София Рамазанова
«Взаимодействие музыкального руководителя и семьи в вопросах музыкального образования дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
МБ ДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида №112»
«Взаимодействия музыкального руководителя и семьи в вопросах музыкального образования дошкольников»
Творческая разработка
Музыкальный руководитель :
Рамазанова С. Ш.
Краснодар 2012
Содержание
1. Пояснительная записка 3
2. Творческая разработка 5
2.1. Вечер развлечений в старшей
группе 5
2.2. Сценарий практикума по изготовлению из соленого теста
Публикация «„Взаимодействие музыкального руководителя и семьи в вопросах музыкального образования дошкольников“» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
игрушек для настольного театра «Колобок» 9.
2.3. Драматизация сказки «Репка» 11
2.4. Консультация для родителей «Упражнения для развития
речевого аппарата» 17
3. Список литературы 19
4. Приложение 20
4.1. Фотоматериалы
1. Пояснительная записка
Детский сад - первое общественное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Поэтому взаимодействие музыкального руководителя и семьи является актуальной темой в настоящее время. Основная цель этой работы - всестороннее и гармоничное развитие каждого ребенка. Кроме выступления на родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультаций мы стали использовать новые формы, такие как вечера вопросов, совместные праздники, где участвуют дети и родители, практикумы на которых принимают участие и дети, и родители, развлечения и спортивные праздники. Основное в этой деятельности вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы дифференцированной работы с ними, чтобы пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать участие родителей в различных мероприятиях, Многие родители принимают активное участие, а также лучше начинают понимать вопросы воспитания и развития детей в детском саду.
Важным фактором личностного развития ребенка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми, в первую очередь с родителями. Такие контакты помогают установить семейные праздники в детском саду.
Организация семейных праздников - одна из действенных форм сотрудничества детей, музыкального руководителя и родителей.
Одна из форм индивидуальной работы музыкального руководителя и родителей является - консультация. На консультациях родители получают ответы на интересующие их вопросы по музыкальному воспитанию детей. Также проводятся индивидуальные консультации для родителей, на которых музыкальный руководитель помогает найти более подходящие методы для музыкального воспитания детей.
Другая форма работы музыкального руководителя и родителей это проведение совместных развлечений, где принимают участие и родители и дети. При этом активность детей увеличивается, так как с ними играют, поют и танцуют родители. Родители помогают музыкальному руководителю в подготовке к развлечению, готовят медали, призы, совместно придумывают конкурсы.
Совместная подготовка и про ведение кукольных театров и драматизаций также играет большую роль во взаимодействии музыкального руководителя и родителей. Родители совместно с музыкальным руководителей
изготавливают декорации и костюмы, помогают, выучить слова постановки. Итогом является показ детьми драматизации на родительском собрании.
Все это помогает улучшить качество музыкального воспитания детей в детском саду и приводит к тесному взаимодействию музыкального руководителя и семьи.
Из этого следует, что тема данной разработки является актуальной и нуждается в систематизации для более эффективного педагогического процесса.
Целью данной творческой разработки является - систематизация работы музыкального руководителя с семьей.
Задачи:
1. изучить программно-методическую литературу по данной теме;
2. проанализировать данную литературу;
3. показать формы взаимодействия музыкального руководителя и семьи;
4. преодолеть препятствия в общении родителей и музыкального руководителя.
При использовании данной разработки у музыкального руководителя происходит установление тесного контакта с родителями и постоянного взаимодействие семьи и детского учреждения, а значит, происходит и более продуктивное воспитание всесторонне и гармонично развитого ребенка.
Творческая разработка
2.1. Вечер развлечений в старшей группе
(вечер проводится вместе с родителями)
Цель - приобретение родителями опыта проведения семейных развлечений
Задачи:
- создать эмоционально комфортную обстановку развлечения.
-научить родителей играть совместно с детьми.
-показать родителям доступные танцы, которые они могут танцевать с
детьми.
Оборудование: музыкальный центр, оформление: цветы и звезды, коробки, стулья по количеству участников, платочки, обручи, диски «Здоровье», канаты, мячи, спортивные палки.
Предварительная работа: изготовление оформления, разучивание танца «Танцуйте сидя», слушание детских песен, разучивание песни «Вместе весело шагать», разучивание танцев «Дружные пары», «Приглашение», чтение сказок которые используются по ходу развлечения, разучивание слов планеты с родителем, изготовление медалей для участников.
Ход вечера
Участников делят на две команды в каждой родители и их дети. На груди у одной команды приколоты цветочки, у другой звездочки. На центральной стене изображены цветы, на боковой звезды.
Ведущий (воспитатель) : Сегодня проводится встреча двух команд. В ходе ее мы узнаем, какая из них станет победительницей, тоесть самой ловкой, дружной, быстрой, музыкальной. Выступление команд будет оценивать жюри. А теперь команды поприветствуют друг друга.
Команды приветствуют друг друга. Начинается разминка, команды под музыку выполняют различные виды ходьбы (на носочках, змейкой) и бега (друг за другом, в рассыпную, змейкой). Далее идет музыкальной ритмическая композиция «танцуйте сидя»
МР. К. «Танцуйте сидя».
Ведущий: А сейчас мы начинаем конкурсную программу.
1 конкурс: Какая команда быстрее построится за своим капитаном. Под музыку бегают в рассыпную по залу. По команде ведущего построение за своим капитаном.
2конкурс: (музыкальный) звучат мелодии детских песен, родители участники разных команд - поочередно поют (один куплет песни, им помогают дети.
Песни: «Антошка», «Голубой вагон», «В траве сидел кузнечик», «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам», «В лесу родилась елочка», «Улыбка».
Затем все вместе поют песню «Вместе весело шагать»
Песня «Вместе весело шагать».
3 конкурс: (танцевальный) дети «цветочки исполняют танец «Дружные пары», дети «звезды» исполняют танец «Приглашение», Затем танцуют родители сначала одной потом другой команды, а жюри оценивает конкурс.
Ведущая: А теперь я объявляю строительный конкурс. От каждой команды выбирается по два ребенка. Они быстро строят «космический корабль» (строительный материал большие коробки). Обеим командам предлагается сесть в корабли и лететь в космос.
Ведущий: Пять, четыре, три, два, один - пуск. (звучит космическая музыка). Космонавты приближаются к неизвестной планете. Ведущий предлагает посадить корабли, выйти и осмотреться. Под музыку родители и дети ходят по залу. Появляется планета (один из родителей).
Планета: Ответьте, кто вы такие и как сюда попали?
Дети: Мы прилетели с планеты Земля.
Планета: С той самой большой голубой планеты, где зеленые деревья, зеленая трава, где растут красивые цветы. Я - хозяйка черной планеты. Мой любимый цвет - черный. Черные деревья, черная трава, черные цветы. хотите навсегда остаться на моей планете.
Дети: Нет
Планета: Не думайте, что так просто отсюда улететь. Вы должны ответить на мои вопросы.
(задает вопросы поочередно то одной, то другой команде)
1. В какой сказке есть слова «Встань передо мной как лист перед травой.»
(«Сивка-бурка»)
2. В какой сказке есть цветок, при помощи которого больной мальчик стал здоровым?
(«Цветик-семицветик)
3. В какой сказке есть слова «И пошла лиса домой не солоно нахлебавшись?»
(«Лиса и журавль»)
4. В какой сказке есть слова «Махнула правым рукавом ~ очутилось озеро большое, махнула левым рукавом - поплыли по озеру белые лебеди.»
(Царевна- лягушка»)
5. В какой сказке есть слова «Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Даренка да кошка Муренка»
(«Серебряное копытце»)
6. Кто написал эту сказку (П. П. Бажов).
Планета: Ну что ж, вы правильно ответили на мои вопросы. Летите на свою планету Земля.
Ведущая: Пять, четыре, три, два, один - пуск. Полет и приземление космического корабля.
Ведущая: Объявляю конкурс капитанов. (они выходят в центр зала)
Проводится конкурс «Кто быстрее и красивее повяжет платочек» Приглашаются две мамы. Они садятся на стулья, а дети по команде повязывают им платочки. Затем приглашают двух пап, капитаны с завязанными глазами повязывают им платки. Жюри подводит итоги.
Конкурс «Завяжи платочек».
Ведущий: Поиграй-ка, поиграй-ка наш веселый стадион,
С физкультурой всех ребят, всегда подружит он.
Если хочешь стать умелым, сильным, ловким, быстрым, смелым
Научись любить скакалки, обручи, мячи, и палки
Никогда не унывай, в цель мячами попадай,
Вот здоровья в чем секрет, будь здоров!
Все: Физкульт-привет.
Обе команды выстраиваются в зале. Начинаются соревнования:
-нужно пролезть в обруч (и детям и взрослым, обеим командам)
-двигаться на дисках «Здоровье»
-от каждой команды выходит мальчик и папа. Папы на четвереньках
продвигаются в одной сторону с сыновьями на спине.
-ребенок несет мяч, зажатый между коленями, в одну сторону, папа гонит мяч палкой в другую сторону.
-перетягивание каната: дети и взрослые «цветы» и дети и взрослые «звезды».
Жюри подводит итог. Побеждает дружба. Все получают медали. Организуется общий хоровод «Мама, папа, я дружная семья». Далее проходит чаепитие.
2.2. Сценарий практикума по изготовлению из соленого теста игрушек для настольного театра «Колобок»
Цель - обновление форм работы с родителями.
Задачи:
- научить детей совместно с родителями изготавливать колобка и соленого теста
-показать родителям вари анты игры в кукольный театр.
Оборудование: музыкальный центр, соленое тесто, лоскутки ткани.
Предварительная работа: разучивание песни «Веселые матрешки», подготовка соленого теста, разучивание слов колобка и песни колобка с родителем.
Ход практикума
Дети под музыку «В гостях у сказки» заходят в музыкальный зал и садятся за столы к своим родителям. Появляется матрешка в русском костюме.
Матрешка: Вы знаете кто я?
Дети: Да знаем, ты матрешка.
Воспитатель: Мы знаем про тебя песенку и сейчас тебе ее споем.
Песня: «Веселые матрешки».
Матрешка: Мне очень приятно, что вы меня знаете. Мне сказали, что в вашей группе много игрушек, вот я и пришла посмотреть на них. Какие они красивые (рассматривает выставку изделий из соленого теста). Кто же их сделал?
Воспитатель: Их делали дети нашей группы.
Матрешка: Вам, дети, нравятся эти игрушки. А вам родители.
Появляется колобок. (родитель и пет песню)
Матрешка: Здравствуй, колобок!
Колобок: (с грустью в голосе) Здравствуйте, здравствуйте.
Матрешка: А почему ты, колобок такой грустный?
Колобок: Как же мне не грустить?
Вот играют котята - вдвоем!
Вот резвятся щенята - вдвоем,
Скачут, скачут ягнята - вдвоем,
И гуляют цыплята - вдвоем.
Потому что в одиночку скучно - скучно.
И мне скучно одному катиться по лесу.
Матрешка: Как же, дети нам помочь Колобку? Давайте испечем колобков-друзей нашему гостю.
Матрешка раздает детям мешочки с соленым тестом. Затем дети с помощью взрослых изготавливают колобков. При этом обязанности распределяются так: дети лепят колобков, а взрослые вырезают из лоскутков ткани рот, глаза, щечки. Затем вместе с родителями собирают колобков.
2.3 Драматизация сказки «Репка» для детей старшей группы
Сказку дети показывают на осеннем празднике.
Цель: Приобщить родителей к постановке детской драматизации.
Задачи:
• Показать умения и навыки детей
• Преодолеть препятствия в общении родителей и детей
Оборудование: музыкальный центр, костюмы зверей.
Предварительная работа: разучивание текста с детьми, изготовление костюмов
Ход драматизации
Декорации деревенского домика, плетень, лавка. Под русскую народную мелодию выходит Репка, пляшет.
Репка: Уважаема в народе,
Я расту на огороде.
Вот какая я большая!
До чего же хороша я!
Вам с такой красавицей
Ни за что не справиться!
Репка гордо садится на приготовленный стул. Звучит музыка утра.
Ведущая: Жил в одной деревне дед
Вместе с бабкой много лет.
Выходят дед и бабка, садятся на лавку, беседуют.
Ведущая: Дождь прошел, не слышно грома,
В небе солнышко горит.
Вышел дедушка из дома
И бабуле говорит.
Тем временем дед выходит в центр.
Дед: Я смотрю, на огороде
Всё дождём полито вроде…
Почитаю-ка журнал!
Бабка: Лучше репку бы сорвал!
Я бы каши наварила…
Дед Ладно уж, уговорила!
Дед не спеша подходит к Репке, становится позади, берет ее за плечи, раскачивает вперед-назад – «тянет», поет:
Дед Дедка, дедка, посадил наш репку,
Крепко, крепко зацепилась репка.
Тянет-тянет, тянет-тянет, вытянуть не может,
Кто же, кто же, кто же, кто же дедушке поможет?
Дед Бабка! Иди репку тянуть!
Бабка Я ещё полы не мыла
И корову не доила,
В доме дел – невпроворот!
Но на помощь дед зовет!
Бабка кладет руки на плечи деду, «тянут» Репку, поют:
Тянем-тянем, тянем-тянем, вытянуть не можем,
Кто же, кто же, кто же, кто же нам теперь поможет?
Вместе Внучка! Иди репку тянуть!
Появление внучки с куклой в руках.
Внучка С новой куколкой играю,
Я её принаряжаю.
Дома дел невпроворот,
Но зовут на огород.
Повторяется сцена вытягивания репки и песня.
Вместе Жучка! Иди репку тянуть!
Появление Жучки.
Жучка Гав-гав-гав! Ну что такое?
Не найти нигде покоя!
Только прилегла – и вот,
Все зовут на огород!
Повторяется сцена вытягивания репки и песня.
Вместе Кошка! Иди репку тянуть!
Появление Кошки.
Кошка Мяу! Вы зачем зовете киску?
Угостить большой сосиской?
Все Нет!
Кошка Мяу, опять мне не везёт!
Ну что ж, пойду на огород!
Повторяется сцена вытягивания репки и песня.
Вместе Мышка! Иди репку тянуть!
Появление Мышки.
Мышка Нет! У Мышки – вы-ход-ной!
И не спорьте вы со мной!
В парк иду я, на качели.
Что молчите, онемели?
Во время этих слов все герои удивленно переглядываются, затем возмущаются:
Все Мышка сказок не читает,
Ничегошеньки не знает!
Жучка Ты за Кошку ухватись!
Кошка Ну скорей…
Мышка За Кошку? Брысь!
Кошка с испуганным «Мяу!» прячется за спины остальных.
Дед (сердито) Мышка, ты забыла, что ли,
Кто у нас хозяин в доме?
Становись скорее в ряд!
Мышка жеманно становится перед Репкой.
Все Мышка! Не сюда! Назад!
Мышка капризничает, не хочет уходить назад.
Дед Погоди, вот рассержусь!
Мышка (умильно сложив лапки) Всё, дедуля, становлюсь!
Все герои поют:
Тянем-тянем, тянем-тянем, вытянуть не можем,
Тянем-тянем, тянем-тянем…Вытянули Репку!
Репка встает, все на радостях пляшут вокруг неё, затем становятся в ряд лицом к зрителям.
Бабка Вот и Репка наша здесь!
Мышка Ой, как хочется поесть!
Внучка Дружба – вот в чём наша сила!
Все вместе Это дружба победила!
Бабка Кушай на здоровье, Дед,
Долгожданный свой обед!
Внучка Угости и Бабку с Внучкой.
Жучка Косточкой попотчуй Жучку.
Кошка Молочка дай в миску Кошке.
Мышка Мышке зёрен дай немножко.
Все вместе И закатим целый пир
Развесёлый на весь мир!
Поклон.
2.4. Консультация для родителей «Упражнения для развития речевого аппарата»
Цель: развитие речевого аппарата дошкольников.
Задачи:
-показать родителям варианты упражнений для развития дикции и дыхания.
Ход консультации
Для многих детей характерны общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата, невыразительность и монотонность речи, проглатывание начала и конца слов. Для того чтобы избежать этого есть специальные игры и упражнения, развивающие дыхание, освобождающие мышцы речевого аппарата, формирующие четкую дикцию.
Прежде всего, детей необходимо научить делать бесшумный вдох через нос, не поднимая плечи, и плавный, ровный, без напряжения и толчков выдох. Для этого можно использовать упражнение:
«Игра со свечой»
Цель - развитие правильного речевого дыхания.
Ход игры: ребенку предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии.
Задача состоит в том, чтобы не погасить свечу, а только заставить «танцевать» пламя. Вдох делается тонкой, упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем.
Чтобы голос звучал свободно, необходима тренировка мышц всего речевого аппарата. Для этого есть специальные артикуляционные, дыхательные и дикционные упражнения.
Артикуляционные упражнения:
• «Конфетка» - губы сомкнуты, языком за ними перемещаем
«конфетку» вправо - влево, вверх - вниз, по кругу.
• «Колокольчик» - рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика.
• «Уколы» - острым кончиком языка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.
• «Самый длинный язычок» - высунуть язык как можно дальше и попытаться достать им до носа и подбородка.
Упражнения на дыхание:
• «Дует ветер» - поднести ладонь подуть на нее, сначала слабый ветер, ребенок дует потихоньку, затем сильный ветер.
• «Листочек» - объяснить, что ребенку на ладонь упал листочек, и попросить сдуть его с ладошки, а для этого нужно сделать отрывистый, короткий выдох.
• «Летит комар» - зззз!.
• «Метет метель» - шшшш!.
• «Кошка сердится» - фффф!.
• «Заводится мотор» - рррр!.
• «Летит пчела» - жжжж!.
Упражнения для правильной дикции:
Предложить, чтобы ребенок сел на маленькую машинку и поехал, затем пересел на большую грузовую машину и поехал. Затем предложить ребенку пересесть на лошадку и поскакать. Машину и лошадку изображать голосом.
Еще один вид упражнений это скороговорки, они помогают формировать правильное произношение артикуляцию, помогают детям быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.
СКОРОГОВОРКИ
- Шесть мышат в камышах шуршат.
- Слишком много ножек у сороконожек.
- Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
- Сшила Саша Сашке шапку.
- у калитки - маргаритки,
подползли к ним три улитки. - Бобр добр для бобрят.
- Еле - еле Лена ела, есть из лени не хотела.
- у четырех черепашек четыре черепашонка.
3. Список литературы
1. Бондаренко, И. В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста / И. В. Бондаренко. - М. : Айриспресс, 2007. -144с.
2. Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учебное пособие для студентов педагогических институтов / Н. А. Ветлугина, А. В. Кинеман. - М. : Просвещение, 1983.- 255с.
3. Евдокимова, Е. С. Детский сад и семья : Методика работы с родителями / Е. С. Евдокимова, Н. В. ДоДокина, Е. А. Кудрявцева. - М. : МозаикаСинтез, 2007. -144с.
4. Маркова, Т. А. Детский сад и семья / Т. А. Бондаренко. - М. :
Просвещение, 1981.- 234с.
5. Островская, Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников / Л. Ф. Островская. - М. : Просвещение, 1987.- 165с.
6. Поляк, Л. Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок / Л. Я. Поляк. - СПб. : Детство-Пресс, 2001.- 48с.
Приложение
Драматизация сказки «Репка»