Елена Константинова
Взаимодействие детей в команде
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живём в эпоху, полную противоречий. И у родителей, и у детей стало больше возможностей для приятного времяпровождения, и в то же время они чаще жалуются на скуку. Культура всё больше уделяет внимания чувствам, и в то же время мы всё меньше встречаемся с сочувствием и готовностью помочь окружающим. Хотя у нас появилось немало способов экономии времени, как раз времени-то нам и не хватает. У нас становится всё больше социальных работников и психотерапевтов, но, несмотря на это, увеличивается число людей с серьёзными психологическими проблемами.
Публикация «Взаимодействие детей в команде» размещена в разделах
В большинстве случаев, особенно в детстве, очень важно находить общий язык с теми, кто находится рядом. Чтобы научить детей жить в социуме и объяснить им, для чего нужна команда - это одна из задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Обучение навыкам работы в группе, вместе, вне всяких сомнений помогает детям адаптироваться в любом социуме (детский сад, школа, компания друзей).
«Работать в группе», — значит взаимодействовать. Одним из типов взаимодействия является сотрудничество.
Первый опыт сотрудничества ребёнок получает в раннем возрасте.
Сотрудничество – это тип взаимодействия в совместной деятельности. В процессе сотрудничества выделяется общая цель, общий мотив (детьми в большей степени переживаются, чем осознаются, совместные действия, общий результат. Формирование навыков сотрудничества – процесс длительный и очень сложный. В итоге должна быть выработана согласованность между всеми его участниками, которая позволила бы добиваться в минимальные сроки максимально хороших результатов. Навыки сотрудничества – доведённые до привычек способы поведения детей в ситуациях, когда необходимо найти наиболее эффективное применение своему личному потенциалу в коллективной среде.
Общение и сотрудничество детей раннего возраста со взрослым
В раннем возрасте содержанием совместной деятельности ребёнка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления предметов. Взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только "поставщиком" самих предметов, но и образцом человеческих действий с предметами. Такое сотрудничество уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов.
Теперь необходимо соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка и, главное – новые, адекватные способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним.
В совместной деятельности с ребё нком взрослый выполняет сразу несколько функций:
• во-первых, взрослый даёт ребёнку смысл действий с предметом, его общественную функцию;
• во-вторых, он организует действия и движения ребёнка, передаёт ему технические приёмы осуществления действия;
• в-третьих, он через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребёнка.
Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода, благодаря сотрудничеству со взрослым, ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками.
Появление потребности в общении со сверстниками
Очень важным приобретением раннего возраста является становление общения со сверстниками. Потребность в общении со сверстником складывается на третьем году жизни и имеет весьма специфическое содержание. Содержание контактов детей раннего возраста, несмотря на свою внешнюю простоту, не укладывается в привычные рамки общения взрослых между собой или ребёнка со взрослым.
Общение детей друг с другом связано с выраженной двигательной активностью и ярко эмоционально окрашено, вместе с тем дети слабо и поверхностно реагируют на индивидуальность партнёра, они стремятся главным образом выявить самих себя.
Общение детей раннего возраста можно назвать эмоционально-практическим взаимодействием. Главными характеристиками такого взаимодействия являются : непосредственность, отсутствие предметного содержания; раскованность, эмоциональная насыщенность, нестандартность коммуникативных средств, зеркальное отражение действий и движений партнёра. Дети демонстрируют и воспроизводят друг перед другом эмоционально-окрашенные игровые действия. Они бегают, визжат, принимают причудливые позы, издают неожиданные звукосочетания и пр. Общность действий и эмоциональных экспрессий даёт им уверенность в себе и приносит яркие эмоциональные переживания.
По-видимому, такое взаимодействие, даёт ребёнку ощущение своего сходства с другим, равным ему существом, которое вызывает бурную радость. Получая от сверстника ответную реакцию и поддержку в своих играх и затеях, ребёнок реализует свою самобытность и уникальность, что стимулирует самую непредсказуемую инициативность малыша.
Развитие потребности в общении со сверстником проходит ряд этапов. Сначала у детей наблюдается внимание и интерес друг к другу; к концу второго года жизни наблюдается стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать ему свои успехи; на третьем году жизни появляется чувствительность детей к отношению сверстника. Переход детей к субъектному, собственно коммуникативному взаимодействию становится возможным в решающей степени благодаря взрослому. Именно взрослый помогает ребёнку выделить сверстника и увидеть в нём такое же существо, как он сам.
Наиболее эффективным путём для этого является организация субъектного взаимодействия детей, когда взрослый привлекает внимание детей друг к другу, подчёркивает их общность, их привлекательность и пр. Интерес к игрушкам, свойственный детям этого возраста, мешает ребёнку самому "увидеть" сверстника. Игрушка как бы закрывает человеческие качества другого ребёнка. Открыть их ребёнок может только с помощью взрослого.
В ситуации взаимодействия со сверстниками ребёнок более самостоятелен и независим, начинает точнее оценивать себя и других, растёт его творческая активность и социальная компетентность. Наиболее ярко контакты ребёнка со сверстниками проявляются в игре.
Технология развития сотрудничества у старших дошкольников
Это трёхэтапное решение усложняющихся задач взаимодействия педагога и детей.
Давайте рассмотрим их по порядку.
1 этап: необходимо сосредоточить внимание на обогащении представлений старших дошкольников о сверстнике как о партнёре по совместной деятельности в атмосфере укрепления положительных эмоциональных контактов между детьми, поддержания желания и интересе в сотрудничестве с ними. Нужно развивать у детей отдельные умения, необходимые для осуществления сотрудничества в совместной деятельности на занятиях. На данном этапе педагогу необходимо направить свои усилия на:
• поддержание положительного эмоционального фона взаимодействия детей;
• ориентация на развитие понимания детьми эмоционального состояния партнёра, отзывчивость на него;
• поведение с детьми бесед по обогащению, уточнению правил сотрудничества и дружбы;
• демонстрацию образцов поведения и действий с использованием игровых персонажей;
• внесение поправок в поведение ребёнка в процессе выполнения действий по просьбе самого ребёнка или сверстников в случае конфликта;
• непосредственную включённость педагога в процесс общения и совместных действий в качестве посредника или партнёра.
2 этап: осмысление предстоящих моделей сотрудничества. Совместно-индивидуальная модель сотрудничества – она предполагает, что после принятия общей цели в паре или подгруппе, каждый ребёнок – участник деятельности будет выполнять свою часть общей работы индивидуально. Это часть на завершающем этапе станет частью общего итогового результата. Согласование действий участников должно осуществляться в её начале – на этапе принятия цели, при планировании и в конце, когда нужно суммировать результаты.
Совместно-последовательная модель сотрудничества - она предполагает принятие не только общей цели, но и последовательное выполнение действий детьми, когда результат действия, выполненного одним ребёнком, становится предметом деятельности другого. Поэтому принципу действует производственный конвейер.
Совместно-взаимодействующая модель сотрудничества - она предполагает, с одной стороны, наличие у детей определённого опыта совместной работы, с другой открывает новые возможности в освоении умений планирования, координации и оценки как промежуточного, так и итогового результатов. На занятии сначала дети работают в парах или подгруппах, а затем осуществляют взаимодействие между ними для достижения общего результата.
3 этап: сотрудничество связано с предоставлением детям разнообразного содержания ситуаций для максимального проявления деловых качеств в совместной деятельности и расширения возможностей самостоятельности при решении образовательных задач.
Освоение опыта сотрудничества развивает способности детей к согласованию общих целей, осуществлению взаимного контроля и коррекции действий, умению понимать состояния и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. При этом у дошкольников формируется эмпатия, социальная чуткость. Всё это в дальнейшем поможет ребёнку психологически грамотно строить своё взаимодействие с партнёрами (взрослыми и сверстниками).
Для того чтобы успешно сотрудничать внутри команды, важно стремиться к тому, чтобы понимать других участников и поддерживать их.
ВЫВОД:
Командная работа состоит из обязательных составляющих: общая единственная цель; грамотное распределение обязанностей среди участников, совместное выполнение индивидуальных функций детьми, то есть пространственное и временное совмещение этих функций, согласованность функций, определяемая их строгой последовательностью выполнения в соответствии с конкретной программой, которая должна учитывать действия каждого участника, положительные взаимоотношения между участниками.
Для того, чтобы командная работа ладилась, необходимо предотвращать и избегать возникновение конфликтов. Это позволит адекватно взаимодействовать с людьми в любом коллективе.