Папки-передвижки

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ (2 фото)

Елена Владиславовна Зубавленко
Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ

На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого развития, я увидела, что у данной категории детей отмечаются нарушения всех компонентов речевой системы, а также ряда неречевых психических функций. Результаты практической деятельности свидетельствуют о том, что наряду с исправленным звукопроизношением, сформированным фонематическим слухом, фонематическим восприятием, усвоенными лексико-грамматическими категориями у детей остаются ошибки при употреблении слоговой структуры слова, что ведёт к отставанию в овладении чтением, к ошибкам на письме.

Публикация «Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах

Под понятием «слоговая структура» слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. При этом речь ребенка имеет выраженные отклонения в воспроизведении слогового состава слова.

Анализ результатов диагностического обследования позволил сделать выводы о том, что число детей с нарушениями слоговой структуры слова достаточно высоко. Исходя из этого, коррекционная работа с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи по формированию слоговой структуры слова, представляет сложную проблему, и проходит более эффективно, если учитывается ведущий вид деятельности дошкольников – игра.

Игра – одно из замечательных явлений жизни, деятельность как – будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Феномен ее состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, творчество, в терапию, модель человеческих отношений.

Игра это не только творчество, но и труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, самостоятельно мыслить, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлекшись игрой дети не замечают, что учатся: познают, развивают фантазию, ориентируются в необычных ситуациях, даже самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием.

Таким образом, возникла необходимость разработки системы логопедической работы по использованию дидактических игр в коррекционно–развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Все виды игр можно объединить в две большие группы:

1. Творческие игры (сюжетно – ролевые);

2. Игры с правилами (дидактические).

Для практической работы были разработаны специальные игры на формирование слоговой структуры слова. В их число входят различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры, дает фиксированную программу действий для достижения определенного результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения, они направлены на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие.

Ученые классифицируют дидактические игры на предметные, предметно – словесные и только словесные.

Игры с использованием наглядности, в свою очередь подразделяются на игры с демонстрационными и раздаточными материалами и игры с раздаточными игрушками. К дидактическим играм с использованием средств наглядности можно также отнести игры – инсценировки некоторых сказок («Репка»).

В основе словесных игр лежит накопленный опыт детей, их наблюдения. Задача этих игр состоит в систематизации и обобщении. Они применяются на этапе закрепления и повторения учебного материала («Наоборот», «Чистоговорки», «Скороговорки»)

К дидактическим играм разрабатывается демонстрационный материал и раздаточный материал, который позволяет учесть наглядно – образный и наглядно – действенный характер мышления дошкольников, повысить эффективность обучения, воспитывать интерес к занятиям.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Коррекционная работа разделена на два этапа: подготовительный и собственно коррекционный.

Ведущая педагогическая идея нашей работы заключается в определении путей повышения эффективности процесса формирования слоговой структуры слова, путем внедрения в образовательный процесс системы коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи посредством использования дидактических игр.

1. Дидактическая игра «Разноцветная прищепка»

Цель: формировать слоговую структуру слова, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, развивать внимание, мелкую моторику рук.

Материал для игры: прищепки красного, синего и зеленого цвета, картинный материал.

Ход игры: Ребенку предлагается картинка, он определяет количество слогов в слове, количество звуков в слове, прикрепляет на картинку прищепки тех цветов, которые соответствуют слову. Игра предназначена для среднего, старшего и подготовительного возраста.

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ

2. Дидактическая игра «Слоговые очки»

Цель: формировать слоговую структуру слова, развивать мелкую моторику рук, зрительное восприятие.

Материалы для игры: «очки»-основа, фишки, цифры, картинный материал.

Ход игры:

1 вариант: Ребенку предлагается основа-очки, на которой справа картинка, слева фишки, количество фишек зависит от количества слогов в слове. Задача ребенка- разделить слово на слоги и соотнести с необходимой фишкой. Игра предназначена для детей младшего возраста.

2 вариант: Игра усложняется тем, что вместо фишек- цифры, ребенок определяет количество слогов в слове и соотносит с необходимой цифрой. Игра предназначена для детей более старшего возраста.

Фото №1 Слоговая структура речи слоговой структуры слова что ведёт к отставанию в овладении чтением к ошибкам на письме

3. Дидактическая игра «Кочки»

Цель: формирование слоговой структуры слова, развитие общей моторики, развитие оптико-пространственной ориентации, развитие внимания, мышления, координации; внедрение здоровьесберегающих технологий (массаж ступней).

Материалы для игры: «кочки с массажерами», картинный материал.

Ход игры: Ребенок перемещается в пространстве по словесной инструкции взрослого, находит картинку, определяет количество слогов в слове и совершает движения по «кочке», количество шагов зависит от количества слогов в слове. Игра предназначена для детей старшего возраста.

Конкретные виды игр, упражнений учитель-логопед будет выбирать самостоятельно в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка, его возраста и вида речевой патологии. Коррекция слоговой структуры должна вестись длительно, систематизированно, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей – занятия в игровой форме и с применением наглядности.

Публикации по теме:

Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин»Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин» Цель: Учить детей делить слова на слоги. Материал: Две куклы, картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов. Ход игры: На.

Роль дидактических игр в обучении дошкольниковРоль дидактических игр в обучении дошкольников Роль дидактических игр в обучении дошкольников. Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей.

Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип»Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» (1 тип — двусложные слова) 1. Пальчиковая гимнастика:.

Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельностиИспользование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности Слайд 2 Безопасность – актуальный вопрос. Количество несчастных случаев с детьми возрастает. Такие особенности дошкольника, как доверчивость,.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры»Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры» Открытое логопедическое занятие с детьми 6-7 лет по теме “Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детейВзаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом.

Эссе «В чем заключается успех формирования у детей безопасного поведения на дорогах в процессе их обучения в ДОУ, школе» Как сформировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах? Какие формы, методы, технологии применить педагогу, воспитателю? Как объяснить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ
Опубликовано: 22 июня 2020 в 13:43
+235Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД