Приложение МААМ

Влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики кисти рук у детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Быкова
Влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики кисти рук у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше

взаимодействие руки с орудием труда,

сложнее движения, ярче творческая

стихия детского разума. А чем больше

мастерства в детской руке, тем ребенок

умнее…

В. А. Сухомлинский

Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что мелкая моторика влияет на развитие речи ребенка. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Публикация «Влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики кисти рук у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

На современном этапе дошкольной педагогики эта проблема не утратила своей актуальности. Одним из наиболее важных показателей готовности ребёнка к школе являются готовность руки к письму и развитая речь, которые напрямую зависят от состояния развития мелкой моторики рук. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма.

Центральным моментом моей работы по развитию мелкой моторики кисти рук послужило то, что я работаю с детьми старшего дошкольного возраста и при выходе из детского сада мы тесно сотрудничаем с педагогами школы, отмечается увеличение числа детей с проблемами недоразвития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Можно отметить, что у детей в первом классе движения рук неловкие, несогласованные. Ребёнку трудно долго и правильно удерживать ручку или карандаш, он быстро устаёт и теряет интерес к деятельности. Соответственно, работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго до поступления в школу.

Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук у дошкольников являются мероприятия по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинография.

Пластилинография – техника самая осязаемая в художественном творчестве. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки, изменяет и дополняет по мере необходимости отдельные детали. Основным инструментом в лепке является рука (вернее обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.

Следовательно, занятия с пластилином, а именно «пластилинографией» позволяют интегрировать различные образовательные сферы и комплексно воздействуют на ребё нка:

- повышают сенсорную чувствительность, то есть способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

- развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

- синхронизируют работу обеих рук;

- способствует развитию таких психических процессов, как ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ, СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ, то есть тех школьных значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.

Таким образом, осознавая важность проблемы, а именно уровень развития мелкой моторики кисти руки у детей старшего дошкольного возраста, мною была определена цель: разработать систему работы по развитию мелкой моторики кисти руки у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью были сформированы следующие задачи:

- познакомить детей с техникой «пластилинография»;

- освоить разные способы и приёмы работы с пластилином при изготовлении плоскостных поделок;

- развивать мелкую моторику кисти рук;

- воспитать художественный вкус, пространственное мышление (сочетать цвета; создавать необходимые цвета путём смешивания; создавать композиции).

Техника пластилиновой графики в лепке уникальна. Дети с удовольствием придумывают новые, интересные темы для картин. Первые успехи обязательно вызовут у детей желание создавать композиции в собственном, самостоятельном творчестве, с удовольствием принимать участие в конкурсах и побеждать, так как эта техника является необычной, привлекающей к себе внимание и интерес.

Данные показывают, что каждая система обучения дошкольников, направленная на формирование творчества, должна предполагать развитие у детей воображения, а также овладения детьми умением находить оригинальные способы для создания художественного образа.

Вся работа с детьми стоится согласно перспективному плану. При планировании я опираюсь на времена года, праздники, интересы детей, соблюдение следующих принципов.

1. Принцип развивающего обучения.

«Обучение только тогда хорошо когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития»

Л. С. Выгодский

Придерживаясь данного принципа, я стараюсь дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.

2. Принцип воспитывающего обучения.

Обучая технике «Пластилинография» воспитываю у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность.

Обучая технике пластилинографии, закрепляю у детей знания по цветовосприятию, развиваю эстетический вкус.

3. Принцип свободы выбора.

Я предоставляю детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, предоставляю им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. Может быть, поэтому все поделки получаются разными, красивыми, интересными.

При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.

4. Принцип личностно – ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к особо одаренным детям.

В соответствии с этим, научила детей с различным уровнем творческого развития, следующим важным умениям:

- самостоятельно приобретать новые и творчески использовать имеющиеся знания;

- принимать самостоятельные и ответственные решения;

- планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты, т. е. рефлексировать свою деятельность;

- строить с детьми отношения сотрудничества.

Работая по личностно-ориентированному плану, стремлюсь научить каждого ребенка ощущать себя частью коллектива, уважительно относиться к индивидуальным интересам и потребностям других детей. Все это реализую через различные формы работы на непосредственно организованной и свободной деятельности, что позволяет достичь высокой плотности взаимодействия детей между собой, вовлеченности в деятельность каждого ребенка.

5. Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы, обогащение активного и пассивного словаря детей. При планировании также учитываются реализация межпредметных связей по образовательным областям:

- «Социализация», «Познание» где используются произведения познавательной направленности, закрепление образов и понятий о живой и неживой природе;

- «Коммуникация», где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем;

- «Художественное творчество», направленная на закрепление образов;

- «Музыка»

Во время деятельности, с использованием нетрадиционной техники работы с пластилином – «пластилинография» я обращала внимание на личные симпатии детей, общность их интересов, но ни в коем случае не совпадение в уровнях развития.

Индивидуально работаю с наиболее одарёнными детьми, что позволяет дать им дополнительные знания, умения и навыки; расширить возможности в изобразительной деятельности. И тем самым даё т возможность участия в конкурсах различного уровня:

-Всероссийский творческий конкурс для дошкольников на международном образовательном социальном интернет проекте Maaam (участники);

- Международный творческий конкурс для дошкольников на образовательном социальном интернет проекте Maaam (участники);

- Всероссийский дистанционный конкурс «Первая радуга» (I место, Кремлёва Катя).

Деятельность с детьми целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать их деятельность, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

Но спонтанные идеи в нашей группе возникают постоянно. И их реализация доставляет детям наибольшее удовольствие, от того, что идея принадлежит им.

Особое внимание уделяю и предметно – развивающей среде : цвет стен, мебель, украшения интерьера, разнообразие игрушек, детские поделки.

Ведь всё, что окружает детей, во многом определяет их настроение, эстетические переживания и впечатления.

Но самое удивительное то, что в наш творческий процесс присоединились родители, так как именно родители являются первыми учителями для своих детей, они несут ответственность за подготовку руки к письму, именно развитие мелкой моторики кисти рук.

Проводимые с родителями различные консультации и беседы, мастер – классы, проекты и выставки совместного творчества дали свои результаты. Многие из родителей создали уголки творчества в домашних условиях.

Таким образом, подводя итог можно сказать, проводимая мною работа показывает, что системность и поэтапность деятельности с использованием нетрадиционной техники «Пластилинографии», способствуют развитие мелкой моторики кисти рук.

Все проводимые занятия с детьми, мероприятия с родителями, взаимодействие с социальными институтами, использование эффективных методов и приёмов позволили достичь поставленной цели

Опыт продуктивной деятельности с использованием нетрадиционной техники работы с пластилином – «пластилинография» представила:

- 2014 г. III Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся» (ООО «НПЦ «ИНТЕРТЕХИНФОРМ», г. Тула, тема доклада «Развитие творческих способностей у детей посредством художественного труда»

Публикации по теме:

Презентация «Графические ошибки в письменной речи детей 6–7 лет» На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное.

Игры по сенсорному развитию детей 2–3 летИгры по сенсорному развитию детей 2–3 лет Развивающие игры -способствующие сенсорному развитию детей 2-3 лет Сенсорное развитие – одна из значимых задач целостного педагогического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики кисти рук у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 января 2015 в 04:11
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики кисти рук у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Быкова (УИ 40938) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД