Антонина Штых
«Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами»
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе дошкольное образовательное учреждение должно стать открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды, осуществляющей взаимодействие с различными социальными группами, имеющими собственные интересы в сфере образования, реагирующей на меняющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности, предоставляющей широкий спектр образовательных услуг.
Публикация «„Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами“» размещена в разделах
Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.
Социальное партнёрство – это инструмент, с помощью которого представители различных субъектов, имеющих специфические интересы, организуют совместную деятельность.
Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:
• партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности;
• партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;
• партнерство со спонсорами, благотворительными организациями
Коллектив нашего детского сада строит связи с социумом на основе следующих принципов:
o добровольность,
o равноправие сторон,
o уважение интересов друг друга,
o соблюдение законов и иных нормативных актов.
o обязательность исполнения договоренности,
o ответственность за нарушение соглашений.
o учета запросов общественности,
o принятия политики детского сада социумом,
o сохранения имиджа учреждения в обществе,
o установления коммуникаций между детским садом и социумом.
Работая в условиях социального партнерства, мы создаём возможность расширять воспитательную и культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Внешние связи и взаимоотношения в нашем детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов.
Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя следующие направления:
• работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;
• взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры;
• взаимодействие с учреждениями здравоохранения;
• работу с семьями воспитанников детского сада.
Далее я расскажу, с какими задачами и какими формами осуществляется социальное партнёрство нашего детского сада с организациями села Хороль. (см. таблицу в презентации)
Одним из самых важных и ближайших партнёров являются семьи наших воспитанников.
В соответствии с Законом "Об образовании" одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в нашем ДОУ решается в трех направлениях:
1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, внедрение новых форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ
Основные задачи своей работы мы видим в следующем:
• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
• объединить усилия для развития и воспитания детей;
• создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
• поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципами взаимодействия с родителями являются:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
2. Индивидуальный подход.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
4. Серьезность и ответственность подготовки.
5. Динамичность.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников.
Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Ежегодно в сентябре воспитатели групп проводят анкетирование среди родителей воспитанников на тему “Социальный портрет семьи”. По результатам анкет составляется социальный паспорт семей воспитанников.
Работу с родителями педагоги нашего дошкольного учреждения реализуют через традиционные и нетрадиционные формы общения.
Традиционные формы подразделяются на коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы, индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому) и наглядно-информационные (выставки, стенды. ширмы, папки-передвижки).
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей Информационно-аналитические (Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»,
Досуговые (Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках)
Познавательные (Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей
Наглядно-информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек.
Одной из основных форм коллективной работы с родителями остается родительское собрание. Чтобы родители шли на собрания с интересом и желанием, мы показываем с помощью мультимедийной установки фотографии детей в группах, на праздниках, на конкурсах, родителей на ремонтах, на субботниках и т. д.
Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях, установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми, помогают досуговые формы организации общения.
В нашем детском саду регулярно проводятся праздники, постоянными гостями которых являются мамы, папы, бабушки и дедушки.
Сегодня мы празднуем День матери, и я думаю, что чествование матерей станет еще одной нашей теплой традицией. Все занятия и мероприятия в этот день посвящены теме материнства: дети рисуют маму, делают для нее подарки, познавательные занятия имеют преимущественно нравственную направленность.
Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.
Детским садом за последнее время были организованы конкурсы: “Волшебница-зима”- конкурс снежинок,
“«Осеняя пора, очей очарованье…»- конкурс осенних букетов,
конкурс на лучшее украшение группы к Новому году,
«Зеленый огонек».
фотовыставки: «Лето, ах, лето…», «Моя мама самая хорошая»,
«Будущие защитники» и «Наши красавицы».
Сейчас педагоги активно стали отправлять работы воспитанников на различные всероссийские творческие конкурсы, что стало возможным благодаря финансированию родителей.
Уже не первый год в нашем учреждении работает педагог-психолог.
Для выявления педагогической культуры родителей она в своей работе использует анкетирование, собеседование, тестирование. Как показал проведенный опрос, родители малокомпетентны в вопросах психического развития детей. Для психологического просвещения родителей в ДОУ педагог-психолог выступает на групповых родительских собраниях, проводит индивидуальные беседы и консультации, выставляет в раздевалках консультации и рекомендации, в подготовительной группе есть уголок «Советы психолога».
Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов для родителей. Ими являются информационные стенды, визитные карточки групп и детского сада, памятки, стенгазеты, творческие объявления, которые постоянно присутствуют в общении с родителями: о дне проведения утренников, родительских собраний, различных мероприятий. Чаще всего объявление носит официальный характер и оформлено в деловом стиле.
В этом году мы начали выпускать внутреннюю малотиражную газету детского сада «Радуга». Первый номер газеты мы посвятили осенним праздникам и экскурсии детей подготовительной группы в школу. В следующем номере планируем рассказать о том, как прошел праздник «День матери». Планируем выпуск газеты 1 раз в месяц.
Обязательное условие успешности социального партнёрства - информированность родителей о результатах деятельности, открытость, отчётность, подведение итогов, поощрение. Мы используем такие формы отчё тности: проведение «Дня открытых дверей», показ НОД для родителей, размещение информации о жизни детского сада в ежемесячной газете «Радуга», Публичный доклад на сайте Хорольского муниципального района.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада дает положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.