Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.

Лариса Никошина
Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.

Цель: Формирование слоговой структуры слова.

Задачи:

1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава;

2. Автоматизировать умение делить слова на слоги;

3. Упражнять в фонематическом и слоговом анализе и синтезе слов;

4. Закреплять умение подбирать рифмующие слова, упражнять в договаривании чистоговорок;

5. Расширять и активизировать словарный запас, закреплять умение образовывать родственные слова;

6. Развивать слуховое и зрительное внимание и логическое мышление;

7. Развивать мелкую моторику рук;

8. Воспитывать интерес к звучащему слову, к родной речи.

Методы и приемы:

Проблемная ситуация «Как найти ключи к дому?»;

Метод преднамеренной ошибки;

Решение логической задачи «Слово в слове»;

Упражнение в словотворчестве (сочинение чистоговорок);

Подбор родственных слов к слову «Снег»;

Игра «Разрезные картинки»;

Составление схем слов.

Пропедевтическая работа:

Работа воспитателя,логопеда с детьми:

1. Произношение серий звуков с четкой артикуляцией (ауи, иуаэ и т. п.);

2. Повторение серий слогов, слоговых рядов (са-со-су-сы; ас-ос-ус-ыс; со-су-сы-са; ос-ус-ыс-ас и т. п.);

3. Игра «Скажи наоборот» (са-ас, со-ос и т. д.)

4. Упражнения в делении слов на слоги;

5. Составление схем слов;

6. Игры «Один - много», «Большой - маленький»;

7. Закрепление умения образования новых слов;

8. Проговаривание слов по слогам с механическими действиями (на каждый слог - хлопок, удар мячом, шаг вперед и т. д.);

9. Образование из слова самого длинного,самого короткого слова (лиса - лис - лисица);

10. Разучивание чистоговорок; упражнение в договаривании чистоговорок на заданный слог;

11. Работа по обогащению словаря (подбор родственных слов, активизация словаря по темам);

12. Игры типа «Слово в слове»;

13. Составление слов из отдельных слогов;

14. Игра «Доскажи словечко».

Работа музыкального руководителя с детьми:

1. Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией;

2. Отстукивание ритма в соответствии с заданным образцом;

3. Произношение звуков, групп звуков в соответствии с ритмом;

4. Разучивание попевок;

5. Выполнение движений с пропеванием на каждое движение слога.

Материал и оборудование:

1. Схемы - изображения слов разной слоговой структуры (1,2,3 - х сложные слова;

1,2,3 - х этажные дома);

2. Индивидуальные картинки с изображением предметов разного слогового состава;

3. Индивидуальные карточки с изображением предметов разного слогового состава для разрезания на части;

4. Ножницы, фломастеры;

5. Индивидуальные карточки для чтения слов;

6. Схемы слогового состава слова;

7. Демонстрационные таблицы для игры «Составь слово»;

индивидуальные карточки со слогами для игры «Составь слово»;

8. Набор для игры «Составь слово».

Ход НОД:

I.1. Организационный момент

Припоминание и называние слов разного слогового состава (1,2,3,4 -х сложные) по теме «Зима» с прохождением по разным лестницам (с 1,2,3,4 - х ступеньками)

Игра «Пройди по лесенке»

2. Постановка цели занятия.

В группу вносят телеграмму от Снегурочки с известием о том, что она попала в беду с просьбой помочь ей. А сделать это можно будет, выполнив все задания правильно.

II. 1. Упражнение в деление слов на слоги, соотношение

разного слогового состава с картинками - символами.

На наборном полотне 3 дома (одноэтажный,двухэтажный,трехэтажный).

На столах у детей картинки.

Задание: положить картинки с одним слогом в одноэтажный дом с двумя слогами в двухэтажный дом, с тремя слогами в трехэтажный дом.

Если задание выполнено верно, дети получают ключи к домам.

Выполнив следующее задание, дети узнают где спрятано другое задание.

2. Чтение хором слов: МОРОЗА, ДЕДА ДОМ

Составление из этих слов предложения.

Метод преднамеренной ошибки. МОРОЗА ДЕДА ДОМ.

Исправление ошибки в предложении.

Следующее задание спрятано в доме Деда Мороза.

3. Игра «Разрезные картинки»

Упражнение в деление слов на слоги.

Разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове.

Назвать каждую часть.

Подписать каждую часть. Эти картинки Дед Мороз отправит в подарок малышам.

4. Упражнение в подборе рифмующих слов.

Договаривание чистоговорок на заданный слог.

1. Чтобы помочь Снегурочке убежать от Бабы Яги и ее

кота, надо их усыпить, а заснуть они смогут, если

услышат много чистоговорок.

2. СА-СА-СА-

СО-СО-СО-

ЗА-ЗА-ЗА-

ЦА-ЦА-ЦА-

ША-ША-ША-

АШ-АШ-АШ-

ЖА-ЖА-ЖА-

ЖИ-ЖИ-ЖИ-

5. Физкультминутка «Елочка» Пальчиковая гимнастика.

На каждую строчку соответствующее движение (см. в приложении1).

1. Если бы были у елочки ножки,

2. Побежала бы она по дорожке,

3. Заплясала бы она вместе с нами,

4. Застучала бы она каблучками.

5.Закружились бы на елочке игрушки:

6. Разноцветные фонарики,

7. Хлопушки,

8. Завертелись бы на елочке флаги

9. Из пунцовой и серебрянкой бумаги.

10. Засмеялись бы на елочке матрешки,

и захлопали от радости в ладошки,

11. Потому что нынче ночью у ворот

12. Постучался развеселый Новый Год

13. Новый - новый, молодой

С золотой бородой.

6. Упражнение в чтении слов разного слогового состава. Составление схемы слогового состава слова. (Сколько в слове слогов - столько подъездов в доме). Выполнение этого задания, поможет Снегурочке убежать от Кощея Бессмертного. А помогут ей те, кто спрятался среди слов. Эти слова относятся к теме «Зима».

кот ко-за со-ба-ка

дом сос-на ма-ши-на

мак до-мик мо-ло-ко

сок му-ха сне-го-ви-ки

суп му-зы-кан-ты

- Кто это?

(снеговики)

Следующее задание - от них.

Упражнение в слоговом синтезе слов.

Выполнив это задание, дети помогут первому снеговику не растаять и из слов узнать, кто еще поможет Снегурочке.

На наборном полотне таблицы: две - с началом слов, две - с окончанием слов. У детей на столах карточки со слогами.

Задача - найти окончания или начало слов.

ко---за

зы

т

ты

со---к

ва

м

- Кто это?

(снеговики)

Следующее задание - от них.

Упражнение в слоговом синтезе слов.

Выполнив это задание, дети помогут первому снеговику не растаять и из слов узнать, кто еще поможет Снегурочке.

На наборном полотне таблицы: две - с началом слов, две - с окончанием слов. У детей на столах карточки со слогами.

Задача - найти окончания или начало слов.

зи---на

сос

Ни

му---ка

мис

мас

7. Игра «Слово в слове»

Второй снеговик просит помочь найти как можно больше слов, которые спрятались в длинном слове СНЕГУРОЧКА и составить их из букв (снег, урок, гора, кора, река, ура, рука, сок, сук, Гена, сено, Ока, рога и т. д.)

8. Упражнение в подборе родственных слов к слову СНЕГ.

Это задание должно приблизить детей к Снегурочке совсем близко. На каждый слог слова - шагнуть. В результате выполнения последнего задания, дети встречают Снегурочку.

III. Итог.

Снегурочка благодарит детей, за то, что они прошли такой длинный и трудный путь, чтобы помочь ей успешно справиться со всеми заданиями. Все молодцы! Снегурочка вручает детям за это призы - подарки.

Приложение 1

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.
Публикации по теме:

Развитие слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР I-II уровня через систему игровых упражнений Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольников с ОНР I – II уровня одним из наиболее трудных для коррекции является такое проявление.

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНРФормирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР Как известно, у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Нарушение.

Конспект занятия по ФЭМП для детей подготовительной группе компенсирующей направленности «Царевна-лягушка» Цели: воспитывать стремление к получению новых знаний, любовь к устному народному творчеству. Задачи: -Закрепить навыки счета в прямом.

Конспект занятия «Формирование слоговой структуры слов» Тема: «Волшебное путешествие в лес». Цель: Формирование слоговой структуры слов. Возраст: подготовительная группа. Задачи: 1) Формирование.

Коррекция слоговой структуры слова с использованием методических рекомендаций Т. А. Ткаченко Каждый год ко мне в логопедическую группу поступают дети с общим недоразвитием речи. Как известно, при этом диагнозе у детей наблюдается.

Коррекционные возможности музыкальной деятельности в формировании слоговой структуры слова у детей с ОНР III уровня Известно, что музыка благотворно влияет на развитие личности. Она является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Развитие слоговой структуры слова на материале гласных звуков с использованием дидактических игр в коррекционной работе Фронтальное занятие по теме: "Развитие слоговой структуры слова на материале гласных звуков " с использованием дидактических игр в коррекционной.

Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР Практика логопедической работы показывает, что на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается.

Использование дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова в коррекционной работе учителя-логопеда Цель: повысить свой профессиональный уровень и повысить эффективность процесса формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.
Опубликовано: 16 апреля 2016 в 21:42
+178Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 109.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 марта. День рождения Ирины Токмаковой

92 года исполняется со дня рождения замечательной детской сказочницы и поэтессы, переводчицы многих известных зарубежных книжек для детей, – Ирины Петровны Токмаковой. Предлагаем посвятить тематические...

3 марта. Всемирный день чтения вслух

«Чтение – это движение вперед!» — девиз очередного тематического дня, который посвящен чтению, книгам и красивой речи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы не только почитать детям вслух, но...

Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального становления...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Весна идет»
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Весна идет» Образовательная область «Познание» Направление – «Познавательно-речевое развитие» Интеграция...
Конспект НОД в средней группе «Мамин праздник»
Конспект НОД по образовательной области Речевое развитие» в средней группе Тема: «Мамин праздник» Программные задачи: 1. Обогащать и активизировать словарь...