Получи документы

Консультация «Воспитание у детей любви к родной природе»

Райля Хакимова
Консультация «Воспитание у детей любви к родной природе»

«Воспитание у детей любви к родной природе».

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой и любовью, а живя там постоянно, с гордостью рассказывает он гостю о красоте и богатстве родного края. В этом выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям. Одна из главных проблем сегодняшнего дня – экологическое воспитание. Которое предполагает правильное взаимодействие человека с природой, разумное и грамотное с биологической точки зрения использование природных ресурсов земли, воздуха, лесов, рек, морей. Неправильная хозяйственная деятельность, загрязнение окружающей среды разрушают сложившиеся природные комплексы, лишают растения и животные нормальных условий существования. Главной задачей является сохранение природных ресурсов Земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание подрастающего поколения. Первые основы экологического воспитания, это надлежащее отношение к окружающей природе, правильное понимание и видение закладываются в период дошкольного возраста. Формирование экологической культуры в дошкольном возрасте лишь начинается. Однако, несомненно: первые крупицы экологических знаний необходимы; они помогут детям правильно ориентироваться в окружающей действительности, понимать ее, но главное – положат начало осознанному отношению к природе. Экологическое воспитание детей я начинала со средней группы. Любовь к природе - это сложное чувство, которое слагается из эмоционально-положительного отношения, устойчивого интереса к природе и желания трудиться в природе, преобразуя и охраняя её.

Публикация «Консультация „Воспитание у детей любви к родной природе“» размещена в разделах

Перед педагогом (воспитателем, знакомящим дошкольников с природой, стоят следующие задачи:

- воспитание эмоционально-положительного отношения к природе, развитие умения видеть и понимать её красоту, воспитание эстетических чувств;

- воспитание интереса к родной природе, желания больше узнать о природе родного края, о разнообразной природе родной страны;

- воспитание бережного отношения к природе, стремления к созиданию, желания трудиться в природе.

Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог (воспитатель, прежде всего, должен сам хорошо знать его, должен продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь. Он должен подумать, как, через что можно показать связь родного села со всей страной. Любой край, область, даже небольшое село неповторимы. В каждом месте своя особенная неповторимая природа, есть особенные, дорогие его жителям тропинки, особенные деревья. Однако было бы не верно, знакомя детей с родным краем ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у детей может не сложиться правильное представление о родном крае, как части большой прекрасной страны, в которой они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет не выполнена. Непосредственные наблюдения помогают ребятам узнать и полюбить природу родного края. Знакомя детей с природой природой, педагог (воспитатель) должен не только сообщать им конкретные знания, но и вызывать в душе каждого ребёнка эмоциональный отклик, пробуждать этические чувства. Каждый объект природы по-своему привлекателен, и, описывая его, ребёнок учится определять своё отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках.

Встречи с природой возбуждают фантазию ребёнка, способствуют развитию речевого и изобразительного творчества. Специальные беседы с детьми, чтение художественной литературы, включение ребят в практическую деятельность помогут им осознать необходимость бережного отношения к природным богатствам страны.

Экскурсии и прогулки в лес, поле, к реке предполагают решение комплекса задач: познавательной, эстетической и нравственной, а также дают возможность познакомить детей с некоторыми правилам и бережного отношения к природе :

- не следует рвать много растений и цветов, достаточно принести один букет;

- нельзя трогать муравейники, гнёзда, так как муравьи и птицы приносят пользу;

- для растений и животных, которые ребята находят в лесу следует создать условия схожие с естественными;

- брать можно только тех животных, которые способны жить в неволе;

- после наблюдений животных нужно отпустить на волю.

Объясняя, какую пользу приносят птицы и почему следует отпустить животное после наблюдений, почему нельзя уничтожать мухоморы, трогать птичьи гнёзда, воспитатель даёт детям не только первые знания о природе, но и формирует у них определенные нравственные качества.

Задача воспитания эмоционально-положительного отношения к природе тесно связана с задачей развития и поддержания устойчивого интереса к ней. Это имеет большое значение для подготовки детей к будущей трудовой деятельности на благо Родины. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Эмоциональное отношение к природе, любовь к ней рождается не только тогда, когда ребёнок рассматривает цветы, гуляет по лесу, слушает пение птиц Очень важна творческая работа детей с природным материалом. Педагог учит детей красиво расставлять цветы, находить сходство сухой веточки, куска коры с каким-нибудь сказочным образом, животным.

Очень важно воспитывать у детей действенную любовь к природе, которая проявляется не только в умении и желании любоваться ею, но и в стремлении оберегать всё живое и красивое. Необходимо создать условия для активного применения детьми полученных знаний, для упражнений ребёнка в нравственном отношении к природе. Иначе представления дошкольников могут не соответствовать их поступкам.

Нужно начинать с уголка природы и его обитателей. В уголке природы ребенок может не только наблюдать растения или рыбок очень близко, но и рассматривать их долго. Дети очень эмоциональны, внимания у них непроизвольное и неустойчивое, интересы постоянно переключаются с одного объекта на другой. Для этого в уголке природы поставить аквариум с красивой рыбкой – «золотой». Дети, подошедшие к аквариуму, долго не смогут отойти от него. Их привлечёт яркая окраска «золотой» рыбки, красота рыбки, ее большие плавники, движение рыбки. Во время наблюдения обращать внимание детей не только на красоту и поведение рыб, но и на то, какие условия им необходимы для нормального существования, чем их следует кормить. Для этого следует организовать занятие «Мир рыбок». На этом занятии можно познакомитьcя с внешним видом рыбок, и какие условия им необходимы для нормального существования, чем их следует кормить. Так, наблюдая за рыбками, предложить сказать детям, где они живут, что есть в их доме – аквариуме, чем они питаются каждый день. В дальнейшем предложить детям помочь покормить рыбок. Дети помогают с большим удовольствием, ухаживают за рыбками. В конце занятия закончить: «Эти живые рыбки, они живут в аквариуме. Он большой, в нём много воды. Без воды рыбы жить не могут, сквозь стекло проходит свет, что рыбок обязательно надо кормить». Практическое приобщение детей к пониманию специфики жизни обитателей уголка, направляет детей к наблюдениям и первым трудовым действиям.

В средней группе следует привлекать детей не только наблюдать и ухаживать за уголком природы и его обитателями, а стараться расширить их кругозор. Летом, работая на цветнике, дети наблюдают, как взрослые ухаживают за цветами на клумбе, и по мере возможности принимают в этом участие. Наблюдают за результатом, что цветы растут, они зацвели, и стало очень красиво. «Посмотрите, какие у нас красивые цветы» - предлагает детям воспитатель «Понюхайте, рассмотрите поближе». Начиная наблюдения весной за березкой, обращаясь ласково к ней, говоришь: «Здравствуй, березонька, здравствуй, красавица! Мы пришли полюбоваться тобой!» Можно поводить хоровод вокруг дерева. Загадать загадки: «Стоит Алена – платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан», и «Разбежались по опушке в белых платьицах подружки». В конце наблюдения прочитать детям стихотворение П. Воронько «Березонька» :

У красы – березки

Платье серебриться

У красы – березы

Зелены косицы.

Со двора к березке

Выскочили козы

Стали грызть березку,

А березка – в слезы.

Защищать березку

Стали мы гурьбою

Чтоб краса – березка

Выросла большою.

Стихотворение вызовет радость, сочувствие у ребят. Применение художественного слова, формирует у детей глубокий познавательный интерес к природе, понимание необходимости бережного отношения к ней. В средней группе нужно познакомить детей с особенностями ухода за домашними животными, их повадками. Воспитывать доброе и заботливое отношение к ним. Для этого использовать картины из серии «Домашние животные». Постепенно у детей расширяются знания о домашних животных, о разностороннем использовании их человеком. Дети узнают, что животных содержат в индивидуальном хозяйстве и коллективном. Рассматривая картинки, дети узнают об устройстве ферм для коров, свиней, кур и т. д., о разнообразном труде людей по уходу за животными. Нужно помочь детям усвоить, что без домашних животных человеку не прожить, что каждое животное приносит человеку пользу, например корова – молоко; овцы – шерсть, мясо; куры – яйцо и т. д.

Для закрепления полученных знаний можно провести занятие «Наблюдение за кошкой» - используя загадку:

Вся мохнатенька,

Четыре лапки,

Сама усатенька.

Рассмотреть ее внешний вид, ее повадки, чем ее надо кормить, обратить внимание детей, что кошка очень ласковая, добрая. Общение с кошкой принесёт детям радость, удовольствие. Можно прочитать детям небольшое стихотворение:

Отворилась тихо дверь –

И вошел усатый зверь,

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

Берегись мышиный род –

На охоту вышел кот.

Что кошка приносит пользу человеку, ловит мышей. Затем постепенно обратиться к детям с заданием: «Расскажите, какой котенок: большой или маленький? Какого цвета шерсть? Нравиться ли он и почему? Чем вы кормите котенка? Как котенок умывается?» - это вызовет эмоционально-положительную реакцию ребенка, поднимется его интерес к животному, желание общаться с ним. Затем дать небольшое представление о жизни диких животных. Первое, что дикие животные живут в лесу, что это их постоянная среда обитания – это зайцы, белки, ежи, лисы, медведи. Так как нет возможности побывать в лесу, знакомить детей с миром диких животных по картинкам, рассказам таких авторов как Н. Сладков, Пришвин, Чарушин, Бианки и диафильмам. Рассказать детям о том, что дикие животные сами добывают себе корм, «строят» себе жилье, медведь – берлогу, лиса – норку, белка ищет себе дупло на дереве. На примере лисы рассказать детям, как она добывает себе пищу, что зимой она разгребает снег, ищет под ним мышь или полевку. Этому помогают сильные передние лапы лисы, которыми она зимой разгребает снег, а летом роет глубокие норы. Рассказ сопровождать рассматриванием из серии картинП. Караченцова «Наедине с природой». Рассказать, как человек заботиться о дикой природе : бережет леса от пожаров, насаждает новые, подкармливает диких животных и птиц, создает заповедники. Постепенно формировать у детей понимание, что каждое живое существо, растение или животное продолжает свою жизнь, растет, развивается, если для этого имеются все необходимые условия – влага, тепло, свет, почва – для растений; корм, вода, необходимая температура, убежища – для животных. Но если эти условия нарушить, то растения, животные гибнут.

В старшем возрасте следует правильно показать детям два мира природы. Один саморазвивающийся, независимый от человека и его деятельности - мир естественной природы : леса, цветы на полянах, озера, реки, трава и т. д. Другой мир культурной природы, созданный людьми, поддерживаемый их трудом: посадки кустарника возле участка, цветы на клумбе, парки и т. д. Для этого проводить с детьми беседы, наблюдения, экскурсии, занятия. Можно провести целевую прогулку в рощу. Войдя в рощу, остановиться и сказать: «Ах, здравствуй лес! Как чист и свеж лесной воздух! Давайте послушаем, о чем говорит лес. Слышите шелест ветвей, голоса птиц, но чтобы это все услышать, как себя нужно вести в лесу?»

- Тихо, не кричать!

- Не бегать!

- Не ломать ветки!

- Не сбивай ногами грибы!

- Не разоряй гнезда!

- Не рви зря цветы!

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Гнездо на ветке – птичий дом,

Вчера птенец родился в нем

и птичий дом не разоряй

И никому не позволяй.

Учить детей видеть красоту леса, предавать в словах свои чувства, переживания от встречи с ним. Прощаясь с лесом, предложить детям оглядеться вокруг, постараться запомнить, что увидели и в дальнейшем сохранить это. А в группе все, кто хочет, нарисовать лесную сказку. До свидания лес, до новой встречи! Еще в старших группах стараться показать, как человек использует культурную природу : собирает урожай зерна, овощей, фруктов, разводит домашних животных, цветы, для отдыха разбивает парки и скверы. А все использованное восстанавливает своим трудом.

Важнейший аспект экологического воспитания школьников – развитие гуманного чувства к природе. Наша задача – создать ситуации, в которых у ребят могут возникнуть радость от общения с природой, чувство глубокого удовлетворения от увиденной красоты, желание продлить или повторить наслаждение, полученное от содержательной прогулки по лесу, от созерцания красивого пейзажа. Для этого с детьми следует проводить длительное наблюдение во время весны. Когда совсем сошел снег, на деревьях набухают почки, обратить внимание, что наш участок не очень красивый. Задать вопрос: «Ребята, а что надо сделать нам, чтобы участок был красивым?» ,дети предлагают разные варианты.

Но для того чтобы у детей закрепились знания по экологии, данные в детском саду, надо работать с родителями. Использовать разнообразные формы - индивидуальные, групповые, консультации, беседы. Организовать выставки детских рисунков по теме: «Лес – наше богатство». Проводить родительские собрания «Что дает экскурсия в природу». Для того чтобы проанализировать результаты проведенной работы, проводить анкетирование родителей по следующим вопросам:

1. Имеются ли в вашем доме животные и растения?

Принимает ли ваш ребенок участие в уходе за ними?

Знает ли он как надо ухаживать?

2. Трудиться ли ваш ребенок в огороде, саду?

3. Если ли в доме детские книги о природе?

Какие это книги?

Любит ли ваш ребенок смотреть передачи о природе по телевизору?

4. Используется ли в семье занятия ручным трудом?

5. Знает ли ваш ребенок что-нибудь об охране природы?

6 .Узнает ли он растения, которые подлежат защите ( например: ландыш, калужница, колокольчик и другие) в лесу, в парке?

После анкетирования можно уже знать, в каком направлении надо продолжать работать, на что надо обращать особое внимание в экологическом воспитании Обязательно нужно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был родной край, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны. Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путём простейшего анализа, лучше представить себе, что их родное село или посёлок являются частью страны, необходимо дать им некоторые первоначальные сведения из географии, экономики, истории страны, рассказать о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении.

К. Д. Успенский был убежден в том, что тот ребенок несчастен, который вырос, не видя лугов, не любуясь полевыми цветами. Что прекрасный ландшафт имеет огромное воспитательное влияние на развитие молодой души.

Публикации по теме:

Воспитание любви к родной природе в семье Цель: Создать условия для сотрудничества воспитанников и родителей, их эмоционально положительного и психологического сближения; повысить.

Консультация для родителей «Воспитание любви к природе» Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование.

Консультация для родителей «Воспитание любви к природе в семье» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №15 города Ейска муниципального образования.

Консультация для родителей «Воспитание любви к родному городу и природе» Консультация для родителей «Воспитание любви к родному городу и природе» Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопрос.

Консультация для родителей «Воспитание у ребёнка любви к природе»Консультация для родителей «Воспитание у ребёнка любви к природе» Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В первую очередь воспитание у ребёнка любви к природе.

Консультация по экологическому воспитанию «Воспитание любви к природе» Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование.

Консультация по экологическому воспитанию на «Воспитание любви к природе» Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование.

Консультация «Воспитание у детей любви к природе» Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно.

Родительское собрание «Воспитание любви к природе» Цель: создание условий для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения; повышение интереса родителей.

Воспитание у детей любви к природе Деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Воспитание у детей любви к родной природе»
Опубликовано: 12 сентября 2018 в 19:09
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД