МААМ-картинки

Конспект занятия «Всемирный день рек. Реки Ставропольского края»

Кузнецова Галина
Конспект занятия «Всемирный день рек. Реки Ставропольского края»

«Всемирный день рек» (реки Ставропольского края)

Цель: закрепить знания детей о значении воды в жизни растений, животных и человека. О том, что вода-это «дом» для многих растений и животных, о необходимости охраны этих животных и их среды обитания.

Задачи:

- углубить и систематизировать знания детей о реке, ее назначении;

- продолжать знакомить детей с реками родного края.

- развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, любознательность.

Публикация «Конспект занятия „Всемирный день рек, Реки Ставропольского края“» размещена в разделах

- воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира;

- воспитывать экологическую культуру.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы поговорим о водном объекте, в котором все любят купаться летом. Отгадайте загадку:

Лентой вьётся на просторе,

А потом впадает в море.

Широка и глубока.

Как зовём её?. (Река)

Верно! Это река. (Показ иллюстрации с изображением реки).

Вода — реки, озера, моря, океаны, величайшее богатство, дарованное человечеству природой, и каждая ее капля — драгоценна, так как жизнь человека, как и всего живого на Земле без воды невозможна. 14 марта – во всем мире отмечают День рек.

Беседа (с использованием карты)

Посмотрите внимательно на карту и скажите: Как по карте можно узнать, где находится река? (ответы детей).

Конечно же, на карте реки, озера, моря изображены голубым или синим цветом. Реки – привольные места земли русской. Голубые магистрали, источники воды, а вода, как известно, — основа жизни на земле.

- У реки свои законы – бежать, извиваясь голубой змейкой, весело журчать, поить и кормить животных. А главное – быть другом и помощником человека.

- Откуда берутся реки? Посмотрите, на карте есть места коричневого цвета с белыми пятнышками. Это - горы со снежными и ледяными вершинами. А снег и лед, как известно, могут таять и становиться водой. Поэтому многие реки начинаются с небольших ручейков на вершинах гор. Чистые, холодные и прозрачные ручейки быстро текут вниз, к подножию горы, то петляя среди камней и высоких горных трав, то споткнувшись об огромные камни, стремительно падают вниз шумными водопадами. Ручейки встречаются, сливаются друг с другом и становятся все полноводнее и полноводнее. Так рождается река. Горные реки текут быстро. Они громко и недовольно шумят, перекатывая огромные камни валуны и мелкие камешки. В горных реках живут рыбы, насекомые, их воду пьют горные козлы, бараны и птицы. А вот равнинные руки - спокойные, про них говорят, что они плавно несут свои воды. Равнинные реки берут начало из родников и озер. Реки впадают в моря и озера.

Ставропольский край славится не только минеральными источниками, но и реками, и озерами. Край расположен в предкавказской зоне, в долинах рек Кума, Калаус, Егорлык. Названия рек происходят из тюркского языка. Рельеф – сложный. Реки края впадают в Каспийское или Азовское море и подразделяются по бассейнам этих двух морей.

Рек и речушек в Ставрополье около двухсот двадцати. Длина большинства рек от 100 до 200 км. В восточной части края реки сильно минерализованы, что объясняется засоленностью почвы. Реки существуют за счёт таяния снегов и выпадения осадков. Нужно обратить внимание на экологию маленьких речек. Эти реки нуждаются в очистке.

Самые длинные реки Ставрополья

Кума

Исток реки Кумы находится на скалистых хребтах Карачаево-Черкесской республики. Это – своенравная, мутная, горная река с бурным течением, множеством водоворотов. Кума несёт воды свои в глинистых берегах высотой до 50 м. Попадаются в долине реки сероводородные минеральные источники. Питание реки осуществляется за счет подземных вод и осадков. В реке водятся сом и другая рыба. Не каждый год Кума добегает до Каспийского моря. В засушливый год она пересыхает раньше. Реку используют для орошения Кумской долины.

Егорлык

Исток реки на горе Стрижамент. Здесь множество родников соединяется в ручьи, которые образуют реку. Вода речки изначально мутная и горько-солёная. Правый склон реки – более высокий. Многоводность реки Егорлык значительно увеличилась после постройки Невинномысского канала в середине XX века. В настоящее время Егорлык – это часть Кубань-Егорлыкской оросительной системы.

Длина реки – 448 км, в Ставрополье – 284 км

Калаус

Берет начало на горе Брык. Недалеко находятся майкопские глины. По этой причине вода мутная, солёная, для питья не пригодна. Речка подпитывается за счёт таяния снега, от родников и дождя. Берега Калауса крутые, обрывистые достигают высоты 15 м. Калаус – впадает в Западный Маныч слева и относится к бассейну Азовского моря.

Длина реки – 436 км

Маныч

Река берёт начало в Калмыкии при слиянии рек Калаус и Восточный Маныч. Впадает в реку Дон недалеко от деревни Манычская. Вода Маныча имеет высокую степень минерализации. Надводная растительность в такой воде развиваться не может. Минерализация воды снизилась после подачи воды из реки Кубань в 1948 году. Питание реки происходит, в основном, за счёт таяния снегов. Реку используют для полива полей. Развито судоходство и рыбалка.

Длина реки – 420 км, в Ставрополье – 115 км.

Кура

Кура ответвляется от реки Малки. Речка – неглубокая. Вблизи реки Куры находится урочище Глубокое – излюбленное место отдыха местного населения. Биологи исследовали эту местность четыре полевых сезона. Найдены десять видов исчезающих растений. На небольшом участке Кура является границей между Ставропольским краем и Кабардино-Балкарией. Устье реки теряется в песках Ногайской степи.

Длина реки – 198 км

Ребята, давайте изобразим, как рождается речка. (Положить перед детьми широкую и длинную полоску голубой ткани.) На земле много разных рек - они большие и маленькие, и все куда-то бегут. Большая речка образуется из множества маленьких речек и ручьев. Хотите сделать свою большую речку? Вот эта полоска ткани - главная река, широкая, длинная. А какие ручейки? (Узкие, коротки.) расположите ручейки так, чтобы справа было 2 ручейка, а слева - 3.

- А сейчас давайте поиграем.

Физкультминутка «Как приятно в речке плавать!»

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)

Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)

Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)

Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)

Чтобы плыть ещё скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)

А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)

И на травке отдыхаем.

Сказка «Жила-была река»

А сейчас я предлагаю вам послушать сказку.

Жила-была река. Сначала она была маленьким весёлым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берёз. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но была вкусной и прозрачной. Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь стояли огромные дома, в которых жили люди. Они обрадовались реке и попросили её остаться в городе. Река согласилась. Её заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки. На её берегах загорали люди. Шли годы. Люди привыкли к реке и уже ни о чём её не просили, а делали всё, что им вздумается. Однажды на её берегах они построили завод, из труб которого в реку потекли грязные потоки. Потемнела река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, какая красивая река!» никто не гулял на её берегах. В ней мыли машины, стирали бельё. Однажды по реке прошёл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась река чёрной плёнкой, стали её жители – растения и животные – задыхаться без воздуха. Совсем заболела река. «Нет, - думает, - Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мёртвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей. «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, и я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдём в другие края, подальше от неблагодарных людей». Собрались речные жители, очистили свой дом от грязи, вылечили речку. И побежала она в край своего детства, туда, где росли ели и берёзы, где человек – редкий гость. А жители города на следующий день обнаружили, что остались они одни, без реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Остановилась жизнь в городе. Тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: «Я знаю, почему от нас ушла речка. Когда я был маленький, я купался в её чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого. Мы обидели речку и должны попросить у неё прощения». Отправились самые сильные и выносливые горожане искать речку. Долго они её искали и нашли, но не стазу её узнали: ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без неё, пообещали заботиться о ней. Речка была добрая и не помнила зла. Вернулась река в город и стала помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки заводов, и даже вызвали специальных учёных следить за здоровьем и самочувствием реки. С тех пор в этом городе люди и река живут дружно. А день возвращения реки отмечают как самый главный праздник.

Воспитатель: Человек не может жить без городов, заводов, полей, но нужно все делать так, чтобы природа при этом не страдала. Важно бережно относится к природе, помогать сохранять чистоту рек. И, главное, что красота и чистота каждой маленькой и большой речушки зависит от каждого из нас.

Вопросы для детей:

Для кого нужна река?

Кто водится в реке?

Кто? Что? Загрязняет реку?

Почему нельзя загрязнять реку?

Как нужно беречь природу?

Публикации по теме:

22 марта — День воды. Конспект открытого интегрированного занятия «С голубого ручейка…» на тему «Реки Ставропольского края»22 марта — День воды. Конспект открытого интегрированного занятия «С голубого ручейка…» на тему «Реки Ставропольского края» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №6 комбинированного вида «Здоровье» Конспект открытого интегрированного.

Конспект занятия «22 марта — Всемирный день воды»Конспект занятия «22 марта — Всемирный день воды» .

Конспект познавательного занятия «Всемирный день театра» для детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжить знакомить детей с профессиями. Задачи: • уточнить знание детей о профессии актера; • расширять словарный запас детей:.

Конспект занятия «Всемирный День улыбок» в средней группеКонспект занятия «Всемирный День улыбок» в средней группе Всемирный день улыбки – это официальный повод делиться улыбками со своими друзьями, дарить улыбки родным, близким и даже незнакомым людям.

Конспект занятия в средней группе «Всемирный день шоколада» Инна Хамула Праздник "Всемирный день шоколада. " отмечается 11 июля. Цель: - знакомство с праздником - Всемирным днём шоколада - познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Всемирный день рек. Реки Ставропольского края»
Опубликовано: 22 февраля 2024 в 21:20
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД