Лучший педагог года

«Выявление неблагополучных семей»

Татьяна Вдовенко
«Выявление неблагополучных семей»

Для изучения семейных взаимоотношений и их влияния на развитие ребенка необходимо иметь представление о структуре семьи, о социальном статусе отца и матери, психологическом и воспитательном климате семьи, о стиле и фоне семейных отношений, о наличии или отсутствии педагогической системы.

Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.

Публикация «„Выявление неблагополучных семей“» размещена в разделах

Основной информацией о семье обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми, по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляются признаки неблагополучия.

К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:

- утомленный, сонный вид;

- санитарно-гигиеническую запущенность;

- склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;

- неумеренный аппетит;

- задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;

- привлечение внимания любым способом;

- чрезмерная потребность в ласке;

- проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;

- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;

- трудности в обучении.

С чего начинается работа социального педагога

Когда мы получаем от воспитателей информацию о семьях и детях мы изучаем её, анализируем подробные характеристики семей, входят в содержание разделов социального паспорта:

• характеристика семей по количеству детей в семье;

• характеристика семей по уровню дохода (на основе оценки своего дохода родителями);

• характеристика семей по языку общения (русскоязычные, двуязычные, плохо владеющие русским языком, не владеющие русским языком (один из родителей не владеет русским языком);

• характеристика семей по уровню образования (среднее, среднее специальное, неполное высшее, высшее, родители имеют ученую степень);

• выделение в особую группу детей, растущих с опекунами или в семьях приемных родителей;

• выделение в особую группу детей с особенностями в развитии;

• выделение групп детей, растущих в неполных семьях (воспитываются матерью, отцом);

• выделение группы детей из семей безработных;

• выделение группы детей из семей беженцев и вынужденных мигрантов;

• выделение группы детей из семей военнослужащих;

• выделение группы детей, родители которых находятся в местах заключения;

• выделение группы детей, родители которых являются студентами.

Каждая выделенная группа связана с возникновением или существованием определенных проблем, поэтому она находится в поле зрения социального педагога.

Не секрет, что многие родители не владеют квалифицированными педагогическими знаниями, не знают, куда обратиться за педагогической помощью, пользуются стихийными источниками информации, и поэтому не в состоянии справиться с трудностями в воспитании детей. Не зная, как вести себя в трудных ситуациях, родители используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают и проявляют чрезмерную строгость и даже жестокость по отношению к своим детям, большинство из них не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину. Они не понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви со стороны родных и близких, что уверенность в себе и в своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируются, прежде всего, в семье. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую их действительность, иначе думают, иначе ведут себя. Для будущего России очень важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. Главной надеждой семьи, детей являются педагогические коллективы дошкольных учреждений, которые должны стоять на защите прав и достоинства ребенка. Вопрос защиты ребенка от всех форм насилия является значимым в педагогической деятельности, и его нельзя рассматривать как модное направление или мероприятие в потоке множества дел педагога. Педагог – главное действующее лицо, от его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей, как в дошкольном учреждении, так и защиты детей от жестокого обращения в семье.

КАК ПОНЯТЬ?

Те или иные факторы надвигающейся беды почти сразу же проявляются в поведении ребенка. Индикаторы скрытого неблагополучия зависят от возраста ребенка. Одни и те же факторы по-разному проявятся в поведении дошкольника и подростка.

ВЫЯВИВ ИНДИКАТОРЫ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА, НЕТ СМЫСЛА ВОСПИТЫВАТЬ ЕГО, НАДО ИДТИ В СЕМЬЮ.

Индикаторы неблагополучия в семье

(поведение родителей и как черта формирующегося характера у ребенка) :

• Пренебрежение обязанностями, невыполнение обещаний.

• Одержимость развлечениями, поиск новых ощущений.

Ярко выраженные усилия в удовлетворении основных потребностей: (много ест, постоянно гуляет и т. д.)

• Нет терпимости к инакости, не воспринимает ничто не похожее, у ребенка – враждебность к обществу.

• У ребенка – силовые методы разрешения конфликтов.

• Эмоциональная нестабильность, скука, неустойчивость желаний, аффекты.

• Корыстолюбие, привычка пользоваться чужими вещами.

Индикаторы скрытого неблагополучия в поведении дошкольника:

• Несформированность умений по самообслуживанию (исходя из возрастных норм)

• Не умение соблюдать режим дня.

• Неряшливый внешний вид.

• Нечувствительность к боли.

• Навязчивость общения («липучесть» ко взрослым).

• Ребенок не говорит о своих желаниях, (не попросит пить, в туалет, взять игрушку и т. п.);

• Ребенок не подает сигналов о своем дискомфорте (может долго быть холодный, мокрый, грязный, голодный и т. п.)

ПОДОБНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ИЛИ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ФОРМИРУЮТСЯ КАК КОМПЕНСАЦИИ НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КАКИХ-ЛИБО ПОТРЕБНОСТЕЙ В СЕМЬЕ.

Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком

1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?

2. Как вести себя педагогу, если ребенок рассказал ему о жестоком обращении с ним со стороны родных (в том числе и сексуальном?

3. Какие действия может предпринять педагог, если он узнал о насилии над ребенком со стороны незнакомого взрослого?

4. К кому обращаться за помощью, если педагог узнал о насилии над ребенком?

Защита прав ребенка в дошкольных учреждениях

Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных учреждениях эффективно осуществлялась работа по защите прав детей, необходимо повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников, умение взаимодействовать с родителями.

Воспитатель должен воспринимать работу по соблюдению и защите прав детей не как дополнительную нагрузку, а как важнейшее условие повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

• Физическое насилие преднамеренное нанесение физических повреждений.

• Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

• Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

o Открытое неприятие и постоянная критика ребёнка.

o Угрозы в адрес ребёнка в словесной форме.

o Замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка.

o Преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка.

o Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.

o Однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.

• Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребё нка относятся:

o Отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.

o Отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.

Признаки жестокого обращения с детьми

Физическое насилие:

• боязнь физического контакта с взрослыми;

• стремление скрыть причину травм;

• плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;

• негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;

• суицидальные попытки.

Сексуальное насилие:

• ночные кошмары, страхи;

• не свойственные возрасту знания о сексуальном поведении, не свойственные характеру сексуальные игры;

• стремление полностью закрыть свое тело;

• депрессия, низкая самооценка.

Психическое насилие:

• постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение;

• различные соматические заболевания;

• беспокойство, тревожность, нарушения сна;

• агрессивность;

• склонность к уединению, неумение общаться;

• задержка физического, умственного развития;

• плохая успеваемость;

• нервный тик, энурез.

Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети) :

• задержка речевого и моторного развития;

• постоянный голод;

• кража пищи;

• требование ласки и внимания;

• низкая самооценка, низкая успеваемость;

• агрессивность, импульсивность;

• сонный вид и утомленность;

• санитарно-гигиеническая запущенность;

• отставание в физическом развитии;

• часто вялотекущая заболеваемость;

• антиобщественное поведение, вандализм.

Профилактика жестокого обращения с детьми:

• создание доверительно-делового контакта с родителями;

• участие родителей в работе дошкольного учреждения (родительский комитет, родительский клуб);

• изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема, сюжетно-ролевых игр).

Действия воспитателя в случае жестокого обращения с ребенком:

Дети, которые подвергаются жестокому обращению, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в себе.

Признаки:

• ребенок плохо развивается, его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;

• ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет, он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе себя ведет;

• ребенок часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот;

• у ребенка проблемы с обучением в связи с усталостью, недостатка во сне, с плохой концентрацией внимания;

• ребенок проявляет отрицательные отношения к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений, ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки, царапины, раны;

ребенок жалуется на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;

• ребенок испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу) или матери;

• ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;

• ребенок судорожно реагирует на поднятую руку;

• ребенок чрезмерно стремится к одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с другими людьми, гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;

• ребенок демонстрирует не соответствующее его возрасту, взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса;

• ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми;

• у ребенка проблема со сном, боязнь темноты, энурез.

Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребенком, в том числе и сексуальном, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением.

Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо:

• похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;

• проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;

• объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах;

• держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.

Нельзя:

• показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);

обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;

• просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.

Если вы не в состоянии решить проблему сами, вы должны обратиться за помощью к специалистам (медику, психологу, социальному педагогу, руководителю).

Если ребенок рассказал о тайне другим детям, а не педагогу, то тогда нужно:

• реагировать как можно более нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок);

• оградить ребенка от реакции других детей;

• уделить ребенку максимум внимания;

• дать понять, что проблему можно решить.

В случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых не только ребенок, но и его родители нуждаются в помощи. Если это еще и сексуальное насилие, то оказание помощи требует специальной подготовки и медицинской экспертизы. Родители пережили шок и, как правило, хотят сохранить все в секрете от родственников, соседей и других детей. Если ребенок стал жертвой со стороны незнакомого человека, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей, педагог должен обратиться за помощью и советом к профессионалам из специальных служб и центров (психолог, детский адвокат, служба здравоохранения, служба защиты от насилия, телефон доверия).

Дошкольное детство – это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

Маленький ребенок, как правило, сталкивается с жестоким обращением в семье. (Реже – на улице). Поэтому своевременное выявление случаев жестокого обращения с малышами помогает не только прекратить насилие над ним, но и начать своевременную и продуманную работу с неблагополучной семьей. Очень часто эти меры предотвращают развал семьи, изъятие ребенка из семьи, лишение родителей родительских прав.

Иными словами, это возможность предотвратить появление еще одного социального сироты – малыша, оставшегося без родителей.

Список используемой литературы.

1. Глебова С. В. Детский сад-семья. Аспекты взаимодействия. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. С. 111.

2. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект (библиотека руководителя ДОУ. - М. : Сфера, 2005. С. 80.

3. Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. - М., Айрис-пресс, 2006. С. 144.

Публикации по теме:

Диагностическая программа на выявление особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Диагностическая программа на выявление особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР" На сегодняшний день.

Анкета для родителей на выявление уровня удовлетворенности музыкальным воспитанием в ДОУ Анкета для родителей. Уважаемые родители! Я, музыкальный руководитель детского сада, Решетняк Ольга Владимировна очень заинтересована в.

Анкета для родителей на выявление уровня информированности о работе ДОУ 1. Часто ли Вы бываете в детском саду? а) каждый день б) довольно часто в) время от времени 2. Информацию о детском саде Вы получаете:.

Анкета для родителей Выявление рейтинга успешности работы музыкального руководителя Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в анкетировании. Нам интересно узнать, как Ваш ребенок чувствует себя в детском саду. Ваши.

Анкета «Выявление готовности педагогов в развитии цветовосприятия у младших дошкольников» Анкета «Выявление готовности педагогов в развитии цветовосприятия у младших дошкольников» Уважаемый педагог! Просим Вас принять участие.

Дети с нарушениями интеллекта в неблагополучных семьях: психическое, речевое, социальное, нравственное развитие ВОДВЕНКО ВАЛЕНТИНА ПЕТРОВНА Социальный педагог МАДОУ "Волшебница" ЯНАО г. Лабытнанги, Россия, valechka.vdovenko@mail.ru КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:.

Консультация для родителей неблагополучных семей «Развиваем мелкую моторику у детей» Консультация для родителей "Развиваем мелкую моторику у детей" Цель консультации познакомить родителей с понятием мелкая моторика и упражнениями.

Круглый стол «Палитра идей для наших семей!»Круглый стол «Палитра идей для наших семей!» Круглый стол для родителей детей старшего дошкольного возраста «Палитра идей для наших семей!» Цель: поиск новых форм взаимодействия ДОУ.

Поделки семей воспитанников к Новому годуПоделки семей воспитанников к Новому году В преддверии Нового 2017 года наша группа № 7 стала участником выставки "Новый год с русскими народными сказками". Заведующей, методисту.

Выявление уровня игровых знаний, умений, навыков у детей Ф. И. О. воспитателя___ Группа: кол-во детей: Начало режимного момента___ч___мин, окончание___ч___мин Дата:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Выявление неблагополучных семей»
Опубликовано: 23 января 2017 в 15:51
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД