МААМ-картинки

Простейшие физические опыты и развитие ребёнка

Галина Евгеньевна Тюрина
Простейшие физические опыты и развитие ребёнка

Простейшие физические опыты и развитие ребёнка

Ребенок растет. Он вступает во все более сложные взаимоотношения с окружающими людьми; у него складываются новые потребности; новые свойства вещей, которых ранее ребенок не замечал. Новое знание ребенка о мире может возникнуть лишь на основе новых форм мыслительной деятельности.

Богатство и широта представлений ребенка о явлениях природы, о мире вещей, созданных руками человека приходит к нему с ознакомлением с окружающим, К 6-7 годам у детей складываются определенные представления о физических явлениях : о движении, электричестве, теплоте, магнитах, некоторых явлениях оптики. Это и не удивительно. Телевидение, радио, технические игры и игрушки - вот источник этих представлений. И у ребенка возникает много вопросов, которые начинаются с «почему?». Но если взрослыми не ставится задача объяснить физические явления, дать им истолкование, понятие детей о них не могут быть достаточно правильными и точными.

Публикация «Простейшие физические опыты и развитие ребёнка» размещена в разделах

Не объясняя ребенку то или иное явление, с которым он сталкивается, о котором узнает, взрослые упускают отличную возможность развивать умственные способности дошкольника, Ведь всякое физическое явление есть превосходнейшее упражнение для детской логики. Здесь ребенок наглядно и практически усваивает логические понятия; причины, следствия, цели, назначения, выводы и умозаключения.

Что же такое физика? Физика - греческое - природа, наука о природе, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие свойства материального мира. Элементарные физические явления дети способны усвоить с дошкольного возраста. Ведь с самого рождения дети активно познают мир, пытаются выстроить систему, понять закономерность происходящих процессов, И наша задача помочь им в этом, направить в нужное русло. Ознакомление с законами неживой природы в той или иной мере связано с анализом и сравнением происходящих явлений: пониманием, почему они протекают так: установлением простейших связей между несколькими явлениями. Растет сам интерес к окружающему миру, развивается его любознательность.

Круг физических явлений, доступных пониманию малыша, достаточно широк. Как знакомить со свойствами воздуха? Дети воздуха не видят, не могут потрогать, и это связано с определенной трудностью. Отсюда и основная задача: показать, что воздух - нечто реальное, свойства которого легко увидеть и использовать. Знакомить с воздухом нужно на нескольких занятиях:

На первом занятии нужно доказать ребенку, что воздух есть везде. Возьмем пустую стеклянную банку. Ребенок ответит, банка пустая, на вопрос, что в банке. Тогда возьмем целлофановый мешок, заполним его мелкими игрушками. Ребенок сразу ответит, что там. Затем мешок освободим от игрушек, и опять ребенок скажет, что мешок стал пустым. Но предложите ему скрутить мешочек, зажав отверстие, Мешок надуется, следовательно, в нем что-то есть, Это и есть воздух, Постарайтесь подвести ребенка к тому, что воздух в мешке находился всегда. Хотя он и не видим, но обнаружить его можно повсюду.

Занятие второе. Нужно подвести ребенка к тому, что воздух есть всюду. Напомним ребенку, что мы вдыхаем и выдыхаем воздух; подуем через соломинку в стакан с водой, то увидим воздух в виде пузырьков. Наполним стакан водой, через некоторое время увидим пузырьки на стенках стакана. В стакан с водой опустим губку и увидим, что обильно выделяются пузырьки, В кирпиче? Опустим в воду кирпич. А в земле? Пригоршню земли опустим в воду - воздух. Все опыты желательно, чтобы проводили сами дети.

А теперь можно сделать вывод: воздух есть в комнате, в стакане, банке, воде, целлофановом мешке, земле, кирпиче, губке - воздух повсюду вокруг нас.

Третье занятие. А теперь познакомим ребенка со свойствами воздуха.

Ко дну пустого стакана с помощью кусочка пластилина прикрепляем бумажную салфетку и опускаем стакан в сосуд с водой отверстием вниз. Намокла ли бумага. Помогите понять, что именно воздух в стакане не дал воде намочить бумагу.

На четвертом занятии достаточно ребенку подуть на полоску бумаги, как он убедиться в том, что воздух может перемещаться, двигаться. Нетрудно увидеть, что при перемещении воздух заставляет двигаться и другие предметы: колеблется полоска бумаги, качаются ветви деревьев, трава, начинает двигаться вода - образуются волны. Хорошо показать ребенку рисунки с изображением ветреной мельницы, парусного судна - словом, всего, что приводится в движение ветром.

Вот парашютист спускается на парашюте. Объясните, для чего нужен парашют: воздух под куполом парашюта мешает быстрому движению, поэтому парашютист не падает камнем вниз, а плавно опускается. Неплохо продемонстрировать на опыте. Ребенок встает на стул и выпускает из рук кубик. Обратите внимание, что кубик падает быстро и сильно ударяется о пол. А если с помощью парашюта? Чтобы доказать, что именно воздух приводит в движение, сделайте с ребенком вертушку.

Дошкольника можно познакомить с термометром и принципом его работы. Покажите ребенку сначала нулевую отметку на шкале, познакомьте с движением столбика «выше нуля», «ниже нуля». Вслед за этим можно научить отсчитывать градусы на шкале, каждое деление один градус. Можно сделать термометр из бутылки; взять бутылочку, пробку и трубочку. Провертеть в пробке дырочку, набрать в трубочку капельку подкрашенной воды и воткнуть пробку с трубочкой в бутылку. А теперь будем греть бутылку руками, капелька из трубки выскочит. Почему? Да потому что при нагревании воздух в бутылочке расширился и вытолкнул капельку воды из трубки. Да при нагревании все предметы расширяются. Возьмем монету, положим ее на дощечку и по противоположным краям забьем в дощечку гвоздики так, чтобы монета свободно двигалась между ними, После этого монету нагреем и снова попытаемся провести между гвоздями, Если ее нагреть достаточно сильно, она не пройдет между гвоздями, Расширилась.

А теперь покажем переход механической энергии в тепло. Когда ножовкой пилим дерево, то и дерево и ножовка нагреваются. Если с силой натереть пальцем о стол, то скоро пальцу станет жарко. Современные спички зажигаются от трения.

А вот вопрос, греет ли шуба?

Проведите опыт с мороженым, в шубе обычно получается хорошо, Для того, чтобы убедиться в том, что в шубе мороженое тает медленнее, надо оставить вторую порцию не завернутую в шубу. На вопрос о том, что будет со Снегурочкой, если она попадёт в Африку, можно ожидать, как минимум, три ответа:

1. Снегурочка от жары растает, и шуба ей не поможет, т. к. в шубе еще жарче.

Этот ответ неправильный, т. к. Снегурочка сделана из снега и от него в шубе холодно.

2. Снегурочка не растает, как и мороженое в шубе. С таким ответом можно согласиться.

3. Снегурочка сначала не растает, а потом все равно растает, т. к. все таки жара проберется через шубу. Такой ответ свидетельствует о том, что ребенок умеет обдумывать ответ достаточно глубоко и не боится излагать свою самостоятельную точку зрения.

Эти и другие вопросы можно решить изучая с детьми тему: теплота.

При изучении с детьми темы: «жидкости, газы и твердые тела» мы сможем ответить на вопрос «почему дует ветер?» Можно проделать такой опыт. Если в холодную погоду приоткрыть дверь на улицу и внизу и вверху образовавшейся щели держать по зажженной свече, то можно наблюдать, что пламя нижней свечи направлено внутрь квартиры, а пламя верхней - наружу. Это происходит потому, что теплый воздух в квартире поднимается и выходит через щель вверху, а холодный воздух тяжелее, и он входит в помещение внизу. Через некоторое время холодный воздух нагреется в помещении, поднимется вверх и станет выходить на улицу через верх щели, а на его место снова и снова будет приходить холодный воздух. Именно так и возникает ветер в природе. Конечно, в действительности это намного сложнее.

Обратите внимание детей на то, что агрегатное состояние вещества зависит от условий, в которых это вещество находится. Если в условиях обычных металлы -твердые вещества, то при высоких t они переходят в жидкое состояние, а еще при более высоких - в газообразное. Особенно легко проследить агрегатное состояние воды (твердое вещество -лед, жидкое - вода, газообразное - пар). В группе можно показать детям опыт с плавлением сахара, парафина. А почему идет дождь? Обратите внимание ребенка на то, что вода в природе все время испаряется (высыхают лужи и мокрое белье, над рекой в жаркий день поднимается чуть заметный пар). Рассмотрите опыт : кастрюлю с кипящей водой накрыть холодной крышкой. Если через некоторое время поднять крышку,с нее будет капать вода. Конденсация пара. Предложите ребенку подумать, почему так происходит. Снег - он очень рано привлекает внимание детей. Ребята с удовольствием рассматривают снежинки: каждая из них, как крошечная звездочка, только лучей у нее не пять, а шесть. Порой они опускаются не по одной, а по нескольку, удерживая друг друга острыми лучиками. В зависимости от погоды меняются и свойства снега. Снежинки и иней - это одно понятие, снежинки -это пар, который замерз в облаках, а иней - это пар, который замерз на стекле, железе, ветках деревьев и других предметах.

Изучив все это дети самостоятельно смогут ответить на такие вопросы : откуда берутся облака летом? Зимой? Во что превращается пар, когда остынет? Из какого вещества сделаны снежинки и иней? Как это доказать?

При изучении темы «инерция и реактивное движение» надо обратить внимание ребенка на то, что инерция - это неотъемлемое свойство предметов, что нет предметов, которые не обладали бы инерцией. Как объяснить слово «инерция». Ехали дети в автобусе, на заднем сиденье. Пассажиров было мало. Рядом с детьми на полу автобуса лежал мяч. Вдруг на перекрестке зажегся красный свет. Нажал водитель на тормоз - стал автобус останавливаться, а мяч катится дальше, не хочет останавливаться. Через весь автобус прокатился, остановился только у кабины водителя. Постоял автобус на перекрестке и поехал дальше. А мяч-то ленивый и не хочет никуда ехать. Автобус поехал вперед, а мяч покатился назад к детям. Правильнее было бы сказать, что мяч никуда не покатился. Он остался на месте, а дети вместе с автобусом подъехали к нему. Предметы не виноваты, что они ленивые и упрямые. И чтобы их не обижать, физики вместо слов «лень» и «упрямство» говорят «инерция».

Мир и обстановка, в которой подрастают современные дети, вызывают их естественный интерес к различным явлениям природы и желание немедленно получить ответ. И многие вопросы, которые они задают совсем не простые. Понять, получить соответственно ответ и помогает детям физика, объяснение тех явлений, которые нас окружают. Изучение выше указанных тем помогают детям логически мыслить, развивает их любознательность. Удивительный мир, который окружает нас, он встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. И если систематически заниматься с ребенком, воспитывая его ум, побуждая к поиску, размышлениям, то можно быть уверенным, что основа познавательных интересов у него будет заложена.

Публикации по теме:

Педагогические заповеди Умеете ли вы правильно относиться к своему ребенку? 1. Если ребенка постоянно критикует, он учится ненавидеть. 2. Если ребенка постоянно.

Родителям о развивающей среде Чтобы малыш мог вовремя и максимально эффективно реализовать заложенный в нем потенциал, он должен находиться в активной развивающей среде,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Простейшие физические опыты и развитие ребёнка
Опубликовано: 29 сентября 2013 в 20:38
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД