Лучший педагог года

Эффективная практика организации деятельности дошкольников в пространстве мини-музея (10 фото)

Лидия Меркушева
Эффективная практика организации деятельности дошкольников в пространстве мини-музея

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района

Санкт-Петербурга.

Методическая разработка

«Эффективная практика организации деятельности дошкольников

в пространстве мини-музея».

Автор:

Меркушева Лидия Владимировна

инструктор по физической культуре

первой квалификационной категории.

Санкт-Петербург

2024г.

Публикация «Эффективная практика организации деятельности дошкольников в пространстве мини-музея» размещена в разделах

«Эффективная практика организации деятельности дошкольников в пространстве мини-музея».

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга.

Наш детский сад имеет приоритетное направление по физическому развитию, поэтому тема спорта для нас наиболее актуальна.

При создании мини-музея мы опирались на то, что ведущая деятельность дошкольника-это игра. Одна из первых детских игрушек-мяч. С помощью игр с мячом ребенок укрепляет физическую форму и вестибулярный аппарат, развивает ловкость, внимание, координацию. Это универсальная игрушка для детей раненого и дошкольного возраста : именно в первые семь лет детства мяч выполняет не только развлекательную, но и развивающую функцию. Основываясь на данные факты, было решено создать мини-музей «ПЛАНЕТА-МЯЧЕЙ».

Цель практики.

Цель практики, приобщать большее количество педагогов к работе по созданию мини-музеев в ДОУ.

Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Каждый мини-музей-результат общения, совместной работы педагогов, детей и их семей. Создание мини-музеев может стать отдельным проектом детей, родителей и воспитателей одной группы или всего дошкольного учреждения.

Актуальность внедрения музейной педагогики в образовательный процесс обусловлена соответствием основных характеристик музейной педагогики, как современной образовательной технологии:

имеет богатый содержательный и методологический аспект;

представляет собой ресурс интеграции образовательных областей в предметно-развивающее пространство ДОУ;

несет потенциал развития дошкольника во всех видах детской деятельности;

отличается наличием партнерской позиции взрослого и ребенка (диалоговый, субъектный характер отношений);

дает возможность целенаправленного развития и совершенствования коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций дошкольника;

реализует принцип интерактивности предметной среды, позволяющий наладить совместную исследовательскую деятельность.

Наш мини-музей дает возможность :

воспитывать любовь к родному городу Санкт-Петербургу.

воспитывать интерес к физической культуре и спорту;

расширять кругозор и социализацию дошкольников;

осуществлять пропаганду здорового образа жизни;

приобщать к музейному искусству.

Цели и задачи интерактивного мини-музея :

Создание развивающей среды в ДОУ, как средства активизации познавательных интересов, воспитания положительных черт личности, общей культуры, развития двигательных способностей дошкольников.

Возможность использовать экспозицию музея,

Привлечения внимания детей и их родителей к физической культуре и спорту.

Применение в ходе экскурсий по музею теоретических сюжетов.

Знакомство детей с содержанием и правилами спортивных игр с мячом.

Обеспечение оздоровления и физического развития детей в соответствии с их возрастной физиологией.

Участники проекта:

Воспитанники детского сада

Воспитатели

Родители

Специалисты (муз. руководитель, психолог, инструктор по физ.)

Основные направления мини-музея.

Мячи разных видов спорта.

Разновидности мячей.

Исторические сведения о мячах.

Спортивные игры с мячом, разработанные специально для дошкольников.

Предполагаемый результат:

Получение детьми знаний, умений, опыта, развивающие их нравственно, эстетически, физически.

Знания правил поведения в музее.

Умение бережно относиться к экспонатам.

Содержание работы, этапы.

I Организационный.

Экскурсии в школьные музеи нашего района.

Составление плана.

Проведение бесед с детьми.

Информационный блок-определение темы, выбор места расположения музея, изучение литературы.

II Основной.

Оформление демонстрационных материалов по видам спорта с мячом.

Оформление мини-музея и подбор экспонатов.

Знакомство с содержанием и правилами спортивных игр с мячом.

Использование мяча на занятиях, на прогулке, в самостоятельной деятельности детей.

Оформление материалов для педагогического просвещения родителей и воспитателей.

Показ мультипликационных фильмов с мячом.

Подготовка и показ презентации для детей про мячи.

III Заключительный.

Проведение итоговых мероприятий.

Анализ проведенной работы.

Выявление плюсов и минусов с целью учета в дальнейшей работе.

Для того чтобы достичь положительного результата в работе мини-музея, нужна поддержка и взаимодействие всех участников воспитательного процесса; детей, родителей, педагогов и администрации сада. Все вместе мы собирали материал и работали над экспозицией, дети и родители участвовали в создании большой энциклопедии мячей. В мини-музее имеются экспонаты, сделанные своими руками, что для нас очень ценно.

Методический процесс организации мини-музея в саду-очень увлекательный и трудоёмкий процесс, включающий в себя организацию предметно-пространственной среды мини-музея, подбор художественно-дидактических пособий. Дети подготовительных групп совместно с педагогами составили и оформили кроссворды. Для долговечного и многоразового использования они заламинированы. Раскраски для малышей, игры лабиринты, карточные, настольные игры и многое другое, с учетом разного возраста детей. ПРИЛОЖЕНИЕ1

Мини-музей-это часть развивающей среды детского сада. Педагоги используют материалы мини-музея в своей работе, дети более подробно могут познакомиться с представленными мячами, поиграть, задать интересующие вопросы, познакомиться с новыми играми.

Мини-музей мобилен, что позволяет использовать экспонаты в повседневной педагогической работе и организации досуговых мероприятий.

Правильно организованное музейное пространство-залог успешной и увлекательной работы нашего коллектива и семей воспитанников.

На стене расположен стенд, в нем целая история от древних времен происхождения мяча до современности. Стенд-подсказка, любой взрослый может провести вводную мини экскурсию, узнать что-то новое и интересное- очень удобно для родителей и педагогов.

Экскурсии неотъемлемая часть мини-музея, они способствуют:

Выявлению творческих способностей детей,

Расширению представлений о содержании музейной культуры,

Развитию начальных навыков восприятия музейного языка,

Созданию условий творческого общения и сотрудничества.

В учреждении проводятся обзорные и тематические экскурсии. Большое внимание мы уделяем подготовке наших маленьких экскурсоводов-дети- детям.

В детском саду три площадки, поэтому работа экскурсоводов очень важна.

Тем, кто пришел к нам впервые мы рассказываем о правилах поведения в мини-музее : можно все потрогать, но не испортить экспонат, задать интересующие вопросы, получить интересный опыт интерактивного общения.

Таким образом наш мини-музей «ПЛАНЕТА МЯЧЕЙ» позволяет вести разноплановую работу с детьми, применяя различные методики. Родители активно участвуют в жизни и дальнейшем развитии мини-музея.

В процессе работы с детьми в мини-музее мы отобрали и адаптировали к своим задачам ряд известных игр с мячом, а также разработали собственные, которые представлены в мини-музее.

Мини-музей «ПЛАНЕТА МЯЧЕЙ» предполагает не только погружение детей в мир спорта, но и дает сенсорный опыт. В процессе освоения элементов экспозиции идет приобщение детей к разным видам спорта с мячами.

С целью создания у детей мотивации заниматься физической культурой и спортом, формирования привычки к здоровому образа жизни, а также привлечения родителей к формированию и закреплению у детей навыков здорового образа жизни, повышения знаний о культуре здоровья в ГБДОУ детского сада № 3 разработан и реализован краткосрочный проект «Мой веселый звонкий мяч».

Примерный сценарий проекта «Мой веселый звонкий мяч».

Характеристика проекта:

По форме-познавательно-игровой

По типу-социальный

По виду-оздоровительный

По длительности-краткосрочный

Участники проекта:

Воспитанники детского сада

Педагоги

Инструктор по физическому развитию (специалисты)

Родители

Актуальность проекта:

Мяч знаком всем с раннего детства. Одними из первых основных движений у ребенка являются хватание, схватывание, бросание, позднее используемые в манипуляциях с мячом-метание и ловля. Именно мяч является первым средством, связывающим, по мнению Ф. Фребеля, внутренний и внешний мир ребенка. Ушли в прошлое игры с мячами, а ведь именно в этих играх развивается ориентировка в пространстве, регулируется сила и точность броска, развивается глазомер, ловкость, быстрота реакции; нормализуется эмоционально-волевая сфера, что особенно важно, как для малоподвижных, так и для гиперактивных детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма-легких, сердца, улучшают обмен. Поэтому так необходимо знакомить детей с разновидностью мячей и подвижными играми с ним в помещении и на улице.

Цель:

Обогащение и расширение двигательного опыта и кругозора детей посредством знакомства с разнообразием мячей и обучением действиям с ними.

Задачи:

углублять знания детей о различных видах мячей, дать представление об их разнообразии, свойствах, игровых функциях;

формировать навыки работы с мячами разного размера, веса, фактуры; развивать самостоятельность в выполнении игровых упражнений с ними;

познакомить детей с народными и спортивными подвижными играми с мячом;

создать эмоционально положительный отклик у детей;

обогатить пассивный и активный словарный запас детей;

упражнять в умении действовать по инструкции;

заинтересовать родителей в использовании мяча в играх с детьми дома.

Необходимые ресурсы:

Ресурсы ИКТ

Игротека

Электронное-техническое оборудование.

Мини-музей «ПЛАНЕТА МЯЧЕЙ»

Реализация проекта:

1 этап-подготовительный.

Изучение методической литературы по данной теме.

Разработка плана работы с родителями по теме проекта.

Подбор художественной литературы.

Разработка плана работы с детьми: подбор дидактических, подвижных игр с мячом.

Оформление брошюры для родителей: «Школа мяча для родителей».

2 этап-практический.

Работа с детьми.

Рассматривание иллюстраций.

Беседа, чтение художественной литературы-разучивание стихотворения С. Маршака «Мой веселый звонкий мяч»

Проведение игр с мячом на занятии по физическому развитию.

Самостоятельная продуктивная деятельность.

Познавательно-исследовательская деятельность.

Индивидуальная деятельность.

Работа с родителями.

Оформление наглядной информации. Буклет «Играем дома» (содержит подвижные игры для дома и улицы с мячом)

Совместная деятельность родителей и детей.

3 этап-обобщающий.

Проведение итогового-игрового мероприятия. Посещение мини-музея «ПЛАНЕТА МЯЧЕЙ».

Продукт проекта:

Пополнение и улучшение материально технической базы ( создание предметно-образовательной среды в данном направлении: картотека игр с мячами и. т. д.).

Организация выставки рисунков «Мой весёлый, звонкий мяч».

Примерная таблица плана реализации проекта.

Дата/группа Содержание работы Ответственные

Утро

Игры с мячами в различных режимных моментах.

Разучивание стихотворений/ разгадывание загадок о мяче.

Проведение подвижных игр с мячом.

Беседа с детьми и посещение мини-музея «ПЛАНЕТА МЯЧЕЙ».

Воспитатель

Инструктор по физической культуре

Вечер

Подвижные игры с мячом.

Раскрашивание/рисование и организация выставки рисунков «Мой веселый звонкий мяч»

Педагогическое просвещение родителей (консультация, буклет)

Воспитатель,

дети, родители

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методические разработки.

1.

Эффективная практика организации деятельности дошкольников в пространстве мини-музея

Энциклопедия «Планета Мячей».

Самодельная, красочная книга доступная для восприятия детей не только старшего дошкольного возраста, но и более младшего возраста. В нее входит небольшая, но интересная история появления мяча и игр с ним.

Совместная работа детей и их родителей: поиск информации, составление небольшого рассказа с картинками.

QR-код в оглавлении-вся информация по определенному экспонату для быстрого ее распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне.

2.

Фото №1 Методическая разработка Эффективная практика организации деятельности дошкольников в пространстве мини музея

Дидактическая игра «Спортивное лото».

Лото это очень простая и увлекательная настольная игра. С помощью него можно легко познакомить детей с видами спорта и спортивным инвентарем, закрепить знания быстро и интересно.

Настольно-печатная игра,

сделанные своими руками.

Оборудование (комплект игры) :

Ламинированные карточки 16 шт., игровое поле-4шт. Слева каждого игрового поля изображены картинки. Четыре поля с картинками, обозначающими вид спортивной игры с мячом: бадминтон, баскетбол, бейсбол, гольф. На эти поля дети помещают картинки, которые указывают на данный вид игры с мячом.

Предназначена для детей: 3-7 лет.

3.

Фото №2 Автор Меркушева Лидия Владимировна инструктор по физической культуре первой квалификационной категории

Дидактическая игра «Лабиринт»

Дидактическая игра «Лабиринт» относится к категории игры с правилами для детей.

Настольно-печатная игра развивает пространственное мышление и зрительное восприятие, обучает умению анализировать, делать логические выводы, развивает мелкую моторику, внимание, память.

Настольно-печатная игра, сделанные своими руками.

Оборудование (комплект игры) :

Ламинированные карточки формата А5 с изображением лабиринтов различной сложности и конфигурации. Ребенок может двигать по листу пальцем, либо вести линию, используя стираемый маркер.

Предназначена для детей: 3-7 лет.

4.

Фото №3 Санкт Петербург г

Развивающие раскраски для детей.

«Мяч». «Игры с мячом.»

Раскраска-картинка для раскрашивания формирует у ребёнка множество навыков и умений. Раскраски помогут ребё нку развить: внимательность, сообразительность, сосредоточенность, усидчивость, моторику, воображение, творческую фантазию и пространственное мышление.

Оборудование:

Разнообразные детские развивающие раскраски формата А5, карандаши, мелки, фломастеры, краски.

Предназначены для детей: 3-7 лет.

5.

Фото №4 Наш детский сад имеет приоритетное направление по физическому развитию поэтому тема спорта для нас наиболее актуальна

Дидактическая игра «Кроссворд в картинках».

«Игры с мячом».

Это задание поможет пополнить словарный запас по теме «Спортивные игры с мячом», также будет способствовать развитию логического мышления и внимания. Необходимо посмотреть на изображения и вписать свой ответ в клеточки кроссворда. Направление написания слов обозначено цифрами в квадратных рамках.

Правильные ответы: лапта (1, лягушка (2, футбол (3, теннис (4, баскетбол (5, пушбол (6, крикет (7, регби (8). Разгадав кроссворд, ребенок сможет узнать «секретное слово», размещенное по вертикали. «Секретное слово» : Игра «ПЯТНАШКИ» (9)

Это отличная тренировка для памяти, способ выучить новые слова.

Оборудование:

Карточка формата А4, карандаш.

Предназначены для детей:

Младшего возраста совместно со взрослыми,

с 6-7 лет самостоятельно.

Мини-музей

При создании мини музея мы опирались на то что ведущая деятельность дошкольника это игра Одна из первых детских игрушек мяч С помощью игр с мячом ребенок укрепляет физическую форму и вестибулярный аппарат развивает ловкость внимание координацию Это универсальная игрушка для детей раненого и дошкольного возраста именно в первые семь лет детства мяч выполняет не только развлекательную но и развивающую функцию Основываясь на данные факты было решено создать мини музей ПЛАНЕТА МЯЧЕЙ
Публикации по теме:

Фотоотчёт о драматизации в предметном пространстве мини-музея «Пасхальное чудо!» с детьми старшего дошкольного возрастаФотоотчёт о драматизации в предметном пространстве мини-музея «Пасхальное чудо!» с детьми старшего дошкольного возраста 26 апреля МБДОУ «ЦРР-д. с. №20»-пригласил в гости молодых воспитателей и представил опыт работы в направлении-музейная педагогика. В рамках.

Оформление мини-музея «Русская изба»Оформление мини-музея «Русская изба» Предлагаю фото отчёт первоначального оформления нашей "Русской избы", в рамках реализации проекта "Русская изба" Мы пока не все элементы.

Фотоотчет о создании мини-музея «Погремушки»Фотоотчет о создании мини-музея «Погремушки» Фотоотчет о создании мини – музея «Погремушки». Дили – дон, дили – дон! Звон идет со всех сторон. Так звенят у нас игрушки – Погремушки.

Клубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольниковКлубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Слайд 2 Одной из важнейших задач дошкольного периода является.

Технология макетирования как эффективная форма организации образовательного пространства в ДОО. Сценарий мероприятияТехнология макетирования как эффективная форма организации образовательного пространства в ДОО. Сценарий мероприятия Мастер-класс «Технология макетирования как эффективная форма организации образовательного пространства в детском саду» Выходят под музыку.

Паспорт мини-музея «Мы родом из России»Паспорт мини-музея «Мы родом из России» 1. ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ Наименование мини-музея: «Мы родом из России» (народные промыслы, старинные вещи, предметы быта и культуры России).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эффективная практика организации деятельности дошкольников в пространстве мини-музея
Опубликовано: 2 февраля 2024 в 17:53
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД