МААМ-картинки

Консультация «Вкусная артикуляционная гимнастика»

Анастасия Миронова
Консультация «Вкусная артикуляционная гимнастика»

«Вкусная артикуляционная гимнастика»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №7»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Вкусная артикуляционная гимнастика»

Разработала:

Учитель- логопед

Миронова А. М.

г. Вилючинск, 2020 г.

Содержание

Пояснительная записка …. 3

Научно - теоретические основы развития артикуляционной моторики у дошкольников…. 4

Публикация «Консультация „Вкусная артикуляционная гимнастика“» размещена в разделах

Технология использования нетрадиционной «Вкусной артикуляционной гимнастики» …10

Рекомендации к проведению упражнений артикуляционной гимнастики. 11

«Вкусные артикуляционные упражнения» ….12

Заключение…. 15

Литература…. 16

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Любой из нас пришёл на свет на этот

Творить добро, надеяться, любить

Смеяться, плакать, но при всём при этом

Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.

I. Пояснительная записка

Овладение навыками речи – достаточно сложная задача для ребёнка. Правильное произношение различных звуков, как изолированно, так и в речевом потоке, возможно благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Звуки получаются с помощью комплекса движений всех артикуляционных органов (губы, зубы, язык, голосовые связки, мягкое и твёрдое нёбо, дыхательный аппарат).

В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано. У детей с речевыми нарушениями недостаточно развита артикуляционная моторика.

При диагностике устной речи в начале года у детей, отмечаются несовершенства артикуляционной моторики : объём движений артикуляционных органов ограничен, тонус повышен или понижен, язык напряжен, артикуляционные позы не получаются. Как следствие, речь детей неразборчива и невнятна, нарушено много групп звуков.

Недостаточность артикуляционной моторики затрудняет успешное формирование навыка правильного звукопроизношения и создает много проблем при подготовке к школе. Следует отметить, что правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению!

Подготовку к правильному произношению звуков я начинаю с комплексов традиционной артикуляционной гимнастики. Одной из наиболее важных рекомендаций по проведению артикуляционной гимнастики является ежедневное многократное выполнение упражнений. Но зачастую трудности при выполнении артикуляционных упражнений вызывают у детей неуверенность и отказ от работы. Кратковременность и неустойчивость внимания, недостаток интереса к организованной деятельности у детей с ОВЗ снижают их интерес к занятиям. Так в моей практике возникла необходимость разработки и внедрения вариативных форм артикуляционной гимнастики.

II. Научно-теоретические основы развития артикуляционной моторики у дошкольников.

Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека.

Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.

Ещё в начале ХХ века была распространена точка зрения, по которой функцию речи связывали с существованием в мозгу особых «изолированных речевых центров». И. П. Павлов дал новое направление этому взгляду, доказав, что локализация речевых функций коры головного мозга не только очень сложна, но и изменчива, почему и назвал её «динамической локализацией».

Благодаря исследованиям П. К. Анохина, А. Н. Леонтьева, А. И. Лурии и других учёных установлено, что основой всякой психической функции являются не отдельные «центры», а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы, на различных её уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.

И. П. Павлов, подчёркивая чрезвычайную пластичность центральной нервной системы и её неограниченные компенсаторные возможности, писал: «Ничто не остаётся неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».

Многочисленными исследованиями отечественных дефектологов подробно изучена и освещена проблема воспитания правильной речи (В. И. Городилова, О. С. Орлова, Е. И. Радина, Ф. Ф. Pay, в особенности, формирования произношения звуков (А. Н. Гвоздев, Б. М. Гриншпун, Н. И. Жинкин, Г. А. Каше, Р. Е. Левина, С. С. Ляпидевский, О. В. Правдина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.). Метод воспитания звукопроизношения путём специфической гимнастики признан рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по вопросам расстройства речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. Ф. Фомичёва и др.).

Современные исследования ученых по развитию речи подчеркивают значимость артикуляционной моторики. Предлагаются новые варианты проведения артикуляционной гимнастики (Н. В. Нишева, И. А. Волошина, Т. А. Куликовская, Е. М. Косинова и др.).

Считаю, что важнейшим направлением логопедической работы является развитие артикуляционной моторики как основы формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Как же сформировать у дошкольников мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты?

Я поставила задачу поиска эффективных методов формирования и нестандартного подхода в создании такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы успешное овладение навыками правильного произношения. Требуется понимание сути расстройства, осмысленный нестандартный подход в работе, постепенное формирование у ребёнка прочных навыков. Необходимо формировать у дошкольников мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребёнка, не превращая занятия в нудные тренировки.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речевом процессе.

В процессе предварительного логопедического обследования часто обнаруживаются нарушения в строении органов артикуляционного аппарата.

В таких случаях параллельно с работой по развитию фонематического восприятия проводится артикуляционная гимнастика (подготовительные упражнения).

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные - артикуляционные уклады различных фонем.

Как правило, упражнять ребенка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука.

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков, которые мы произносим благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата : языку, губам, небу, голосовым связкам. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы.

Кроме того, недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы. Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения.

Детям 3-х, 4-х лет: артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение.

Дети 5-ти, 6-ти лет: смогут с помощью артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.

Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей.

Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного возраста) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.

И, если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение в ДОУ, школе; возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции.

И только 40% детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь.

Одним из наиболее эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимальных успехов в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста является метод нетрадиционных технологий, который носит игровой характер и вызывает положительные эмоции у детей.

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся современным перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Нетрадиционные технологии можно использовать не только в случаях необходимости коррекции, но и в качестве профилактики. Специалисты отмечают, что у большинства детей, которые использовали нетрадиционные методы, нормализуется работа центральной нервной системы. Признаками этого являются: нормализация тонуса артикуляторных и мимических мышц, активизация тонких дифференцированных и формирование произвольно координированных движений органов артикуляции, частичное устранение патологической симптоматики. Значительно оптимизирует процесс овладения звуковой культурой речи использование нетрадиционной технологии «Вкусная артикуляционная гимнастика».

Таким образом, я считаю, что выбранная мной тема «Вкусная артикуляционная гимнастика»- залог успешного развития речи дошкольников» является актуальной, так как благодаря применению в коррекционной работе нетрадиционных артикуляционных технологий, дети могут научиться говорить четко, чисто и правильно.

Новизна заключается в использовании в коррекционном процессе нетрадиционных «Вкусных артикуляционных технологий», которые помогают в более быстрые сроки укрепить мышцы артикуляционного аппарата и преодолеть речевые дефекты.

Цель:

Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Задачи:

1. Развивать и отрабатывать определенные положения, подвижность органов артикуляционного аппарата детей (язык, губы, небо).

2. Развивать речевое дыхание, интонационную выразительность голоса.

3. Формировать и отрабатывать у детей правильное звукопроизношение.

4. Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме, дать рекомендации по проведению нетрадиционной артикуляционной гимнастики.

1. Воспитательные:

- Воспитать у детей интерес к артикуляционной гимнастике, сформировать у детей желание заниматься;

- Воспитать желание использовать артикуляционную гимнастику самостоятельно;

- Воспитывать слуховое внимание, усидчивость детей;

- Развивать умение детей говорить четко, внятно, понятно.

2. Обучающие:

- Укреплять мышцы артикуляционного аппарата;

- Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции;

- Развивать умение ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу.

3. Развивающие:

- Развивать у детей артикуляционный аппарат.

Предполагаемый результат:

1. Грамотность родителей по данной теме.

2. Развитые и отработанные определенные положения, подвижности органов артикуляционного аппарата детей (язык, губы, небо).

4. Сформированное и отработанное у детей правильное звукопроизношение.

III. Технология использования нетрадиционной артикуляционной гимнастики «Вкусная артикуляционная гимнастика»

Нетрадиционная артикуляционная гимнастика используется в работе с детьми, в профилактических целях и для укрепления мышц артикуляционного аппарата.

Для гимнастики можно использовать любые сладости и вкусности, которые есть в наличии, главное, чтобы у ребенка не было аллергии. Такая гимнастика не может проводиться в детском саду по понятным причинам. Но мы можем обучить этой не сложной технике родителей. Что я, собственно говоря, и сделала, ежегодно, работая в тесном контакте с родителями, проводя дистанционные занятия во время самоизоляции, обучила родителей игровым, «вкусным» способам развить артикуляционный аппарат детей. Тем самым у родителей повысился уровень компетентности по данной теме, а таки же сформировалось умение осознанной, адекватной, результативной помощи детям по развитию правильного звукопроизношения в домашних условиях.

IV. Рекомендации к проведению упражнений артикуляционной гимнастики

Артикуляционную гимнастки выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

• Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль.

• Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

• Движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний. –

• Проводить гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые движения у детей закреплялись, становились более прочными.

• Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение минут.

• Начинать занятие лучше всего с повторения отработанных ранее упражнений, которые ребёнок легко выполняет, и только после этого давать одно-два новых упражнения.

• При проведении артикуляционной гимнастики не всегда у ребёнка сразу может всё хорошо получаться, и это иногда вызывает отказ от дальнейшей работы. В таком случае родители не должны фиксировать внимание ребёнка на том, что у него не получается, надо подбодрить ребёнка, вернуться к более простому, уже отработанному.

• Нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды.

• Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой можно избавить ребенка от речевых нарушений.

• Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть речевые дефекты.

• Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет достигнут нужный эффект.

V. «Вкусные артикуляционные упражнения»

1. «Мармеладные упражнения»

1. Ребёнок втягивает мармеладного червячка в рот через вытянутые хоботком губы.

2. Необходимо один конец такой же мармеладки сжать губами, а другой конец натянуть рукой. Задача ребёнка – постараться подольше удерживать мармеладку губами.

2. Упражнения с Чупа-чупсом (конфета должна быть небольшого диаметра)

1. Предлагаем ребенку облизывать Чупа-чупс или другую конфету на палочке. Положение конфеты периодически меняем: держим её сверху, снизу, с одной и другой стороны. Главное, чтобы язык смог дотянуться до неё.

2. Ребенок сжимает Чупа-чупс губами и удерживает 5-10 секунд.

3. Ребенок держит язычок в форме чашечки, кладем в чашечку Чупа-чупс, и ребенок удерживает леденец под счет до 10.

3. Упражнения со сладкой (соленой) соломкой

1. Ребенок кладет широкий язык на нижнюю губу и удерживает на нём соломку, под счет до 10.

2. Ребенок удерживает соломку на верхней губе языком. Можно обыграть: «Появились усики!»

3. Изображаем усы. Предлагаем удерживать соломку между верхней губой и носом (губы вытянуты вперед).

4. Ребенок удерживает соломинку, прижимая её языком к нижним зубам. Соломинка должна быть почти в вертикальном положении.

4. Упражнения с мини-сушками

1. Ребенок сжимает сушку губами и удерживает ее под счет до 10.

2. Надев мини-сушку ребенку на кончик языка, просим удержать ее под счет до 10.

3. Предлагаем перемещать солёную мини-сушку по сладкой соломке языком (слева-направо и обратно).

4. Ребенок перемещает языком солёную мини-сушку по сладкой соломке (вверх-вниз).

5. Упражнения с конфетой-драже, шариками сухого завтрака или ягодами

1. Ребенок удерживает конфету в языке-«чашечке» под счет до 10.

2. Просим ребенка положить широкий язык на нижнюю губу. Кладем конфету или шарик сухого завтрака. Задача ребенка удержать конфету под счет до 10.

3. Кладём на тарелку шарики сухого завтрака или маленькие круглые конфетки. Просим ребенка губами собрать их, представив себе, что он собирает рассыпанные бусинки.

6. Упражнения с различными продуктами

1. Ребенок кладет широкий язык на нижнюю губу и удерживает на нём тонко порезанный кусочек сыра (можно использовать колбаску, кусочек яблока, мармеладку и т. п., под счет до 10.

2. Предлагаем ребенку поиграть в футбол. Для этого он перекатывает во рту от одной щеки к другой крупную виноградинку, вишню, сухарик, крупную круглую карамельку и т. д.

3. Предлагаем ребенку язычком слизать сахар с колечка лимона или апельсина по кругу или любые круглые дольки фруктов.

4. Намазываем верхнюю губу сиропом, мёдом или вареньем. Предлагаем малышу широким краем языка облизать губку, выполняя движение сверху вниз.

VI. Заключение

Нетрадиционная «Вкусная артикуляционная гимнастика», является уникальным средством в коррекционном процессе, которое в более быстрые сроки помогает укрепить мышцы артикуляционного аппарата и преодолеть речевые дефекты, а также формирует у родителей осознанную, адекватную, результативную помощь детям, по развитию правильного звукопроизношения в домашних условиях.

Вкусная гимнастика – это не только вкусно, полезно, но и весело!

VII. Литература:

1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие Ростов н/ Д: Феникс, 2008. — 105 с.

3. Пожиленко Е. А. «Артикуляционная гимнастика : методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей…» Изд. : Каро, 2006

4. Лопухина И. С., Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. СПб., 2007

5. Л. П. Воронина., Н. А. Червякова «Картотеки арьтикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа» Изд. : «Детство- пресс»,2015

6. Григоренко Н. Ю., Цыбульский С. А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции : Учеб. – метод. Пособие. М., 2005

7. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика». – Санкт-Петербург, 2007.

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы»Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы» Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы» Выполнение артикуляционной гимнастики регулярно помогает, как подготовить артикуляционный аппарат.

Артикуляционная гимнастика в картинкахАртикуляционная гимнастика в картинках Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его.

Артикуляционная гимнастика: важно. нужно, интересно!Артикуляционная гимнастика: важно. нужно, интересно! Проработав почти 15 лет учителем-логопедом в детском саду, я заметила, что в последние годы во всех возрастных группах детского сада неукоснительно.

Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка»Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА» Артикуляционнаягимнастика - это специалные упражнения,для развития подвижности и ловкости.

Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика»Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика» Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика». Цель: тренировка и укрепление органов артикуляционного аппарата: губ, щек, языка.

Фотоотчет «Артикуляционная гимнастика»Фотоотчет «Артикуляционная гимнастика» Предлагаю небольшой фотоотчет артикуляционной гимнастики с детьми, которую мы провели дистанционно. Сказка про язычок Жил-был язычок (показали.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика для дошкольников» Грамотная, чистая и ритмичная речь ребенка достигается совместными усилиями педагогов и родителей. Такая речь характеризуется правильным.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи»Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи» Цель: познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой, необходимостью ее выполнения у детей с недостатками произношения звуков. Приходится.

Универсальная артикуляционная гимнастика в стихах Универсальная артикуляционная гимнастика в стихах. Просто распечатай и занимайся с удовольствием. Будет в помощь не только родителям,.

Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастикаЗдоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Вкусная артикуляционная гимнастика»
Опубликовано: 9 ноября 2022 в 02:12
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД