Папки-передвижки

Влияние сюжетно — ролевых игр на развитие личности ребенка с ОВЗ

Куратова Любовь
Влияние сюжетно — ролевых игр на развитие личности ребенка с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Из опыта работы

«ВЛИЯНИЕ СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ

ИГР НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

РЕБЕНКА С ОВЗ»

г. Тверь

Воспитатель МБДОУ № 153

Куратова Любовь Анатольевна

Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в развитии. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребёнка часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте и отрицательно влияют на дальнейшее его развитие, вызывая трудности общения в дошкольном учреждении и в дальнейшем обучения в школе; являются причиной появления вторичных психологических отклонений. Выявление отклонений в развитии и раннее начало целенаправленной комплексной коррекционной помощи позволяют скорректировать уже имеющиеся нарушения и предупредить возникновение следующих. В связи с этим, всё более значимой становится проблема психолого-педагогического и медико - социального сопровождения ребёнка.

Публикация «Влияние сюжетно — ролевых игр на развитие личности ребенка с ОВЗ» размещена в разделах

В настоящее время дети, с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность посещать обычные детские сады с целью социализации, компенсации недостатков в развитии.

Основной задачей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом возможностей детей, а так же развития адаптивных социальных качеств, необходимых для поступления в школу.

Для педагогического коллектива важно выстроить систему сопровождения этих групп детей в единстве диагностики и коррекции. В работе с детьми с проблемами в развитии очень важным является комплексный системный подход, который включает в себя согласованную работу всех специалистов ДОУ, знающих психофизиологические особенности детей (дефектолог, логопед, тифлопедагог, врач-невропатолог, офтальмолог, специалист ЛФК, музыкальный руководитель, педагог- психолог).

Большую роль в работе с детьми с ОВЗ играют педагоги группы. Ведь непосредственно с ними ребенок находится весь день. Для достижения целей в работе с такими детьми перед педагогами стоят определенные задачи:

- адаптировать ребенка к социальной среде;

- организовать взаимодействие ребенка с детьми в группе.

Важно соблюдать принципы коррекционно –развивающей работы :

- соблюдение интересов ребенка;

- системность;

- непрерывность;

- вариативность;

- индивидуальный характер оказания

помощи.

Считается, что при четком

взаимодействии всех звеньев педагогического процесса, хорошо продуманном индивидуальном маршруте, с помощью умелого руководства педагогов группы и вовлечении таких детей в обычный педагогический процесс (занятия, игры, трудовую, театрализованную деятельность и другие мероприятия) социальная адаптация ребенка с ОВЗ постепенно произойдет сама собой. В некоторых случаях так и происходит: дети, имеющие незначительные отклонения в развитии постепенно адаптируются к социальной среде, научаться взаимодействовать с другими детьми группы. Но для детей с тяжелыми отклонениями этот метод малоэффективен. В этом случае необходим индивидуальный подход, который предусматривает специальные условия. Важно выстроить индивидуальную систему сопровождения каждого ребенка с ОВЗ, подобрать эффективные неординарные методы социализации ребенка, которые будут работать конкретно в отношение этого воспитанника. Формируется установка: к каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения.

Что значит неординарные методы? Мне пришлось столкнуться с этой проблемой, работая со старшими детьми, среди которых был ребенок - аутист.

В качестве основных симптомов аутизма называют трудности в общении

и социализации, неспособность установления эмоциональных связей, нарушение речевого развития, однако следует отметить, что для аутизма характерно аномальное развитие всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, восприятия, моторики, внимания, памяти, речи.

У мальчика в моей группе был сохранный интеллект, неплохо развито внимание, речь, память, моторика, а вот коммуникация, взаимодействие с воспитателями и детьми, эмоциональная сфера были на очень низком уровне. И даже с таким ребенком, для достижения положительных результатов пришлось провести колоссальную работу.

Чтобы понять, как работать с этим ребенком, после ознакомления с результатами обследования его специалистами, заключениями врачей и после проведенной диагностики в группе стало ясно, что этих данных мне недостаточно. Я стала за ним наблюдать, как он ведет себя в разных видах деятельности. В результате такой работы стало видно, что на контакт с педагогами и детьми группы мальчик идет неохотно. Особенно взаимодействие с детьми находиться на очень низком уровне. Было принято решение попробовать вовлечь его в сюжетно - ролевые игры для более успешной социализации в группе сверстников. Дальнейшие наблюдения показали, что у ребенка трудное восприятие окружающей жизни, трудности в понимании социальных правил поведения, выполнении инструкций. Он не может даже с помощью воспитателя выполнить самое элементарное ролевое действие. Постепенно, вовлекая его в сюжетно – ролевую игру нужно было всегда находиться рядом, все многократно объяснять, показывать и проговаривать свои действия. Ребенок не до конца осознавал, зачем это надо, у него присутствовал страх, отчужденность при взаимодействия с детьми. Он неохотно на это соглашался, уходил в себя, замыкался. Ни о каком взаимодействии с детьми речи не могло идти. Проанализировав это, я поняла, что надо менять подход к ребенку. Продолжая наблюдать за ситуацией, я видела, что к этому ребенку в процессе игр стала проявлять интерес одна девочка. Она пыталась с ним общаться, ей очень хотелось ему помочь в чем-то, подсказать что-то. Ей нравилось им руководить. Я предложила ей оказывать помощь мальчику, больше обращать на него внимание в разных видах деятельности и особенно в играх. Я стала специально подталкивала их к небольшому эпизоду сюжету с/р игры на двоих : «Аня, по моему, у Саши заболела голова и его надо показать доктору». Девочка настойчиво брала его за руку, говорила, ему, что надо обязательно идти к врачу и вела его, даже если он не хотел этого. Спустя некоторое время я заметила, что мальчик начал понемногу отвечать на вопросы, обмениваться диалогом с девочкой, понимать суть происходящего. Я также продолжала с ним работать в этом направлении: брала на себя определенную роль и продолжала с ним проигрывать отдельные эпизоды сюжетно – ролевой игры. После того как было видно, что ребенок стал немного взаимодействовать со мной и девочкой, я стала постепенно расширять его участие в сюжетно - ролевой игре (это была уже игра с небольшой группой детей). В процессе наблюдения было видно кому из детей он более привязан, к кому стал прислушиваться, с кем начал чуть -чуть общаться. Неохотно, но все же понемногу он стал идти на контакт с детьми. Мне приходилось постоянно следить, чтобы отношение других детей к этому ребенку было доброжелательное, постоянно одобряла его действия, подталкивала к определенному действию, постоянно объясняла, что нужно делать и как. Так в итоге мальчик был вовлечен в процесс сюжетно – ролевой игры.

В итоге этой кропотливой и сложной работы, ребенок в подготовительной группе благодаря сюжетно – ролевым играм и тесному взаимодействию сначала с девочкой, а затем и с другими детьми группы начал постепенно выполнять элементарные ролевые действия, начал понемногу взаимодействовать с другими детьми, что большим успехом.

В результате такого взаимодействия он стал понемногу включаться в сюжетно – ролевые, подвижные игры, театрализованную и другие виды деятельности, так как был налажен контакт, общение с детьми.

Благодаря сюжетно – ролевой игре ребенок :

- стал меньше замыкаться, уходить в себя;

- стал гораздо увереннее чувствовать себя в кругу сверстников;

- стал более внимателен;

- у него улучшилось восприятие окружающей жизни;

- качество речи значительно повысилось (диалогическая речь);

- стал более эмоционален;

- у него появился интерес к участию в играх и взаимодействию с детьми.

Конспект

сюжетно – ролевой игры детей с ОВЗ

Тема: «Кафе»

Группа: подготовительная

Воспитатель МБДОУ № 153 г. Тверь Куратова Любовь Анатольевна

Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие».

Интеграция с другими областями: «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Программное содержание:

1. Обучающие задачи:

- расширить представления детей о профессиях людей и их роли в жизни людей; - вызывать желание выполнять взятую на себя роль, используя различный игровой материал (в т. ч. игрушки - заместители)

- стимулировать творческую активность детей в игре.

2. Развивающие задачи :

- развивать воображение, фантазию.

3. Воспитательные задачи:

- формировать в процессе игры дружеские взаимоотношения между детьми. 4. Речевые задачи

- совершенствовать грамматический строй речи.

Структура:

Игровая мотивация : предложение совершить экскурсию на воздушном шаре (1 мин.)

1 этап: обзорная экскурсия на воздушном шаре (2 мин).

2 этап: определение игры, распределение ролей, подготовка атрибутов сюжетно – ролевой игры «Кафе» (5 мин.).

3 этап: развертывание сюжета игры, игра (20 мин)

4 этап: завершение игры (возвращение в свой город) (2 мин.).

Итог: Дети вспоминают профессии людей, работающих в кафе; умеют разворачивать игру, самостоятельно распределить роли, выполнить взятую на себя роль; взаимодействовать в игре, проявляя доброжелательность, творчество, фантазию. Совершенствуется грамматический строй речи.

Общее время: 30 мин.

Контроль за усвоением детьми программного содержания:

1. Беседа с детьми о профессиях людей, работающих в кафе.

2. Наблюдение усвоенных знаний и навыков детей в процессе с/р игры.

Организация детей:

1. Полет на воздушном шаре, выбор игры.

2. Распределение ролей

3. Подготовка атрибутов игры

4. Игра

5 Выход из игры

Оборудование: воздушный шар, атрибуты сюжетно – ролевой игры «Кафе», различный дополнительный материал и игрушки - заместители.

Предварительная работа: беседа, просмотр слайдов, изготовление атрибутов игры.

Содержание (ход)

Игровая мотивация: приглашение отправиться в путешествие

Воспитатель: Ребята, вы когда -нибудь путешествовали на воздушном шаре?

(Ответы детей).

Я приглашаю вас отправиться в удивительное путешествие по нашей замечательной, красивой стране необычным способом: на воздушном шаре.

1 этап.

(Дети садятся на ковер под воздушный шар (звучит спокойная музыка) и отправляются путешествовать).

Воспитатель: ребята, посмотрите какая внизу красота. Какая огромная и красивая наша Родина!

Вот мы пролетаем над лесами, полями, зелеными лугами, красивыми реками. А вот посмотрите, какое необычное место! Вы хотите приземлиться здесь?

(Приземляются).

Воспитатель: посмотрите, какое интересное место (ходят приглядываются). Как вы думаете, что здесь было раньше? (проблемная ситуация).

(Выслушиваются размышления детей и подводится итог).

Воспитатель: да, верно, это похоже на базу отдыха. Только что-то здесь не видно отдыхающих? И кафе нет.

(Осматривают местность, высказывают свои предположения).

2 этап.

Воспитатель: ребята, мы уже с вами так долго путешествовали, что уже и сами

проголодались. Как же нам быть? Где нам можно пообедать?

(Выслушивает предложения детей).

(Дети решают, что надо открыть «Кафе» и всех накормить. Распределяют роли.

3 этап.

Дети самостоятельно готовят необходимые атрибуты.

4 этап.

Дети выполняют роли людей, работающих в кафе и посетителей.

По ходу игры создаются проблемные ситуации и вводятся новые роли: пожарный, спасатель, почтальон, доктор, шофер.

5 этап.

Воспитатель: ну вот мы и подкрепились в этом замечательном кафе! Ребята, а сейчас нам пора возвращаться домой в наш любимый город Тверь. Вас ждут родители.

Только вот как нам поступить с кафе?

(Выслушиваются предложения детей).

Воспитатель: давайте оставим кафе открытым для других туристов.

Воспитатель: скорее занимайте места в нашем воздушном шаре. Мы отправляемся в обратный путь. Давайте еще раз полюбуемся красотой нашей природы.

Воспитатель: вам понравилось наше путешествие? Что вам особенно понравилось и запомнилось?

(дети делятся своими впечатлениями).

Публикации по теме:

Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет)Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет) Недавно прошла конференция клубов молодых семей. Среди приглашённых была я и несколько семей из моей группы. Обсуждалась очень актуальная.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей о развитии ребенка в процессе сюжетно-ролевых игрКонсультация для родителей о развитии ребенка в процессе сюжетно-ролевых игр Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие ребенка» Консультация для родителеймузыкальный руководитель 1 кв. к. Иванова С. И. Влияние музыки на развитие ребенка. Музыка - одно из древнейших видов.

Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка»Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка» Значение семьи в жизни ребенка очень большое: семья выступает, как институт социализации ребенка. В связи с этим родителям необходимо правильно.

Польза конструктора и его влияние на развитие ребенкаПольза конструктора и его влияние на развитие ребенка Конструктор — это универсальная игрушка. Она подходит всем детям вне зависимости от пола и возраста. Тренирует вашего непоседу быть усидчивым.

Влияние арт-терапии на развитие ребенка Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду.

Влияние семьи на развитие ребенкаВлияние семьи на развитие ребенка Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние сюжетно — ролевых игр на развитие личности ребенка с ОВЗ
Опубликовано: 5 февраля 2023 в 18:11
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние сюжетно — ролевых игр на развитие личности ребенка с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Куратова Любовь (УИ 1671065) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД