Мария Цецулина
«Влияние сенсорного развития на успешную адаптацию детей младшего возраста» (опыт работы по самообразованию)
Важную роль в облегчении адаптации играет центр сенсорного развития группе детского сада, который способствует снижению стресса у детей, обеспечивает их комфортное состояние.
Чтобы детство наших детей было счастливым, главное место в их жизни должна занимать игра. В младшем возрасте ребёнок через игру учится и познаёт мир. Младший возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания. В этом возрасте в условиях ограниченности впечатлений дети испытывают «сенсорный голод», последствия которого наносят ущерб общему развитию и даже приводят к его задержке. Поэтому предметно - развивающая среда в детском саду - важный компонент гармоничного становления личности. Она должна соответствовать возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам.
Для себя я определила основные направления работы воспитателя по сенсорному воспитанию:
• создание оптимальных условий для сенсорного воспитания ребенка;
• подбор эффективных игр, игровых упражнений, игр - занятий по сенсорному воспитанию;
• разработка картотеки игр по сенсорному развитию.
Цель сенсорного воспитания: содействие развитию сенсорной, психомоторной сферы детей путем познания ими, цвета, величины.
Инновационные технологии сенсорного развития
Монтессори материалы служат важнейшим средством сенсорного воспитания детей, которое составляет основу обучения ребёнка в дошкольном возрасте. Монтессори материалы устроены так, что с их помощью ребёнок совершенствует свои практические умения и сенсорику.
Блоки Дьеныша. В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети учатся сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по различным признакам.
Развивающие игры Воскобовича. В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети учатся сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по различным признакам.
Рамки Сегина (рамки - вкладыши)
Дидактические игры имеют особое значение для психического развития ребёнка младшего возраста, так как деятельный подход в этот возрастной период - наиболее доступная форма приобретения знаний об окружающем мире. Дидактические игры представляют собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Они используются как «энциклопедия стимулирующих ощущений» предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение. Сегодня в ассортименте магазинов представлено большое количество всевозможных развивающих игр. Но когда дело доходит до покупки игры для детей раннего возраста, мы часто сталкиваемся с некоторыми проблемами. Во-первых, основная масса игр ориентирована на детей постарше. Во-вторых, не всегда можно найти игру той направленности, какой хотелось бы. В-третьих, цены на такие игрушки часто доступны не всем. А ведь одной игры для малышей мало, им нужно развиваться в разных направлениях. Поэтому вполне возможно и самим сделать серию простых развивающих игр.
Раньше во многих семьях существовала чудесная традиция - делать игрушки своими руками из ненужных вещей (бросового материала). Конечно, в былые времена это происходило, скорее, по причине дефицита и других объективных факторов. Сейчас семейные поделки – редкость, а если позволить ребёнку принять посильное участие в их изготовлении, то игры принесут двойную пользу и играть в них будет ещё интереснее.
Я хочу поделиться своим опытом работы по изготовлению пособий для игр по сенсорному развитию для детей младшего возраста, в которые мы играем в группе и которые очень нравятся нашим детям.
Приведу примеры изготовления развивающих игр своими руками
Игра «Протолкни предмет»
Цель: формировать у детей представление о форме предметов, учитывать это свойство при выполнении элементарных действий, развивать зрительно-двигательную координацию, воспитывать положительное отношение и интерес к занятиям.
Материал: коробка с отверстиями разной формы: круглой, квадратной, треугольной, кубик, шарик, треугольник (шарик не должен проходить в отверстие для кубика, а кубик в круглое окно).
«Звуковые коробочки»
Цель: развитие слухового восприятия, умения определять одинаковые по звуку коробочки.
Словарь: звенит, гремит, шуршит, шелестит…
Материал: киндер - яйца; наполнитель: фасоль, монеты, гречка…
Примечание: материал предполагает самоконтроль ошибок (яйца с одинаковым наполнителем одного цвета).
«Угадай, на чём играю?»
Цель: учить детей различать на слух звучание музыкальных инструментов.
Словарь: гремит, звенит, свистит, стучит…
Материал: бубен, дудочка, барабан, свистулька, погремушка…
Игры «Цветочная поляна», «Гусеничка», «Бабочка», «Цветочек», «Паучки» - это игры с пробками.
Цель: формирование зрительно - моторной координации на основе действий с предметами, закрепление знаний цвета и размера.
Словарь: большая, поменьше, самая маленькая.
Игровые установки: «Подбери серединку (крышку) к цветку», «Подбери по цвету лепестки (крышечки) к цветку», «Выложи узор по схеме».
К играм подобрана картотека пальчиковых игр.
«Волшебные пуговицы»
Цель: развитие воображения, формирование умений выполнять действия с предметами (используя пуговицы передавать зрительный образ отдельных предметов и их частей, воспитание содружественных действий.
Словарь: иллюминаторы, гирлянда, украшения…
«Волшебная книга»
Цель: закрепление геометрических форм, развитие ассоциативного восприятия, называние предметов определённой формы.
Словарь: круг - круглый, треугольник - треугольный, квадрат - квадратный, прямоугольник - прямоугольный, овал - овальный.
«Сенсорные таблички»
Цель: развитие тактильных ощущений формирование ассоциативного восприятия.
Словарь: гладкая, пушистая, ребристая, пупырчатая, зеркальная…
Материал: карточки с наклеенными сенсорными образцами и предметные картинки для ассоциативных связей («пушистая», как одуванчик, кошечка, облачко; «ребристая», как заборчик, ящичек).
Подвижные игры со стихотворными текстами
Одним из эффективных методов, который мы используем в работе, является проведение с детьми подвижных игр с использованием цветных ленточек, флажков, мячей, обручей, колец: «Подними платочек», «Бегите к своему флажку», «Беги в свой домик».
«Цветные шарики»
Цель: создание эмоционально-положительного настроения, интереса и побуждения к действиям.
«Шарики, шарики подарили нам! Красные, синие дали малышам!
Шарики подняли мы над головой. Заплясали шарики красный, голубой!»
Словесная установка: Какого цвета у тебя шарик? А у тебя?
«Цветные дорожки»
Цель: развитие двигательной активности, закрепление знаний основных цветов.
Материал: цветные ленточки, предметные картинки.
Речевые установки:
По зелёной дорожке пойдём к зелёной лягушке (ёлочке, крокодилу) в гости придём.
По жёлтой дорожке пойдём в гости к жёлтому цыплёнку (солнышку, утёнку) подойдём.
По синей дорожке пойдём в гости к синему колокольчику (васильку) придём.
По красной дорожке пойдём, красную лопаточку (кораблик, флажок) найдём.
«Цветные платочки»
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление знаний цвета, формирование элементарных навыков самообслуживания.
Материал: натянутая верёвочка, прищепки основных цветов, цветные платочки.
Установка: прицепи платочек прищепкой того же цвета.
«Раз, два, три»
Цель: развитие двигательных навыков, закрепление знаний геометрических форм и основных цветов.
Материал: обруч, цветные шарики, кубики, колечки.
Словесная установка: «Раз, два, три жёлтый (красный, синий) шарик (кубик, колечко) схвати».
«Разноцветная карусель»
Цель: закрепление знаний детей о цвете и величине (длине)
Материал: зонтик (обруч) и цветные ленточки разной длины и цвета.
«Еле, еле, еле, еле, закружились карусели.
А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом».
Изучая с детьми такой важный аспект сенсорной культуры, как расположение предметов в пространстве я использовала разнообразные способы:
- манипуляции с предметами;
- игры с водой и песком;
- рисование на песке.
Игры с прищепками
Дети младшего возраста проявляют гораздо больший интерес к обычным бытовым мелочам. Зная это, мы используем в работе с детьми бельевые прищепки для развивающих игр. Такие игры хороши тем, что ребёнок удовлетворяет свой интерес к предметам и за время игры может узнать для себя что-то новое, освоить новый способ взаимодействия с предметом.
Игры с прищепками стимулируют познавательную активность малышей, способствуют развитию мелкой моторики, воображения, мышления и умения устанавливать логические связи.
Для расширения развивающих возможностей игр с прищепками у детей младшего возраста я рекомендую использовать прищепки четырёх основных цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый, разного размера (большие, средние, маленькие, разной формы и выполненные из разного материала (пластиковые, деревянные и металлические (заколки для волос). Для игр с прищепками мы имеем картинки, в которых отсутствуют детали, предназначенные для замещения прищепками. Игру с прищепками обязательно нужно сопровождать историями.
Игры с водой и песком
Цель: знакомство со свойствами воды и песка, развитие тактильных ощущение и мелкой моторики, закрепление знаний сенсорных эталонов.
В ходе игр с водой и песком мы решаем следующие задачи:
- развитие навыков хватания;
- обучение целенаправленному ощупыванию (поиск в песке различных игрушек - это ещё и сюрпризный момент);
- развитие чувствительности пальцев рук;
- знакомство с различными материалами, предметами и их свойствами.
«Тонет, плавает»
Цель: формирование навыков исследовательской деятельности, развитие зрительно - моторной координации на основе деятельности с предметами.
Материал: таз с водой, сачки, ситечки, ложки, мелкие предметы из разных материалов (тяжёлые, лёгкие, подносы. «Пускание в тазу цветных корабликов», вылавливание корабликов, шариков и т. д.
Словесная установка: вылови зелёную лягушку, жёлтого утёнка и т. д.
«Рисунки на песке»
Цель: развитие мелкой моторики, развитие целенаправленных движений.
Материал: ящик с песком (или манной крупой, таблички-образцы: «Волны», «Змейка», «Заборчик», «Дождик»…
Словесная установка: нарисуй такую же.
В результате проводимой работы по теме: «Влияние сенсорного развития на успешную адаптацию детей младшего дошкольного возраста», я сделала следующие выводы: внешне простые манипуляции с сенсорным материалом позволяют значительно уменьшить внутреннюю тревогу, способствуют расслаблению, психоэмоциональной разрядке, преодолеть негативизм, снять напряжение, тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша.
Спасибо за внимание!