Лариса Айбатулова
Возможности импровизации дошкольника в процессе музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Творческое развитие - необходимое условие жизнедеятельности человечества, так как без творчества невозможно движение по пути прогресса. В ХХI веке творческое развитие является приоритетным направлением в формировании гармоничной личности индивидуума.
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных "продуктов".
Слово «импровизация» произошло от латинского improvisus -непредвиденный, внезапный, неожиданный. Это особый вид художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе его исполнения.
Публикация «Возможности импровизации дошкольника в процессе музыкальной деятельности» размещена в разделах
Импровизация является одним из необходимых условий гармоничного развития ребенка, активизации его творческих устремлений, так как позволяет объединить в едином процессе все виды деятельности, все виды искусств и сделать увлекательным, интересным сам процесс занятий, а также получить в результате работы художественный продукт.
Одной из главных задач введения детей в мир музыки - это увлеченность. (Д. Б. Кабалевский). Путь к этому идет через формирование творческого интереса в процессе импровизации, т. е. через практическое музицирование. Процесс живого музицирования обычно принимает определенный вид деятельности или игровых приемов, развивающих музыкальный слух, музыкальное мышление, воображение и творческие способности. Иными словами, занимаясь c ребенком импровизацией, мы развиваем музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, чувство фразировки и формы, чувство ансамбля.
Музыкально-творческая импровизация дошкольников скромна по их характеру и форме выражения. Если ребенок способен выразить свое отношение к исполняемой им песне, танцу, если он делает это искренне, непосредственно, увлеченно, то это придает творческий оттенок его исполнительской деятельности. Также дошкольник способен и к продуктивному творчеству. Он импровизирует несложные песенные мелодии, составляет композиции-простейших танцев, инсценирует в движениях текст песен, сочиняет песенки или ритмические группировки, исполняя их на детских музыкальных инструментах. Вся эта активная деятельность доставляет детям особое удовольствие, они делятся друг с другом своим опытом, радуются своим успехам.
Цель импровизации – активизация творчества детей. Основными видами импровизации дошкольника можно назвать танцевальное, песенное и театральное творчество в игровой деятельности. Они привлекают внимание детей воплощением собственного замысла, повышают эмоциональный уровень восприятия музыки,
а также развивают певческий аппарат, вокально-слуховые навыки, музыкально-слуховые представления. Сегодня я предложу вам музыкально-двигательные импровизации,которые можно использовать в работе с дошкольниками на музыкальных занятиях ДОУ.
Музыкально-двигательные импровизации являются особой формой организации деятельности детей, основанной на фантазировании посредством выразительных движений под музыку. В основе музыкально - двигательных импровизаций лежат музыкальные образы, которые необходимо воплотить в мимике и пластике. Перед детьми ставится задача прослушать некое музыкальное произведение, определить образ, услышанный в музыке и дать этому образу устную характеристику. После этого детям предоставляется возможность сценического воплощения музыкального образа пантомимическими средствами (мимика, пластика, жесты, позы и т. д.). Далее я приведу вам в пример наиболее часто используемые мною на занятиях музыкально-двигательные импровизации.