Светлана Валерьевна Юсупова
Волонтерское движение как способ воспитания нравственных и моральных качеств личности с дошкольного детства
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим познакомить вас с опытом работы по педагогической технологии «Дети – волонтёры».
Девизом своей работы в рамках волонтёрского движения считаем слова Чингыз Айтматова: «Добро не лежит на дороге, его случайно не подберёшь. Добру человек у человека учится».
Новизна опыта заключается в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада.
Публикация «Волонтерское движение как способ воспитания нравственных и моральных качеств личности с дошкольного детства» размещена в разделах
- Волонтер. Волонтерское движение
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2023
Главной целью которого, является развитие дошкольного волонтёрского движения в группе ДОУ, воспитание духовно нравственных и моральных качеств личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
С учетом поставленной цели нами были определены следующие
Задачи:
1. сформировать желание совершать нравственные поступки, в том числе оказывать помощь слабым и. т. д.
2. Определить уровень сформированности у детей дошкольного возраста социально - значимых личностных качеств
3. Разработать и внедрить комплекс педагогических мероприятий по организации волонтерского движения «Добрые сердца».
Мы растим новое поколение российских граждан и от нас, взрослых, зависит, как мы сможем сформировать духовно- нравственные принципы детей, воспитывать самоуважение к себе.
В России волонтерство в современном понимании начало формироваться только конце 80-х начале 90-х гг. ХХ века. Сегодня оно отражено в таких документах: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); Конвенция о правах ребенка (1989 г.); Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст. 19, ст. 30); и многие другие.
Вопросы воспитания социально активной личности всегда были в центре внимания отечественной педагогики. Идеи о воспитании общественной активности подрастающего поколения отражены в трудах А. С. Макаренко, Н. К. Крупской, В. А. Сухомлинского и других.
Предпосылкой для возникновения волонтерского движения в нашей группе стала проявленная детьми инициатива. Наша воспитанница рассказала об отряде волонтеров школьников, где активное участие принимает ее старшая сестра. Дети заинтересовались, кто такие волонтеры и чем они занимаются. Поэтому в более доступной для детей формой постарались раскрыть понятие волонтер, дали представление о роли добровольческого движения в современном обществе.
С этой целью провели беседы о том, кто такие волонтеры, чем они занимаются, какими обладают качествами, что значит волонтерская деятельность. В процессе бесед ребята отвечали на такие вопросы: что значит «добрые слова?», «добрые поступки?», «добрые люди?», «в какой помощи могут нуждаться дети, взрослые?», «чему старшие дети могут научить малышей?».
Образцом для подражания становились герои художественной литературы, дети на примере литературных героев анализировали и даже ассоциировать с реальными жизненными примерами и поступками людей в разных ситуациях. Нередко в ходе просмотра видеороликов со стихами о беспомощных, бездомных и брошенных животных на глазах ребят выступали слезы.
Чтобы развивать способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей использовали в работе игры, упражнения, тренинги («Как бы ты поступил?», «Тренинг эмоций», «Подарок на всех» и т. д.). Игровое моделирование проблемных ситуаций помогало принять детям правильное решение в жизненных поступках.
Наиболее высокая активность детей происходила в период разработки символов и атрибутов волонтёрского движения. Ребята активно обсуждали название команды, придумали свой девиз. Бабушка воспитанника сшила галстуки, на который разместили эмблему нашей команды «Добрые сердца». Чтобы команда действительно была сплоченная, провели игры, направленные на сплочение коллектива и развитие коммуникативных способностей детей, такие как: «Овации», «Снежный ком», «Передай свое настроение», «Как сказать, чтоб не обидеть» и др.
Для того чтобы не упустить ничего важного, учесть все нюансы, разработали план работы на учебный год. В процессе составления плана учитывались интересы, возможности, социальный опыт, выдвинутые предложения детей.
Мотивационным событием для ребят в участии волонтерского движения стало вступление в ряды волонтеров.
В плане работы выделили несколько направлений:
1. Волонтеры – друзья малышей.
2. Мы память бережно храним.
3. Береги свою планету.
Первой акцией направления «Волонтеры - друзья малышей», стал поход в первую младшую группу. Ребята подготовили и показали малышам театрализованное представление по сказке «Колобок». На протяжении всего времени волонтерской работы старшие дошкольники систематически посещают малышей, стремятся использовать каждый режимный момент для оказания помощи, научить чему-то младших детей: играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать, оказывают помощь в уборке территории участка.
Отметили, что помогая младшим дошколятам, у детей - волонтёров формируется ощущение взрослости, возникает стремление к решению новых более сложных задач, у детей повысилась самооценка, уверенность в себе.
В направлении «Мы память бережно храним», в знак глубокого уважения и внимания к людям старшего поколения в новом учебном году первого октября прошла акция «День пожилых людей». Проявляя заботу и внимание, волонтеры посетили ветерана нашего детского сада Тамару Степановну, почитали стихи, подарили сладкие подарки, постарались развеять одиночество душевной беседой. Для волонтеров участие в такой социально-значимой акции стало прекрасной возможностью подарить пожилым людям частичку душевного тепла и внимания. Наблюдения показали, ребята стали более вежливо и внимательно относиться к людям старшего возраста.
Приняли участие во Всероссийской акции памяти «Блокадный хлеб». Акция призвана напомнить о мужестве жителей Ленинграда, переживших беспрецедентную блокаду миллионного города вражескими захватчиками.
Для формирования у дошкольников патриотических чувств личности разработали проект «Этот день Победы». К этому событию ребята отнеслись с большой ответственностью. В план волонтерского движения вошла акция «Ветеран живет рядом». Накануне празднования Великой Победы волонтеры посетили ветеранов с целью оказания им социальной помощи: помогали по дому.
В ходе реализации проекта «Добрые сердца» были внесены изменения. В связи со специальной военной операцией в проект внесены дополнения, а именно акция письмо солдату. Дети написали письма, приготовили сладости и рисунки для российских военных, участвующих в специальной операции на Украине.
В направлении «Береги свою планету» реализовали экологический проект «Трудно птицам зимовать - надо птицам помогать». В ходе которого дети осознали серьезность проблемы: изучали видеоматериалы, читали художественную литературу о жизни зимующих птиц, познакомились с разными способами изготовления эко - кормушек. Затем развесили изготовленные своими руками листовки в детском саду и за его пределами, ознакомили с ними взрослых и предложили поучаствовать в акции «Покормите птиц зимой» - изготовить кормушки для птиц. Родители поддержали это предложение и совместно с детьми изготовили кормушки из разных материалов, которые развесили не только на территории детского сада, но и у подьездов вблизи стоящих домов. Весь холодный период дети заботились о птицах, ежедневно в «птичьей столовой» чистили от снега кормушки, пополняли их кормом. Такой проект явился прекрасной возможностью проявить сочувствие, заботу.
В преддверии новогоднего праздника разработали Проект «Сохраним елочку - красавицу леса» Волонтеры решили помочь лесной красавице. Принимая участие в акции «Елочка живи!», ребята создали совместно с педагогами листовки, плакаты на тему «Не рубите елки!». Такими действиями ребята пытались убедить в значимости проблемы сохранения лесных ресурсов дошкольников других групп, сотрудников детского сада и родителей. У ребят волонтеров появилась надежда, что хоть несколько елочек будут спасены, а это уже маленькая победа.
Экологические акции «Посади дерево», «Родники» проходили под девизом «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!»
С начала создания волонтерского движения «Добрые сердца» были проведены такие акции: «День семьи любви и верности», «Письмо водителю», «Пионерский галстук», «Подарок любимой маме».
Для отслеживания всех процессов в деятельности каждого волонтера оформили стенд календарь добрых дел в виде ромашки, на которой дети не только отмечали свое участие в разных формах работы, но и анализировали: красным сердечком отмечали, если работа сделана хорошо, ну а если что - то не совсем получилось - желтым. Обсуждение проделанной работы, умение увидеть какие - либо ошибки, как их в следующий раз не допустить, учили детей не стесняться своих неудач.
Считаем, что идея организации волонтерского движения в детском саду способствует воспитанию нравственных и моральных качеств личности с дошкольного детства.
Учить человека делать добро надо как можно раньше, с самого детства. Мы не знаем, кем станут в будущем наши выпускники, но хочется верить, что они всегда будут делать добро, потому - что растут неравнодушными людьми.