Наталья Головных
Взаимодействие ДОУ и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ – ПАРТНЕРСТВО.
Головных Н. А., воспитатель
МБДОУ детский сад№156 г. Иркутска
Сотрудничество - это комплекс взаимовыгодных отношений. Во все времена люди трудились над созданием механизмов сотрудничества и развязывания конфликтов. Эти методы используются во многих сферах жизни человека и общества для достижения целей определенного лица или группы людей. Зачастую именно совместная деятельность организаций, государств, предприятий приносит эффективный результат в той или иной сфере.
Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи» размещена в разделах
Сегодня понятие «сотрудничество» встречается не часто. Его заменил термин - партнерство. Но говорить об идентичности этих понятий вряд ли можно. Сотрудничество - это решение общей задачи совместными усилиями, при отсутствии какого-либо частного или корпоративного интереса. Партнерство - это решение коллективных проблем при одновременной реализации своих личных или узкогрупповых планов. Причем нередко это происходит за счет партнера.
Одним из главных качеств сотрудничества является отсутствие принуждения, будь то страх, внешнее давление или сложные жизненные обстоятельства. Оно дружелюбно, радостно и равноправно, оно лишено преимуществ. В древности говорили: «Сотрудничество — чаша солнечной радости!»
В документах ООН (Конвенция «О правах ребенка»; Всемирная декларация «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей».) семья рассматривается как основная ячейка общества, которая выполняет важные социально-экономические функции, обеспечивает естественную среду для материальной, финансовой и эмоциональной поддержки, необходимой для роста и развития его членов, особенно детей, а также для заботы о престарелых, инвалидах и немощных. Семья остается наиважнейшей средой сохранения и передачи культурных ценностей.
На протяжении всех периодов развития общества функцию воспитания постоянно осуществляла семья. Воспитательная роль семьи основывалась и основывается на инстинктивных стремлениях и действиях человека. Естественность тесной семейной жизни, удовлетворение потребностей, общность интересов старших и младших членов семьи заключают в себе неограниченные и бесценные возможности в воспитании подрастающего поколения. Именно в семье богатство жизненного опыта, знаний, навыков и умений передавалось от одного поколения к другому, от родителей к детям с помощью живого примера старших, уважения предков и их обычаев.
Семейное воспитание - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и дошкольное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и учреждения образования, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек. Эта зависимость давно используется на практике. Опытному педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребенком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семье вырастают дети. Семья и ребенок - зеркальное отражение друг друга.
Большинство семей сознает свою ответственность перед обществом за воспитание детей. Но еще не во всех семьях детей воспитывают правильно. Это объясняется различными причинами: незнанием родителями основ педагогики, недостаточным культурным уровнем части семей, влиянием пережитков прошлого. Немалое значение имеют трудности в установлении между отцом и матерью ребенка единства воспитательных воздействий, наличие которых чрезвычайно важно для полноценного развития ребенка, формирования его личности.
Типичным для современной семьи является стремление сочетать семейное воспитание с общественным, правильное понимание воспитательных функций общественных учреждений. Единство в воспитании, осуществляемое детским садом и семьей, обеспечивает определенную системность работы организма ребенка, выработку динамических стереотипов. При этом более успешно формируются нравственные чувства и представления ребенка, более прочными становятся навыки и привычки поведения, организованнее, целенаправленнее и радостнее его деятельность. Воспитательный процесс проходит с меньшими трудностями, ребенку гораздо легче овладевать установленными нормами, правилами. В толковом словаре Ожегова слово сотрудничать означает принимать участие в общем деле, работать вместе.
Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи предполагает наличие у родителей ответственности, а у воспитателей - семейной центрированности педагогической деятельности, основанной на рассмотрении ребенка только в контексте семьи. Основной путь налаживания такого сотрудничества - организация образовательного взаимодействия, результатом которого станет реализация целей и принципов личностно ориентированного образования дошкольников.
В программе воспитания и обучения в детском саду подчеркивается, что перед педагогическим коллективом дошкольных учреждений стоит задача распространять среди родителей педагогические знания, повседневно помогать семье правильно воспитывать детей, пропагандировать лучший опыт воспитания.
Таким образом, ребенок, получая первичную социализацию в семье, приобретает в дошкольном учреждении опыт: общения со сверстниками, сотрудничества с другими детьми и взрослыми, самостоятельной деятельности. Возможность заниматься гимнастикой, музыкой, изобразительным искусством и т. п. Воспитание в семье и работа педагогов в дошкольном учреждении дополняют друг друга, в результате чего ребенок получает гармоничное развитее.
Создание единого пространства воспитания ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо одни от других и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга. Поэтому, сотрудничество ДОУ с семьей необходимо в каком - либо общем деле, совместных действиях, в процессе по воспитанию детей.
Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно - образовательную работу в ДОУ. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и т. п.).
Литература
1. Воспитатели и родители: Из опыта работы. Сост. Л. В. Загик, В. М. Иванова. – М. : Просвещение, 1985. – 96 с.
2. Гуз А. А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образвания/ Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер»,2007.
3. Детский сад и семья / Н. Ф. Виноградова, Г. Н. Година, Л. В. Загик и др. ; Под ред. Т. М. Марковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1986. - 207 с.
4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – 2-е изд., испр-е и доп. – М. :Азь,1994.
5. Чечет В. В., Коростелева Т. М. Семья и дошкольное учреждение: взаимодействие в интересах ребенка. Минск «Университетское» 2000г.
6. Детский сад и семья : сотрудничество и взаимодействие М. М. Ярмолинская, А. А. Петрикевич. №2, 2001
7. Обруч, №1, 2008// Современный ребенок: семья плюс детский сад.
8. Взаимодействие детского сада и семьи В. И. Ермак. №6, 2001
9. Ребенок в детском саду, №2, 2005// Мир общения ребенка Л. А. Пенькова, Т. И. Самофалова, Г. М. Каратаева.