка,

Сосед Ерошка, да я немножко.

Девочка.

Иди, Федя, танцевать,

На меня не дуйся,

Если жаль тебе сапог,

Так возьми – разуйся.

Ведущий:

Порадуем ещё вас, гости дорогие,

Старые и молодые

Не песнями да плясками,

А частушками-прибасками.

Частушки:

Мы веселые ребята…

Хозяйка. Ах, частушки хороши! Посмеялись от души!

Ведущий: не пора ли поиграть?

Игра «Монах»

1-я казачка.

Мы шли по вашей станице

Мимо вашего куреня,

Услыхали такое веселье,

Что ноги сами сюда привели.

2-я казачка.

Не могу их удержать,

Так и хочется плясать.

Примите нас в свой карагод.

Танец «Карапет».

Выходят оба ведущих.

Диалог ведущих:

• Здорово, кума! Иде была?

• Коней стерегла!

• Чаво выстерегла?

• Коня с сядлом, с золотым уздом!

• А конь иде?

• За воротами стоить!

• А иде ворота?

• Вода унясла!

• А иде вода?

• Быки выпили!

• А иде быки?

• За гору ушли!

• А иде гора?

• Черви выточили!

• А иде черви?

• Гуси выклевали!

• А иде гуси?

• В тростник ушли!

• А иде тростник?

• Девки выломали!

• А иде девки?

• За мужья ушли!

• А иде мужья?

• На войну ушли!

Ведущий: вот так в старину гутарили наши предки: прабабушки и прадедушки.

Хозяйка: А сейчас я буду называть старые казачьи слова, а вы, если знаете их – произносите современное значение.

Игра со зрителями.

(гамазея – магазин, чувяки-тапочки, хворать – болеть, пирог - хлеб, цыбарка – ведро, гутарить – говорить, кочет – петух, батя – отец, дюже – сильно, нехай – пусть, вечерять – ужинать, могёть – может, рушник – полотенце, сякира – топор, галички – рукавицы, чичер – мелкий дождь, баз - двор, взвар – компот.)

Ведущий: Ребята, как вы думаете, кто для казака товарищ верный и дорогой?

Дети: конь!

Хозяйка: Без коня казак не мог воевать – Родину защищать, не мог землю пахать. Конь и помощник в хозяйстве, и средство передвижения.

Ведущий: Ребята, знаете ли вы, какие пословицы и поговорки придумали наши предки - казаки про любовь и уважение к коню?

Казачата выходят с конями, рассказывают пословицы.

1-й казачок. Казак без коня не проживёт и дня.

2-й казачок. Казак сам не поест, а коня накормит.

3-й казачок. Не конь казака красит, а казак – коня.

4-й казачок. Казак без коня, что солдат без ружья.

5-й казачок. Казаку конь дороже всего.

Игра казачат с конями : «Смелый всадник»

Ребенок:

Клинок и седло да конек быстроногий,

Казачья судьбина – судьба…

Зовет казака из станицы в дорогу

В поход боевая труба.

Ребенок:

Гей,гей, казаки, по полкам, эскадронам,

Питомцы студеной волны;

Мы буйного Хопра и родимого Дона

И жизни и в смерти сыны.

Инсценировка песни «Как за Доном за рекой»

Хозяйка: одним из головных уборов казака была папаха, в хате красовалась она на видном месте. Папаха, сбитая с головы казака, была вызовом на поединок.

Ведущая. На посиделках как раз и устраивали поединки и состязания, в которых казаки демонстрировали свою удаль и сноровку.

Хозяйка: А может на наших посиделках устроить состязания с папахой? Давайте попробуем.

Игра «Папаха».

Под музыку папаху передают по кругу и приговаривают «Ты ляти, ляти папаха, ты ляти, ляти вперед. У кого папаха встанить, тот на круг нехай идеть!» Музыка смолкает, у кого в этот момент в руках папаха, тот выходит в середину круга и танцует.

1-й ребёнок.

На Хопре гуляют волны,

Гребешками пенятся.

Мы умеем веселиться

И в труде не ленимся.

2-й ребёнок.

Начинается песней могучею

Наша родная река.

Житом, пшеницей пахучею,

Добрым трудом казака.

3-й ребёнок.

Ах, родимый наш Хопер,

Как много ты для нас значишь!

Прими от нас земной поклон,

Земной поклон тебе казачий.

4-й ребёнок.

В родной степи шумят струятся и реки,

Цветут сады, колышутся поля.

Очаровала ты меня навеки,

Моя станица, Родина моя.

5-й ребёнок.

Мы и пели для вас,

И плясали для вас,

Если любо вам веселье,

Приходите в другой раз.

Дети исполняют песню «Мы с тобой казаки».

Ведущий: Все было: игрища, песни, пляски. Ой, да навеселились мы с вами, нарадовались. А теперь пора за дела приниматься!

Хозяйка: Любо ли вам было у нас?

Гости: Любо!

Вместе 2 ведущих: Бывайте здоровы!

Публикации по теме:

Сценарий итогового праздника для детей младшей группы «Путешествие к лету».Сценарий итогового праздника для детей младшей группы «Путешествие к лету». Утренник «Путешествие к лету»Воспитатель: Лысенко Наталья Сергеевна МБДОУ №44 «Дельфинчик», Кировский район, г. Кемерово Для детей младшей.

Совместное развлечение ко Дню Матери «Хорошо вместе с мамой!»Совместное развлечение ко Дню Матери «Хорошо вместе с мамой!» ель: Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятия. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Веселы привалы, где казаки запевалы». Фольклорный праздник
Опубликовано: 19 ноября 2013 в 15:19
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД