Оксана Симанкова
Диагностическая программа на выявление особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
"Диагностическая программа на выявление особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"
На сегодняшний день существует множество диагностических методик на исследование воображения :
Е. П. Торренс методика «Неполные фигуры»;
Л. Ю. Субботина методика «Составление изображений объектов»;
О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса методика «Чего на свете не бывает»;
Е. А. Алябьева методика «Развитие воображения и речи»;
Публикация «Диагностическая программа на выявление особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Воображение. Развитие воображения у детей
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Е. А. Алябьева методика «Развитие воображения и речи»;
М. А. Зяблицева методика «Развития памяти и воображения»;
Л. А. Венгер методика «Развиваем воображение»;
Методика «Скульптура»;
Л. Ю. Субботина методика «Три слова»;
Г. Альтшуллер, М. Шустерман методика ТРИЗ;
Методика Л. Б. Фесюковой;
Л. Ю. Субботина методика «Свободный рисунок».
Учитывая цели, задачи, энергозатратность и простоту проведения интерпретации полученных результатов, автором были выбраны следующие методики: «Неполные фигуры» Е. П. Торренса, «Составление изображений объектов» Л. Ю. Субботиной, «Скульптура», «Три слова» Л. Ю. Субботиной, «Свободный рисунок» Субботиной Л. Ю. Данные методики позволяют лучше диагностировать воображение старших дошкольников с задержкой психического развития, т. к. они не энергозатратны, более полно соответствуют задачам, более мобильны.
Методика 1 «Неполные фигуры» Е. П. Торренса
Цель: выявить уровень развития творческого воображения.
Возраст : предлагается для детей от 5 до 7 лет.
Форма проведения: групповая.
Стимульный материал: изображения геометрических фигур на отдельных листах бумаги, цветные карандаши.
Испытуемому даё тся следующая инструкция: «Сегодня мы будем рисовать интересные картинки из знакомых геометрических фигур. Посмотри на свой лист, используя данную фигуру, нарисуй картину» (см. прил. 1, 2 (а, б, в, г).
Результаты исследования оцениваются в баллах:
1-3 баллов - низкий уровень говорит о слабо просматривающейся фантазии, не проработанности отдельных элементов деталей фигур, работы не отличаются эмоциональностью;
4-5 баллов - средний уровень выявляет отдельные элементы творческой фантазии, но все же детали фигур на рисунках не проработаны;
5 баллов - высокий уровень, дети добавляют к рисунку все новые и новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету.
Методика 2 «Составление изображений объектов» Л. Ю. Субботиной
Цель: исследование особенностей воссоздающего воображения.
Возраст : предлагается для детей от 5 до 7 лет.
Форма проведения: групповая.
Стимульный материал: изображение круга, треугольника, трапеции прямоугольника, квадрата на листе бумаги, цветные карандаши (см. прил. 1). Испытуемому дается инструкция: «Посмотри, перед тобой изображено несколько геометрических фигур, нарисуй лицо используя только данные фигуры. Каждую фигуру можно рисовать несколько раз, менять её размеры, но нельзя добавлять другие фигуры и линии».
Результаты исследования оцениваются в баллах:
1-3 баллов - низкий уровень говорит о слабо развитой фантазии;
4-5 баллов - средний уровень говорит об умении детей объединять несколько фигур в остроумную комбинацию;
5 баллов - высокий уровень говорит о том, что ребенок оперирует оригинальными и остроумными комбинациями.
Методика 3 «Скульптура»
Цель: исследование особенностей творческого воображения.
Возраст : предлагается для детей от 5 до 7 лет.
Форма проведения: групповая.
Стимульный материал: пластилин, доска для лепки, стека, емкость с водой.
Испытуемому даё тся следующая инструкция: «Сегодня мы будем лепить скульптуру. Тебе необходимо слепить любую поделку по желанию. Придумать название и опиши её». (см. прил. 1)
Результаты исследования оцениваются в баллах:
1-3 баллов - низкий уровень говорит о слабо развитой фантазии;
4-5 баллов - средний уровень говорит об умении детей объединять несколько фигур в остроумную комбинацию;
5 баллов - высокий уровень – ребенок оперирует оригинальными и остроумными комбинациями.
Методика 4 «Три слова» Л. Ю. Субботиной
Цель: исследование особенностей воссоздающего и творческого воображения.
Возраст : предлагается для детей от 5 до 7 лет.
Форма проведения: групповая.
Стимульный материал: карточки со словами для работы.
Испытуемому даё тся следующая инструкция: «Сейчас я назову три слова, придумай несколько предложений с этими словами. В каждом предложении должны быть все три слова, а вместе они должны составлять рассказ. (см. прил. 1)
Результаты исследования оцениваются в баллах:
1-3 баллов - низкий уровень выражается в банальности фраз и бессмысленности сочетания слов;
4-5 баллов - средний уровень – ребенок оригинален, но все-таки не до конца использует свое воображение;
5 баллов - высокий уровень – ребенок остроумен, может составлять оригинальные фразы.
Методика 5 «Свободный рисунок» Субботиной Л. Ю.
Цель: определение уровня развития воображения.
Возраст : дети от 5 до 7 лет.
Форма проведения: групповая.
Материал: лист бумаги, набор фломастеров.
Инструкция: придумать что-либо необычное (см. прил. 1).
Результаты исследования оцениваются в баллах:
1-4 баллов - низкий уровень говорит о плохо развитой фантазии;
5-7 баллов - средний уровень -говорит о достаточно красочном воображении;
7-10 баллов - высокий уровень говорит о незаурядной фантазии, о богатом воображении ребенка.