Получи документы

Опыт работы «Роль игры в процессе формирования навыков общения у детей дошкольного возраста»

Светлана Прозорова
Опыт работы «Роль игры в процессе формирования навыков общения у детей дошкольного возраста»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 28 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ВИЧУГА

Опыт работы по теме :

«Роль игры в процессе формирования навыков общения у детей дошкольного возраста».

Составила старший воспитатель:

Прозорова С. Ю.

«Единственно настоящая роскошь –

это роскошь человеческого общения…».

Антуан де Сант-Экзюпери

Публикация «Опыт работы „Роль игры в процессе формирования навыков общения у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Общение людей друг с другом - одна из самых таинственных сфер жизни.

Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, М. М. Бахтина и других отечественных психологов и педагогов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

Общение - взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. (Лисина М. И.).

Ведущие педагоги Е. О. Смирнова, Т. А. Репина, А. М. Баскакова утверждают, что общение является каналом связи с другими людьми.

Оптимальным возрастным периодом для зарождения и интенсивного развития общения у детей является дошкольный возраст. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников - в группе детского сада, - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития. В зависимости от своих способностей, особенностей, возможностей в общении и деятельности, ребенок занимает в различных группах определенный статус, и это отражается на его самооценке, уверенности в себе, самовосприятии, отношении к людям и к жизни в целом. Если отношения складываются благополучно, если ребенок тянется к сверстникам и умеет общаться с ними, никого не обижая и не обижаясь на других, можно надеяться, что он и в дальнейшем будет нормально чувствовать себя среди людей. Если дело обстоит иначе, т. е. ребенок не может найти общего языка с окружающими, не владеет навыками сотрудничества в коллективе – у него могут возникнуть серьёзные проблемы в эмоциональном плане.

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к методам формирования навыков общения, в том числе, к игровой деятельности. Так как исследования отечественных психологов (Леонтьева АН, Эльконина Д. Б. и т. д.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

«Дошкольный ребенок - человек играющий, поэтому в ФГОСДО закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры», - сказал академик А. Асмолов. Право играть зафиксировано также в Конвенции о правах ребенка: «Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни».

Игра- это школа детского общения. В игре ребёнок имеет возможность по собственной инициативе вступать в разнообразные контакты с детьми. В игре ребёнок приобретает опыт общения столь необходимый для жизни в обществе, в коллективе. Во время игры происходит формирование общественных качеств детской личности: доброжелательность, чуткость, отзывчивость, взаимопомощь, умение учитывать интерес другого, считаться с ними. Появляется чувство долга и ответственность перед сверстниками.

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.

Интеграционные процессы, происходящие в современном обществе, стремление к диалогу культур, бурный рост науки и техники являются причинами актуальности проблемы общения между людьми. Казалось бы, цивилизация влечет за собой развитие общительности людей, но, как показывают наблюдения, наоборот «…происходит расщепление людского общения, растет количество одиноких и изолированных индивидов, ослабляются семейные узы.» (М. И. Лисина). Зачастую в семьях общение с детьми заменено просмотром всех программ по телевизору, многочасовыми играми на компьютере, что не может не сказаться на их здоровье.

Поэтому необходимо обратить особое внимание, педагогам в ДОУ на развитие коммуникативных и социальных умений и навыков у детей, формированию конструктивных форм общения, созданию эмоционально благополучного климата в детской среде.

Педагогический коллектив работает по образовательной программе дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №28, разработанной в соответствии с ФГОС ДО.

В образовательной области «Социально – коммуникативное развитие

Основная цель:

позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Определены задачи одни из них:

Задачи социально-коммуникативного развития:

• Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

• Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми

и сверстниками;

• Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

• Развитие социального и эмоционального интеллекта,

эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Согласно ФГОС ДО п 4.6Одним из критериев Целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования являются Ребё нок:

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

- участвует в совместных играх,

- способен договариваться,

- учитывать интересы и чувства других,

- адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувства веры в себя,

- стараться разрешать конфликты.

Анализируя достижения воспитанников социальной и коммуникативной компетентности развития мы наблюдаем проблемы:

Дети испытывают трудности в умение анализировать действия и поступки, разрешать конфликтные ситуации конструктивным способом.

Ежегодное анкетирование родителей, по «Готовности детей к обучению в школе» дает один и тот же результат, большинство родителей больше всего обеспокоены социальной незрелостью дошкольников :

- не умение налаживать отношения с другими людьми,

- договариваться с ними без конфликтов,

- добиваться своего,

- умение уступать в чем – то собеседнику.

- отсутствие произвольного поведения.

Наблюдения за деятельностью детей, и их общением показывает, что в детском коллективе присутствует напряженность и конфликтность. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе.

Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной, целенаправленной работы в детском саду по формированию коммуникативных, социальных навыков общения.

Особое внимание обратить на развитие социальной и коммуникативной компетентностей у дошкольников.

Совершенствовать коммуникативные навыки :

• Умение сотрудничать;

• Слушать и слышать;

• Воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;

• Говорить самому.

Социальные навыки :

- освоения различных способов разрешения конфликтных ситуаций;

- умение договариваться;

- соблюдать очерёдность;

- устанавливать новые контакты.

Решая цель и задачи в образовательной области «социально – коммуникативное развитие дошкольников», в ДОУ проводится работа последующим направления:

- Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития общения у детей дошкольного возраста.

-Создание условий в развивающей предметно – пространственной среде.

- Целенаправленная систематическая работа с детьми по развитию навыков общения.

- Работа с родителями по формированию у детей социальных и коммуникативных навыков общения.

Повышая профессиональную компетентность педагогов в вопросах развития общения дошкольников со сверстниками и взрослыми было проведено ряд мероприятий: консультации, семинары- практикумы, открытые просмотры совместной деятельности воспитателя с детьми.

Педагогические советы по теме: «Как осуществлять руководство сюжетно – ролевой игрой в условиях реализации ФГОС ДО» 2014г.

Так как именно, управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение.

Педагогический совет

«Какие методы и приёмы способствуют эффективному развитию социальной и коммуникативной компетентности дошкольника?» 2015г.

Так как опыт социального поведения ребенок может накапливать и усваивать в практической деятельности, то особое внимание было обращено на создание условий для развития игровой деятельности дошкольника. Организую развивающую предметно – пространственную среду педагогический коллектив учитывает в своей работе требования ФГОС ДО :

Как сказано во ФГОС ДО:

«Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечить возможность общения и совместной деятельности (в том числе детей разного возраста) и взрослых…»

Должна быть:

- содержательно - насыщенной

- трансформируемой

- полифункциональной

- вариативной,

- доступной,

- безопасной.

В детском саду был проведен смотр – конкурс «Лучший уголок для организации сюжетно – ролевых игр детей», в ходе подготовки к данному конкурсу педагоги пополнили игровые уголки разными интересными пособиями, в этом им активно помогали родители.

На Педагогическом совете воспитатели провели рекламу игрового пособия.

Во многих группах появился уголок – уединения, где ребенок может отдохнуть, разобраться в своих чувствах и переживаниях.

И конкурс на «На лучший уголок по социально - эмоциональному развитию», воспитатели проявили смекалку, творчество, талант и подготовили много интересных пособий игр, наглядного материала направленного на социальное развитие дошкольников, каждой группе появились стенды «кто в группе живёт», «наше настроение», «правила нашей группы», «стульчик доброты», «стаканчик злости», игрушки – мирилки, кукла – хорошо-плохо, картотеки игр и упражнений направленных на коммуникативное развитие дошкольников, в старших группах для развития самооценки появились лесенка – самооценки, светофор (выставка пособий).

Для формирования у дошкольников социально – коммуникативных навыков, педагоги используют все доступные формы и методы работы :

- дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные и подвижные игры;

- непрерывная образовательная деятельность;

- моделирование и анализ заданных ситуаций;

- сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток;

- беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок;

- рассматривание картин и иллюстраций;

- решение кроссвордов, развлечения, просмотр видеофильмов;

- организация выставок детского творчества;

- метод проектов и др.

В образовательную программу дошкольного образования МБДОУ д/с №28, для более успешного формирование эмоциональной сферы и развитие социальной, коммуникативной компетентности ребёнка по решению Педагогического совета, включили парциальную программу «Я, ты, мы» Князева О. Л.

Основные задачи программы:

Развитие у детей :

• Уверенности в себе, своих силах, адекватной самооценки;

• Умение понятно и социально приемлемым способам выражать свои чувства желания, быть открытым для чувств, переживаний и мнений других;

• Умение принимать и уважать позицию другого человека, бать терпимым к различиям в предпочтениях, вкусах и потребностях;

Формирование у дошкольников : собственной ценностной ориентации по отношению к общественно принятым правилам и нормам поведения;

• Умение формировать суть проблемы, конфликта и возможных путей их разрешения;

• Развитие способов коммуникации;

• Понимания взаимозависимости людей и их необходимости друг другу.

В соответствии с целями развития социальной компетентности детей дошкольного возраста Программа имеет три основные темы: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды», «Социальные навыки». Комплекс задач работы в каждой возрастной группе завершается разделом, обеспечить каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства, что является важным условием социально-личностного развития ребенка. Данная программа предлагает два варианта игр - упражнений к поставленной цели, так же педагоги могут подобрать и другие коммуникативные игры. Игры – занятия организуются один раз в неделю (в среду) в вечернее время, в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, начиная со 2-ой младшей группы, длительность игр зависит от возраста детей. В игре – занятие используется разнообразие действий, чередование различных видов активности: речевая активность с двигательной, спокойные игры с подвижными, а также активность взрослого с детской активностью.

Основные принципы проведения игровых занятий:

1. Принцип свободного участия.

Разрешается детям спокойно выходить из игры и спокойно в неё возвращаться.

2. Принцип взаимного уважения.

Это своего рода кодекс правил взаимодействия:

• Каждый имеет право высказать свои мысли и предложения;

• Каждый имеет право быть выслушанным

• Каждый имеет право выбора;

• Спорные моменты решаются путем жеребьёвки, голосования

3. Принцип осознанности.

Перед началом занятия взрослый объясняет детям его цель и структуру, чтобы достичь понимания и согласия.

4. Принцип рефлексии.

Игровые занятия проводим в форме совместной деятельности. Совместную деятельность по формированию социально-коммуникативных способностей детей организуем в кругу. Для того, чтобы каждый ребёнок смог высказаться, используем принцип очерёдности, передавая мяч или другую мягкую игрушку по кругу.

В начале нашей работы было сложным то, что дети не умели слушать друг друга, перебивали, выкрикивали. Поэтому начинали свою работу с использования 2-3 упражнений, словесные упражнения в чередовании с двигательной активностью. Обращаем внимание на то чтобы дети высказывались по очереди, выслушивали мнение других, не перебивали говорящего. Всё это формирует выдержку, умение слушать собеседника.

Для оценки эффективности, а также для закрепления результата используем обратной связи от детей. В конце игрового занятия мы подводим итоги: что больше понравилось, что меньше всего понравилось, какой опыт ребята приобрели. После подведения итогов выполняем финальное упражнение, которое повторяется, пока у детей не пропадёт интерес

Работа по программе требует от педагога индивидуального подхода к каждому ребёнку, основана на принципе педагогического сотрудничества и доверительного взаимодействия.

Игры и упражнения, предлагаемые программой, помогают нам формировать такие качества, как доброжелательность, отзывчивость, терпимость к другим людям, развивают эмоционально – волевую сферу ребёнка.

Почему же мы стали использовать в работе программу О. Л. Князевой «Я-ты-мы» ?

Наблюдая за детьми своей группы отметили, что многие из них испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками: это дети суетливые и крикливые, или, наоборот, пассивные, общающиеся короткими, искаженными фразами, застенчивые, замкнутые, конфликтные, дети с заниженной самооценкой, эмоциональной неустойчивостью, агрессивностью.

Эмоциональные трудности, отклонения приводили к частым конфликтам, мешали развертыванию деятельности, препятствовали общению ребенка с окружающими. Это и определило тематику работы.

Нами была поставлена задача: помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, научить их вступать в речевой контакт и активно в нем участвовать, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.

Кроме реализации программы О. Л. Князевой «Я,ТЫ, МЫ» используем и другие формы работы с детьми.

Прежде всего, стараемся снять напряжение, создать в группе такую обстановку, чтобы каждый чувствовал: именно его здесь ждут. Почувствовав себя нужным, ребёнок легче переживает свои эмоции. Пытаемся установить эмоционально положительные отношения и с каждым ребёнком в отдельности и со всеми детьми в целом во время утреннего приёма детей.

После утренней гимнастики проводим «Утренние приветствие», а в понедельник «Утро радостных встреч», где дети делятся своими впечатлениями о прожитом выходном дне.

- Ежедневно используем упражнение «Моё настроение» ребенок приходит в группу и в уголке «социально –эмоционального развития» отмечает свое эмоциональное состояние, используя пиктограммы, в течение дня дети меняют свое настроение в зависимости от ситуации, мы обращаем внимание если ребенок определяет себе грустное или злое настроение, проводим с ним индивидуальные беседы.

Для поддержания порядка в группе мы с детьми ввели правила, которые «шли» от реальной жизни, от конкретных событий, ситуаций. Вводили мы правила постепенно, в специально отведённое для этого время. Для каждого правила вместе с детьми подбирали сюжетную картинку. Правила «живут» в социально-эмоциональном уголке. Формирование правил поведения – длительный и сложный процесс, требующий постоянного контроля за их выполнением. Но, мы считаем, что правила нужны детям, так как они делают жизнь детей понятной и безопасной и интересной.

Систематически вовлекая детей в обсуждение межличностных конфликтов, поощряем их попытки разрешать конфликт без применения силы, а с помощью высказываний своих мыслей и чувств. Для анализа поведения конфликтовавших детей используем аналогичное поведение сказочных персонажей; разыгрываем сценки реальных проблемных ситуаций.

Дети сами придумывают и составляют диалог между героями, в начале в младших группах ситуации разыгрывали мы сами воспитатели, в старшей группе дети уже сами используют игровые персонажи.

После просмотра сценки, с ребятами проводим беседу, ребята отвечают на вопросы, обсуждают поступки героев, нравственные стороны увиденного, анализируют ситуацию.

Важно в моделирование проблемных ситуациях, учитывать следующие принципы:

• Доступность ситуации для понимания детей, реальность;

• Незавершённость.

Чтобы дети смогли придумать выход из ситуации

Участвуя в театрализованной деятельности, дети учатся связанно рассказывать, передавать интонацию, активно пользуются движениями, мимикой жестами, привлекая в совместные игры разных детей, стараемся создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Используем и такой приём как разбор конфликтной ситуации на «Коврике злости», где можно проговорить свои претензии и обиды, а затем «вытоптать» свой гнев в «Уголке топанья», а затем вместе отправиться на «островок дружбы» и торжественно связать «Ленточки дружбы» (для девочек) или сковать «Цепи друзей» (для мальчиков);

- используем шуточные стихи «Мирилки» для разрешения конфликтных ситуаций. Составили картотеку мирилок. Мирилки используем добрые – без агрессивного содержания. (я буду кусаться, или драться кирпичом).

- для снятия мышечного и эмоционального напряжения мы используем такие пособия: «стаканчик для крика» при желании ребенок может взять стаканчик для крика и отреагировать свой гнев через крик, «волшебный клубочек», который помогает успокоиться, расшалившемуся ребёнку.

Для повышения чувства уверенности в себе мы используем упражнения типа «Хвалебные бусы» : каждый ребенок по очереди называет уникальные качества одного из детей, нанизывая бусины на нитку. Застенчивым детям помогает работа с «Зеркалом принца и принцессы», а также «Корона» и «Царский трон».

Ежедневно играя в сюжетно – ролевые игры, мы закрепляем правила социального поведения, и навыки общения. Дети учатся договариваться, самостоятельно выходить из конфликтных ситуация. Стараемся руководить детской игрой, не нарушая её, используя косвенные приёмы или сами активно участвуем в ней.

Особое предпочтение мы отдаём играм с правилами. Отношения в этих играх определяются уже не ролями, а правилами и нормами. Именно в них развивается способность детей принимать правила и нормы и подчиняться им.

В конце дня мы проводит беседу «Беседа о прожитом дне» - мы разговариваем с детьми о том, как прошёл день, используя коммуникативные упражнения, начиная со старшей группы дети учатся оценивать свое поведение оценивают свое поведение за день, используя игру «лесенка» или «светофор».

Для того чтобы научить детей совершать добрые поступки, дела в группе «появился» «Экран добрых дел». В этой копилке хранятся добрые поступки и хорошие дела. В конце каждой недели мы подводим итог и выясняем, кто из ребят совершил больше всех хороших поступков и замечательных дел. Они награждаются звёздами.

Понимая, что работа по данной теме не мыслима без тесного взаимодействия с родителями, используем разнообразные формы работы с родителями : индивидуальные беседы, консультации, практикуем активные формы работы с родителями : практикумы, совместные занятия детей и родителей, дни открытых дверей, имеется информационный материал, разработаны рекомендации для родителей с целью:

- формирования гуманных отношений с детьми в процессе общения и совершенствования умений общения у детей;

- «шпаргалка для взрослых» или правила работы с проблемными детьми (гиперактивными, агрессивными, тревожными).

Таким образом, внимание родителей привлечено к совместному решению проблемы и совершенствованию коммуникативных умений самих взрослых.

В результате работы дети стали более дружными, добрыми, заметно снизилась агрессивность многих проблемных детей, они научились самостоятельно разрешать конфликты, слушать друг друга, стали больше играть, самостоятельная игра детей стала более продолжительной.

Анализируя результаты достижения детей по социальной компетентности за три года, мы наблюдаем динамику от 4 баллов до 4,6

По коммуникативной компетентности 4.1 балла до 4.8 .

Проводимая целенаправленная работа с использованием игровых приемов и упражнений даёт положительный результат.

Публикации по теме:

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать». «Я научился кушать!». Продолжаю делиться.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться». В. А. Сухомлинский: «Дайте детям радость.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Роль игры в процессе формирования навыков общения у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 26 апреля 2024 в 13:30
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД