МААМ-картинки

Воспитание самостоятельности. Как правильно прививать навыки самообслуживания

Татьяна Ларькина
Воспитание самостоятельности. Как правильно прививать навыки самообслуживания

Ребёнок третьего года жизни — это существо, постоянно рвущееся к самостоятельности, но практически во всём зависящий от взрослого.

Именно в раннем возрасте важно воспитать у ребёнка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить навыки самообслуживания.

К 3 — 3.5 годам ребёнок может сам одеться и раздеваться.

Но некоторые родители думают: да, зачем это ему, ещё такому маленькому?

Публикация «Воспитание самостоятельности, Как правильно прививать навыки самообслуживания» размещена в разделах

Мама всё сделает лучше и быстрее, а вот он вырастет и всё само придёт. И получается, что в 3 года ребёнок заявляет «Я сам», но мы ему не позволяем, сделать самому то, о чём в 5 — 6 лет говорим: «Ты уже большой, сам одевайся», а ребёнок капризничает, требует, чтобы его одевать — раздевали, сам это делает небрежно, плохо.

Вы конечно, замечали, как ваша кроха, застёгивая пуговицы или снимая платья, высовывает язык, или пыхтит или наоборот задерживает дыхание «помогает» себе всем телом? Безусловно ему тяжело, ведь руки ещё так непослушны, а действия там сложны и в то же время так интересны. Хочется с ними справиться самому.

Не пропустите благоприятный период, когда ребёнок хочет действовать сам, когда его привлекают действия с предметами, когда он испытывает удовлетворение от самостоятельно выполняемого действия. Навёрстывать упущенное будет очень сложно. Хвалите малыша за всё. У ребёнка этого возраста очень высока оценка своих действий и возможностей. Необходимо постоянное одобрение малейших проявлений самостоятельности у детей. Хвалите ребёнка за любое достижение. Эти, на первый взгляд элементарные, действия самообслуживания создают большие возможности для развития малыша:

• крепнет его рука, она «учится» развивается, совершенствуется мелкая моторика кисти;

• развивается умение фиксировать взглядом движения рук, контролировать совершаемое действие зрительно;

• ребёнок учится различать и сравнивать особенности совершаемых действий, отличать правильное от неправильного, а значит и исправлять их;

• развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и получаемым результатом.

Все, перечисленные умения, приобретаемые ребёнком в самообслуживания важны для успешного его участия в любой продуктивной деятельности.

Итак, ребёнок хочет, ещё не умеет действовать с предметами — одеждой или обувью. Всё его внимание направлено на результат, поэтому он стаскивает с себя одежду, а не снимает. Вот так ребёнок снимает колготки взявшись за резинку, спускает их до колен, и не выпуская резинку из руки, стоя выдёргивает из чулка сначала одну, потом другую ногу. В результате один или оба чулка вывернутся наизнанку. Если оба, то надеть можно. А если один? Как их надеть, когда один чулок смотрит вниз, а другой на вверх. Взрослый естественно берёт вещь из рук ребёнка и сам начинает выворачивать и надевает малышу. Поэтому, если мы хотим, чтобы ребёнок действовал сам и на положительном эмоциональном фоне, надо придерживаться принципа: раздевание должно «готовить» одевание т. е. Одежда и обувь должны быть сняты и положены таким образом, чтобы облегчить ребёнку последующее действия.

Ну и как же, например, снять и положить колготки, чтобы максимально подготовить самостоятельное одевание. Прежде всего подчеркнём, что бы у ребёнка должен быть стульчик, на которым он одевался и раздевался перед сном и идя на прогулку, а также вешалка для верхней одежды на уровне его роста.

• Итак, снимаем колготки:

• стоя, около стульчика спиной к сиденью двумя руками, держась за резинку, малыш спускает их ниже колен.

• Садится на стул.

• Берётся одной рукой за пятку, а другой за носок чулка (сначала рассмотреть, где пятка и носок чулка)

• тянет поочерёдноколготки вниз.

Чтобы надеть колготки без пробоем, надо определённом образом положить их на сиденье стула. Оказывается, если положить колготки на сиденье резинкой к спинке стула и двумя швами вверх, то стоит их взять двумя руками за резинку и сесть на стульчик, то левый чулок обязательно окажется у левой ноги, а правый чулок у правой ноги. Теперь смело всовывать поочерёдно ноги в чулки, ошибок не будет.

Обратите внимание сколько разных действий надо совершить, чтобы правильно одеть колготки. Если мы, взрослые, продумаем все действия ребёнка, то облегчим для него очень сложный процесс, поможем ему стать самостоятельным. ведь это нам, взрослым легко, из любого положения, не глядя взять и одеть любой предмет одежды.

Не отступайте от принятого порядка и способов действий, поощряйте, хвалите ребёнка за то, что он делает всё правильно : «Вот как Машенька положила колготки на стульчик». За те действия, которые ребёнок начинает выполнять без напряжения, без усилий, автоматически, хвалить не надо.

На первых порах малышу ещё нужна помощь, но такая чтоб не подавить его стремление к самостоятельность. Совместными действием с ним чуть — чуть поправлять движения ребёнка. Он должен чувствовать «рисунок» движения, которое приведёт к желаемому результату.

Обратите внимание: сначала действие совершается ребёнком и лишь после неудавшийся его попытки вы приходите на помощь. Причём не делая за него, а способствуя самостоятельному действию.

Проявите терпение. Скоро вы увидите, что ребёнок справляется с одеванием и раздеванием всё более самостоятельно.

Постарайтесь сделать процесс одевания и раздевания приятным для ребёнка. Поощряйте его стремление к самостоятельности. Называйте предметы одежды, обуви. Обыгрывайте действия ребёнка, например, «Тянем, потянем вытянули ножку. Эту ножку в этот домик, эту ножку в другой домик (надеваем туфли)», ит.

Всё это делает процесс одевания и раздевания приятным для малыша и вызовет желание действовать самому. Обязательно показывайте бережное отношение к его вещам. Делайте это в самом раннем возрасте. Не думайте, если ребёнок ещё не говорит, то он не поймёт вас. По интонации голоса, по движению рук с вещью ребёнок эмоционально уловит ваше отношение.

Итак, ваш малыш к 3 — 3. 5 годам:

• охотно обслуживает себя сам, одевается, раздевается, не капризничает, не требует, чтобы за него сделали это вы.

Стремится к активности: «Я сам», не позволяет вам сделать то, что он умеет;

• знает место каждой вещи и аккуратно ставит, кладёт, вешает на место.

• Всё это — результат того, что вы любя, своего малыша правильно вели себя :

• проявляли терпение, внимание и доброжелательность;

• отвели специальное время для самообслуживания и сделали их самоценным событием жизни ребёнка;

• для каждой вещи определили постоянное место, способ хранения и действия с ним.

• Оказывали помощь только в тех случаях, когда ребёнок не мог справиться сам, руководствуясь правилом : я помогу тебе сделать самому.

• Хвалили ребёнка только тогда, когда он достигал результата, прилагая усилия с определённым напряжением.

• Замечали новое любое действие, освоенное ребёнком и хвалили за самостоятельность.

• Выражали своим поведением бережное отношение к вещам.

• Помните! Не бойтесь перехвалить маленького ребёнка. Если похвала оправдана, она пойдет только на пользу. Она даёт малышу уверенность в собственных силах, помогает преодолеть трудности, побуждает действовать самостоятельно. И ещё, уважаемые родители, возьмите себе за правило : не делать за ребёнка, то что он уже умеет делать сам.

Публикации по теме:

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков «Чистюлькин» (I младшая группа) Актуальность Одним из важных залогов здоровья ребёнка является соблюдение им правил личной гигиены, сформированные культурно-гигиенические.

«Психические особенности детей». Информация для родителей СООБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ О ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ДЕТЕЙ. [/b] Успех в воспитании детей обусловлен знанием психических особенностей нервной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание самостоятельности. Как правильно прививать навыки самообслуживания
Опубликовано: 7 января 2015 в 20:42
+44Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД