Рима Тарланова
Программа «Волшебная палитра»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа модифицированная, развивающая, долгосрочная.
Программа рассчитана
на 2 года обучения.
Возраст детей 5–7 лет.
Пояснительная записка.
Изобразительная деятельность оказывает специфическое влияние на развитие детей, она является вариантом познания действительности и играет значительную роль во всестороннем развитии ребенка. В процессе изобразительной деятельности происходит совершенствование мелкой моторики рук, кожного и двигательного, осязательного восприятия, что является особенно важным для детей с нарушениями речи, обеспечивает развитие эмоциональной сферы, гармоничное развитие личности ребенка, его воображения и творческих способностей.
Публикация «Программа „Волшебная палитра“» размещена в разделах
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна ребенку с нарушением речи.
В рамках изостудии дети неограниченны в возможностях выразить свои мысли, чувства, переживания, настроение. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу изодеятельности. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Итог совместной деятельности – коллективное панно, которое имеет огромное значение в нравственном воспитании дошкольников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности и как результат имеет огромное значение в социализации дошкольника.
Знакомство и освоение нетрадиционных способов изображения, умение пользоваться самыми разнообразными по качеству и свойствам материалами: акварелью, гуашью, пастелью, восковыми мелками, мелками, углем, акриловыми красками и т. д., а также нетрадиционной техникой рисования в сочетании с аппликацией, и пластинографией.
Занятия в кружке проводятся по подгруппам 8-10 человек.
Программа, по которой ведётся работа в кружке, позволяет развивать творческие способности ребёнка и более эффективно, быстро увидеть результат своей работы, развивать вкус, художественное мышление, умение работать в коллективе.
Цель программы :
Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи программы :
развитие творческих способностей ребёнка, фантазии, чувства цвета и ритма, навыки рисования, аппликации, лепки, умение объединять всё это в единые творческие композиции, художественного вкуса, эстетического восприятия окружающего мира;
создание условий для творчества;
вызвать интерес к творческому процессу, к созиданию, умение выражать свои мысли и чувства посредством рисунка;
вызвать желание у детей работать с педагогом, с товарищами, создавать коллективные работы, помогать в процессе, оценивать творчество друзей, радоваться не только своим успехам, но и успехам других;
расширять представление детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства. Познакомить и научить с приёмами работы народных мастеров, показать тесную взаимосвязь декоративно-прикладного творчества с народной музыкой;
учить создавать рисунки с помощью оригинальных техник изображения, предвидя быстрый и эффектный результат работы;
научить детей отличать реальный и фантазийный мир в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства, использовать это понимание в собственных рисунках.
Методическое обеспечение программы :
Должностная инструкция педагога дополнительного образования.
Наглядный материал.
Иллюстрированный материал.
Планирование работы.
Методическая литература.
Разнообразные материалы для изобразительного творчества.
Условия реализации программы :
Последовательное и систематическое выполнение задач, целей, поставленных программой.
Необходимые материалы и инструменты для занятий.
Чёткие требования к себе для выполнения поставленных задач.
Активность и заинтересованность детей на занятиях в детском саду и работа с родителями в свободное время дома.
Используемые методы:
позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу изодеятельности;
способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Ожидаемые результаты.
дети научаться различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы рисования;
дети научатся приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки);
дети научатся различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры;
у детей разовьется мелкая моторика рук;
сформируется способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту;
разовьется творчество и фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
появится любовь и уважение к изобразительному искусству;
сформируется художественный вкус и чувство гармонии;
сформируются навыки самостоятельности.
Формы диагностики уровня освоения программы : проведение диагностики в начале, середине и в конце года.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются : участие в художественных конкурсах, тематических выставках.
Программа включает в себя следующие темы:
«Времена года - осень»,
«Что такое пейзаж»,
«Мои любимые игрушки»,
«Овощи, фрукты, ягоды и грибы»,
«Птицы и животные»,
«Времена года – зима»,
«Мастерская деда Мороза»,
«Новый год»,
«Цирк»,
«Военная техника»,
«Подарки папе»,
«Времена года – весна»,
«Цветы и деревья»,
«Подарки маме»,
«Пасха»,
«Что такое натюрморт»,
«Космос»,
«День Победы»,
«Времена года – лето»,
«Насекомые»,
«Море и его обитатели, Аквариум»,
«Мы рисуем сказку»,
«Художественные промыслы- Дымка, Хохлома, Гжель, Городец, Балхарскаяигрушка, Народные матрёшки»,
«Декоративно-прикладное творчество родного края»,
«Беседы об искусстве».
Учебно-тематический план (36 часов).
Первый год обучения (5-6 лет).
Сентябрь:
1. Рисунок. «Летняя полянка».
2. Живопись. «Где я отдыхал летом», диагностика детей.
3. Рассказ о грибах съедобных и ядовитых, рисунок. «Грибы».
4. Коллективная работа, живопись. «Корзина с грибами»,
(смешанная техника).
Октябрь:
1. Рисунок «Буке цветов», (рисование с натуры).
2. Аппликация «Ёжик с осенним урожаем»
3. Коллективная работа, живопись, аппликация «Осенний пейзаж».
4. Живопись. «Осенний лес» (нетрадиционная техника)
Ноябрь:
1. Аппликация «Берёза осенью» (обрыванием).
2. Пластилина графия «Петушок»
3. Декоративно - прикладная живопись «Хохломская роспись».
4. Рисунок. «Как рисовать ветер?», пастель.
Декабрь:
1. Рисунок. «Зимний лес» (нетрадиционно рисование) (граттаж)
2. Декоративно - прикладная живопись «Гжельские узоры на чашке»
3. Аппликация «Приглашение на ёлку»
4. Ручной труд (из шишек) с росписью «Нарядная ёлочка».
Январь:
1. Рисунок. «Наш новогодний праздник».
2. Аппликация. «Зимние забавы»
Февраль:
1. Живопись. «Наша армия», (рисование мелками, карандашами).
2. Коллективная работа, живопись. «На суше, на море, на земле».
3. Аппликация «Подарок папе».
Март:
1. Рисунок. «Портрет моей мамочки».
2. Живопись. «Веточка мимозы» (рисование мятой бумагой).
3. Коллективная работа, живопись, аппликация. «Составление из веточек и цветов праздничного букета для мамы» (рисование мятой бумагой).
4. Рисунок. «Весеннее дерево»
Апрель:
1. Декоративно - прикладная живопись «Балхарский кувшин»
2. Рассказ о Космосе и дне Космонавтики, живопись. «Ракеты на старте».
3. Нетрадиционная техника рисования «Галактика»
4. Живопись. «Весенний пейзаж» (смешанная техника).
Май:
1. Рассказ о дне Победы, живопись. «Рисование праздничного парада».
2. Скоро лето, живопись. «Красивые бабочки».
3. Коллективная работа, живопись. «Летние цветы и бабочки» (смешанная техника)
4. Коллективная работа, живопись, лепка, аппликация. «Насекомые летом»
Учебно-тематический план (36 часов).
Второй год обучения (6-7 лет).
Сентябрь:
1. Рисунок. «Я люблю лето», (диагностика детей).
2. Живопись, летний пейзаж. «Лето, море, песок и солнце»
(смешанна техника, рисование песком).
3. Живопись. «Осенние фрукты: яблоки, виноград, сливы», (вспомним о натюрморте).
4. Рассказ об осени. «И. И. Левитан «Осень золотая».
Октябрь:
1. Рисунок. «Букет рябиновых веток», (рисование с натуры).
2. Живопись. «Осенние листья сложной формы, кленовые листья», (смешанная техника).
3. Декоративно - прикладная живопись. «Жостовские узоры».
4. Коллективная работа, живопись. «Украшение подносов жостовским узором».
Ноябрь:
1. Живопись. «Осенние берёзы», (печатание листьями деревьев).
2. Живопись. «Осенний лес», (рисование многопланового рисунка смешанной техникой).
3. Рисунок. «Грузовик везёт осенний урожай».
4. Декоративно - прикладная живопись. «Украшение фартучка для куклы».
Декабрь:
1. Рассказ о зиме, живопись. «Первый снег. Парк», (тонированная бумага, рисование сухой кистью).
2. Живопись. «Скоро Новый год. Карнавальные маски», (использование подручного материала, продолжение занятия на аппликации).
3. Живопись. «Портрет Деда Мороза».
4. Коллективная работа, живопись. «Рисуем и изготавливаем новогодние украшения для группы и музыкального зала».
Январь:
1. Рисунок. «Мои новогодние каникулы».
2. Коллективное занятие, живопись. «Цирковое представление» (смешанная техника).
3. Живопись. «Снежинка сложной формы».
4. Декоративно - прикладная живопись. «Украшение шапочки, шарфика, варежки зимним узором, снежинками».
Февраль:
1. Живопись. «Рисуем и готовим подарок папе. Военный корабль», (поролон, цветная бумага, гуашь).
2. Рисунок. «Мужской портрет. Портрет моего папы»,
(пастель).
3. Декоративно - прикладная живопись. «Украшение тарелочки геометрическим узором».
4. Рассказ о весне. «Грабарь, «Мартовский снег».
Март:
1. Живопись. «Рисуем первые весенние цветы. Корзинка с подснежниками», (рисование на тонированной бумаге).
2. Коллективная работа, живопись, аппликация. «Готовим подарки маме», (украшаем тюльпаны, изготовленные на аппликации способом оригами).
3. Живопись. «Весенний пейзаж», (монотипия).
4. Саврасов «Грачи прилетели», рисунок. «Первые весенние птицы».
Апрель:
1. Рассказ о Пасхе, живопись. «Украшаем пасхальные яйца, куличи», (смешанная техника).
2. Изготовление и украшение изделий для пасхальной выставки, (коллективная работа).
3. Живопись. «12 апреля - день космонавтики» (восковые мелки, акварель).
4. Рассказ о дне Победы, живопись. «Парад военной техники» (смешанная техника).
Май:
1. Живопись. «Украшение деревянной посуды городецким узором» (деревянные ложки, акриловые краски).
2. Живопись. «Здравствуй, Лето! Жуки, бабочки…», (техника монотипия).
3. Коллективная работа, живопись. «Букет сирени», (рисование мятой бумагой).
4. Коллективная работа, живопись. «Радуга, полянка, цветы», (смешанная техника).
Используемая литература.
Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа». М., 2006
Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации, подготовительная к школе группа». М., 2006
Дрезнина М. Г. «Каждый ребёнок – художник». М., 2002
Л. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования». Изд. «Каро», 2010г.
Л. Г. Брозаускас «Расчудесные ладошки». Изд. «Каро», С-П, 2010г.
М. М. Байрамбекова, В. К. Агарагимова; «Система комплексных занятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с народным искусство Дагестана»
Литература, рекомендуемая родителям для занятий с детьми.
Н. В. Нищева «Разноцветные сказки», «Детство-Пресс», С-П, 2004г.
Н. В. Дубровская «Игры с цветом», «Краски палитры», «Детство-Пресс», С-П, 2006г.
В. А. Баймашова «Как научить рисовать цветы ягоды, насекомые», изд. «Скрипторий-2003», Москва-2007г.
Е. И. Коротеева, Т. А. Копцева, Н. В. Гросул «Программы художественного образования детей в каникулярное время», изд. «Просвещение», Москва-2007г.
Т. Г. Казакова «Я учусь рисовать» Изд. «Просвещение», Москва -2007г.
Г. Г. Григорьева «Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности», изд-во «Просвещение», Москва- 2007г.
А. А. Грибовская «Юмор в изобразительном творчестве дошкольников», России -2007г.
Г. П. Есафьева «Учимся рисовать». Академия развития, Ярославль-2005г.
О. М. Дьяченко «Точка, точка, два крючочка». России, Москва-2007г.
О. Г. Кузнецова «Обучаем дошкольников приёмам рисования» России, Москва-2007г