Влияние музыки на развитие личности ребенка

евгения тимканова
Влияние музыки на развитие личности ребенка

В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредоточивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое-то время, прислушивается, реагирует улыбкой, агуканьем, отдельными движениями, проявляет “комплекс оживления”. Дети постарше обладают уже возросшими психическими способностями. Они осмысливают некоторые связи между явлениями, способны сделать простейшие обобщения — определить, например, характер музыки, назвать, по каким признакам сыгранная пьеса веселая, радостная, спокойная или грустная. Им понятны и требования: как надо спеть различную по характеру песню, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске. Складываются также и музыкальные интересы: оказывается предпочтение тому или другому виду деятельности, жанру музыки. Музыкально-образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество, по ходу, к месту. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Для развития исполнительства, нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т. д.). В музыкально - ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах. Занятия музыкой, как ни пытайся представить их увлекательной игрой, рано или поздно оборачиваются увлекательным, или неувлекательным трудом. Задача преподавателей и родителей поддерживать и интерес ребёнка. Для того, чтобы исполнить любое, даже самое лёгкое произведение нужно приложить усилия. В жизни столько других интересных и не таких трудных занятий, что же приводит детей в музыкальную школу? Что заставляет их учиться до окончания школы, а некоторых становиться музыкантами? Кто-то ответит: родители. И приводят, и заставляют. С этим трудно поспорить. Действительно, многих заставляют учиться музыке. Однако сколько примеров, когда маленькие 4-5тилетние дети упрашивают родителей купить какой-либо музыкальный инструмент и отдать их на обучение. Это происходит оттого, что ребёнок где-то услышал музыку и у него появилось желание научиться.

Музыкальное воспитание развивает воображение, фантазию, концентрацию внимания. Наука приходит к выводу, что существует специфическое музыкальное воображение. Развитие всех этих психических функций (в совокупности с эмоциональной сферой и интеллектом) активизирует творческий потенциал личности. Как известно, у двух полушарий нашего мозга разные функции. Левое полушарие «отвечает» за логическую деятельность, правое – за интуитивную и эстетическую. Правым полушарием человек воспринимает цвет, музыку, образы, а левым – математику, языки, логику. Впечатления и мимолетные образы, которое «уловило» правое полушарие, в левом анализируются, выстраиваются в четком порядке и позволяют прогнозировать те или иные события. "Но причем здесь ритм?" – спросите вы. А притом, что ритм помогает объединить работу двух полушарий. Он упорядочивает не только слуховые или зрительные впечатления, но и развивает координацию движений, помогает малышу почувствовать свое тело. Когда ребенок занимается пением, кроме памяти, внимания и уверенности в себе у него очень хорошо развивается дыхательный аппарат. Замечено, что дети, которые занимаются пением, болеют респираторными заболеваниями намного реже остальных детей. Положительное влияние на развитие ребенка оказывает классическая музыка. Однако она часто бывает скучна детям, привыкшим к современным ритмам. Не навязывайте ничего ребенку. Включайте ему музыку во время игр или чтения. Даже при фоновом прослушивании она окажет полезное воздействие на ребенка. Дети любят петь. Таким способом они выражают своим эмоции. Они поют также тогда, когда хотят привлекать внимание окружающих, поднять авторитет в детском коллективе. Им нравится петь и танцевать одновременно. Эту любовь к музыке обязательно нужно поддерживать. Вам тоже нравится петь? Делайте это вместе с сыном или дочерью. Занимаясь музыкальным развитием детей дошкольного возраста, вы и сами научитесь многим интересным вещам. Ежедневно давайте малышу слушать музыку. Например, устраивайте увлекательные музыкальные пятиминутки. Включайте понравившийся этюд и отдыхайте. Обязательно посещайте театры, хотя бы иногда – это полезно для общего музыкального развития не только дошкольников, но и взрослых.

Условия для усвоения музыкальной культуры нужно создавать с ранних лет. Помните, что одни дети могут достигать высокого уровня музыкального развития, другие – более скромного. Вам не стоит слишком много внимания уделять именно этому вопросу. Одна из главных задач взрослых – показать ребенку, что музыка может быть не только средством увеселения. Это важное явление культуры. Покажите малышу, какой разной может быть музыка, сколько эмоций и переживаний можно передать с ее помощью. Занимайтесь музыкальным развитием детей дошкольного возраста регулярно. Только при таком условии вы добьетесь желаемого результата.

Музыка открывает детям целую жизнь. Интересную жизнь, возможность проявить себя в творчестве, выделиться среди своих сверстников, почувствовать себя артистом. Музыка помогает выработать своеобразный «иммунитет», чтобы не потеряться, не зачерстветь в современном мире. Особая внутренняя дисциплина и естественная отзывчивость, которые формирует музыка, гасят агрессивные склонности ребенка и делают то, в чем бывают бессильны и школа и родители – отвлекают неустойчивую психику от опасных увлечений. Общаясь с музыкой, ребенок развивается всесторонне, укрепляет физическую форму, адаптируется в коллективе, овладевает элементарными умениями и навыками и начинает познавать этот мир через язык чувств – музыку.

Список литературы:

1. Методика музыкального воспитания в детском саду/ под ред. Ветлугиной Н. А. – М, 1982г.

2. Метлов Н. А. Музыка – детям- М. ; Просвещение, 1985г.

3. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального воспитания. – М.: 1972г.

4. Тарасов Г. С. Педагогика в системе музыкального образования. – М. ; 1986г

5. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей – М., Л., 1977г.

6. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания – М., 1989г

7. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности – М.:Таланты – 21 век, 2004

8. Масару Ибука. Пер. с англ. – М. Русслит, 1991

9. Морозов. В. «В помощь педагогу-музыканту», М. Музыка, 1965. — 18 с.

10. Бекина С. И., Ломова Т. П. Музыка и движение. М.: Музыка, 1984. — 180 с

11. Учебно-методическое пособие для преподавателей танцев и ритмики «Ритмика». Пермь, 1997

12. Ерохина О. В. «Школа танцев для детей». Феникс, 2003. — 10 с.

13. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. М.: Музыка, 1961.

14. Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. «Учите детей танцевать». М.: Музыка, 1961. — 10 с.

15. Сагитов С., «Методика музыкально-теоретического образования участников коллективов хужожественной самодеятельности», М., Музыка, 1972. — 49 с.

Публикации по теме:

«Музыка в жизни младенца». Консультация для родителей "МУЗЫКА В ЖИЗНИ МЛАДЕНЦА" Вы вправе усомниться: а не рано ли говорить об этом сейчас? Неужели это крохотное существо уже пора приобщать.

«Психические особенности детей». Информация для родителей СООБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ О ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ДЕТЕЙ. [/b] Успех в воспитании детей обусловлен знанием психических особенностей нервной.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Влияние музыки на развитие личности ребенка
Опубликовано: 11 марта 2015 в 20:30
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 августа. День географа

Русское Географическое общество, основанное 18 августа 1845 года, существует и сейчас. Почётным председателем этой организации является Сергей Шойгу, а главой её Попечительского совета – Владимир Путин....

18 августа. День поделок из семян на МААМ

«Все начинается с семени!» – это высказывание подходит не только для ботаники, но и для педагогики. Детский сад недаром называется садом. У воспитателя, как и у садовника, одна задача – обеспечить...

Лэпбук «Все самое интересное о железной дороге»
Предоставляю вашему вниманию Лэпбук на тему: "Все самое интересное о железной дороге" Это...
Фотоотчёт о коллективной рельефной лепке «Наш садик любимый, до свидания!» в...
Детский сад, детский сад . Почему так говорят? Мы ведь не осинки, Мы ведь не рябинки. Вовы, Клавы, Мишеньки - Это же не вишенки! Детский сад,...
Конспект занятия по трудовому воспитанию в подготовительной группе «Коллективный труд...
«Коллективный труд по пересадке растений» Цель: учить детей определять растения, которым тесен горшок. Знакомить с агротехникой пересадки, подобрать нужный...