Ольга Пышенко
«Взаимодействие педагогов и родителей в определении и развитии способностей детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время вопрос о выявлении и развитии детской одаренности приобрел особую актуальность. Дошкольное детство представляется, как особенное уникальное социокультурное явление, в котором происходит многогранное развитие личности, ценность которого состоит в том, что заложенный в этот короткий период жизни фундамент имеет непреходящее значение для всего последующего развития ребенка.
СЛАЙД № 4
Публикация «„Взаимодействие педагогов и родителей в определении и развитии способностей детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Научно доказано, что «…одаренность и способности не бывают врожденными. Врожденными могут быть только задатки, которые при соответствующем их развитии могут стать способностями, а те в свою очередь, - одаренностью». Таким образом, можно утверждать, что развивать задатки одаренности можно и нужно в раннем детстве.
Прежде всего, необходимо создание условий:
СЛАЙД № 5, 6, 7, 8
1. Наличие специально подготовленных высококвалифицированных воспитателей и педагогов дополнительного образования.
2. Наличие богатой предметно – развивающей среды.
3. Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку.
4. Наличие системы.
В своей работе мы руководствуемся следующими принципами.
1. Преемственность, реализуемая в процессе сотрудничества педагогов и родителей.
2. Учет сензитивности дошкольников.
3. Индивидуальный подход,
4. Своевременное начало.
5. Возможность выбора.
6. Комплексный подход.
7. Рациональное соотношение индивидуальной и коллективной деятельности ребенка.
Одаренность формируется в ходе жизни, благодаря усвоению общественного опыта, и этот процесс неотделим от индивидуальных особенностей человека, данных природой.
Поэтому очень важно вовремя заметить и поддержать ростки дарований, чтобы они не погибли, не ослабли. А для этого ранняя диагностика способностей и одаренности необходима как воздух. Она проводится в нашем дошкольном учреждении и включает в себя специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию способностей у детей.
СЛАЙД № 9
Программа для таких детей осуществляется в три этапа:
СЛАЙД № 10
1. Диагностический – предполагающий раннюю диагностику способностей и одаренности детей. В зависимости от поставленной цели планируются психодиагностические процедуры. К ним относятся: наблюдение за ребенком в процессе занятий, свободных игр, опрос взрослых, тестирование, анализ работ ребенка.
СЛАЙД № 11
2. Развивающий этап предполагает :
- развитие творческого мышления, воображения и эмоционального мира ребенка;
- тренинговые занятия, позволяющие творчески развивать зрительные, слуховые, обонятельные и тактильные восприятия ребенка.
СЛАЙД № 12
3. Заключительным этапом работы является выявление результативности развивающих занятий.
Важным дополнением в работе с детьми, имеющих предпосылки одаренности, является привлечение родителей. Организуется совместная работа специалистов, воспитателей и родителей по достижению положительного результата в развитии способностей. (СЛАЙД № 13, 14)
2. Танец в исполнении детей подготовительной группы «Весеннее настроение» 3. Просмотр фильма «Совместная работа специалистов воспитателей и родителей по достижению положительного результата в развитии способностей» ( ответственная: Пышенко О. А. старший воспитатель). (Приложение) Фильм в сопровождении показа музыкальных номеров и театрализованного представления.
Педагог – психолог является координатором действий воспитателей, специалистов и родителей. Считает, что для построения гуманных отношений, которые помогут ребенку выразить свое творческое начало и быстро восстановить душевное равновесие, родителям необходимо иметь в своем арсенале игры, которые «лечат». В основе таких игр лежат положительные эмоции и непосредственные ощущения, что позволяет намного быстрее и надежнее достичь желаемой цели: развитие ребенка и сохранение его психического здоровья. На занятиях по коррекции детско – родительских отношений, родители знакомятся с играми, развивающими мимическую выразительность, телесные и тактильные ощущения, умение управлять своим дыханием, процессами расслабления и возбуждения: «Волшебный сон», «Яблоня», «Лисичка», «Дождь в лесу» и другие игры.
Музыкальный номер в исполнении детей второй младшей группы, песня «Птичка».
Музыкальные руководители считают, что развитие детей, как в дошкольном учреждении, так и в семье должно преследовать единые цели и задачи, которые обеспечат ребенку развитие музыкальных способностей. В личных беседах с родителями, имеющих детей с высоким уровнем музыкальности, музыкальные руководители стараются мотивировать их к помощи детям, к поощрению их стараний и достижений, а так же к содействию дальнейшего обучения детей в системе музыкального образования. Музыкальные руководители отбирают материал для детей с более высоким уровнем сложности, и если родители поддерживают педагогов в стремлении развития музыкальных способностей, то и результат превосходит все ожидания. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала.
Музыкальный номер в исполнении воспитанницы старшей группы и ее папы, песня «Мой папа».
Дети дошкольного возраста еще не умеют ясно выражать свои мысли, но зато они умеют и любят рисовать, лепить, творить, мечтать. Наиболее распространенным видом арт – терапии является рисование. Воспитатель ИЗО считает, что рисование – эффективный способ самовыражения и самоутверждения. Для педагога важно, чтобы занятия наших детей были необычны и праздничны, помогали уверовать детям в свои силы и способности. Воспитатель ИЗО широко применяет индивидуально – личностный подход к ребенку, стимулирует его творческую деятельность. Практически каждого ребенка можно научить рисовать, но это не значит, что каждый может стать профессиональным художником. Задача педагогов ДОУ – с любовью зажечь творческий огонек в ребенке, поддержать его и умело направить.
Музыкальный номер в исполнении детей старшей группы, танец «Матрешки».
Совместно с педагогами, инструктор по физической культуре обеспечивает физическое развитие детей, считает, что для ребенка необходима двигательная активность с первых дней его жизни. Задача взрослых создать такие условия, чтобы ребенок как можно больше двигался, чтобы его окружало организованное двигательное пространство. Немаловажную роль играет работа с родителями, проведение совместных мероприятий, эстафет, Дней здоровья. Наиболее оптимальным видом физической активности является плавание. В основу занятий в бассейне педагог взяла игровой метод. В игре ребенок познает мир, отвлекается от процесса обучения, включается в игру и вместе с персонажами игр и игрушками осваивает водное пространство, преодолевая психологические проблемы и страхи. Педагог считает, что добьется успеха ни тогда, когда несколько воспитанников займут призовые места на соревнованиях, а тогда, когда практически все выпускники детского сада на том или ином уровне освоят водное пространство и с удовольствием посещают занятия. Далеко не все из тех, кто посещает бассейн, станут чемпионами, да и вообще спортсменами – пловцами, но навыки, приобретенные в детстве сохраняются на всю жизнь. Научиться плавать – большое счастье, но и большой труд. Так пусть игра поможет сделать этот труд легче и приятней.
Музыкальный номер в исполнении воспитанницы подготовительной к школе группы, песня «Кукушка».
Большую работу с родителями ведут педагоги. На круглых столах, родительских собраниях, беседах, мастер – классах, консультациях, воспитатели пропагандируют психологические занятия об одаренности, что побуждает родителей выбирать наиболее эффективный способ общения с собственными детьми и развивать их способности. Помощь педагогов и родителей друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития неоценима. Родители непосредственно участвуют в организации педагогического процесса, являются незаменимыми помощниками и партнерами воспитателям. Педагоги создают такие условия, чтобы у всех участников воспитательно – образовательного процесса возникла личная готовность открыть самого себя в какой – то деятельности, мероприятии. В этом отношении чрезвычайно эффективной формой демонстрации достижений ребенка является детский праздник. Подготовка и проведение праздников позволяют привлечь и родителей : с одной стороны, услышать их рекомендации и пожелания, с другой – вовлечь их в разработку сценария, изготовление костюмов, пригласить к выступлениям, порекомендовать им, как работать с ребенком, развивая его творческие способности и прикладные умения. При совместной деятельности детей, педагогов и родителей каждый из праздников превращается в событие, позволяющее детям испытать чувство успешности, что стимулирует дошкольника к последующей деятельности, способствующей его саморазвитию, помогающей открыть себя, а родителей убеждает в важности и необходимости оказания помощи и поддержки своему ребенку. Педагоги считают, что родители одаренного ребенка должны быть достаточно информированы, мотивированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей.
Театрализованное преставление в исполнении детей второй младшей группы и средней группы, «Маша и три медведя».
Ко всему вышесказанному хотелось бы добавить, что как бы мы ни рассматривали роль и вес природно – обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения на развитие личности и одаренности ребенка, значение семья является решающим.