Квест-игра как эффективная форма организации работы с детьми старшего дошкольного возраста

Любовь Чепкасова
Квест-игра как эффективная форма организации работы с детьми старшего дошкольного возраста

На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и их родителями, в основе которых, лежит активизация первых и включение вторых в непосредственное участие в образовательный процесс ДОУ. Хорошо они сочетаются в квест - технологии, или как его еще называют образовательный квест. Квест-технология знакома многим педагогам как игра по станциям.

«Квест» обозначает игру, это поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого игрока.

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка, проявления инициативности как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДОУ.

В образовательном процессе квест - это специально организованный вид исследовательской деятельности, где воспитанники осуществляют поиск информации по указанным адресам (в реальности, включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий и пр.

При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет сам сюжет, и то образовательное пространство, где будет проходить игра. Квесты бывают:

• компьютерные игры-квесты;

веб-квесты;

медиа-квесты;

квесты на природе;

• комбинированные.

Воспитательные и образовательные цели и возможности квест-технологии для старших дошкольников. Различают несколько видов обучающих и воспитательных процессов, ведь в большинстве случаев педагог является не только учителем, но и нравственным наставником.В общей классификации выделяют следующие:

• линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);

• штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения учебной задачи);

• кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек).

В целом, если посмотреть на такие обучающие процессы, можно отметить, что квест-технологии в дошкольном учреждении имеют ряд сходств с компьютерными играми, на основе которых они, собственно, и построены.

Во время проведения квест – игр педагогу предоставляется возможность в естественной игровой среде получить информацию об особенностях личностного развития детей, их интересах, склонностях и способностях, как ребенок себя проявляет, как добивается своих целей, как работает в команде, как поступает в критической ситуации. Анализ наблюдений позволяет педагогу спланировать коррекционную работу, обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности ребенка.

Квест – это увлекательная приключенческая игра для детей.

Чтобы достигнуть определенной цели, необходимо решать самые разные задачи,

Задачи могут быть: творческие, активные, интеллектуальные и т. п. Особенно значимо, что квесты могут проходить как в закрытом пространстве (группа, помещение детского сада, так и на улице, на природе (участок детского сада, охватывая все окружающее пространство.

Можно считать, что первые квесты появились еще в эпоху древних цивилизаций и сопровождают человечество все его историю. Ведь, квест – это головоломка, а головоломки людям приходилось разгадывать во все времена. В разное время люди пытались отыскать клад, зарытый пиратами и оставившими зашифрованную карту, и верили, что можно найти сказочное дерево или какой – либо предмет, которые могут принести счастье и т. п.

С самого начала квеста участникам предлагают окунуться в тайну. Поиск ответа настолько захватывает детей, что откладывает сильное впечатление на их дальнейшую жизнь.

Суть любого квеста состоит в последовательном поиске как можно большего количества целей. Во время игры персонажи оказываются в определенной ситуации и получают задание, которое им предстоит выполнять – искать клад, раскрывать тайны, бороться за сокровища, спасаться от различных бедствий и катастроф и т. д. Для этого участникам игры приходится взаимодействовать друг с другом, анализировать имеющуюся информацию, использовать ловкость, эрудицию и все свои умения. В ходе квеста у детей происходит развитие по всем образовательным областям,и реализуются разные виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, игровая, изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Длительность квестов варьируется от 30 минут до нескольких часов. Квесты могут задействовать от 2-3 до нескольких десятков человек. Часто устраивают командные квесты, когда каждая команда на скорость ищет некий предмет или решает определенную задачу. Методика проведения квест-игры для старших дошкольников.

План подготовки игры:

1. Разработать сценарий

2. Создать антураж для каждой зоны проведения действий

3. Подготовить музыкальное сопровождение

4. Разработать презентацию для вступительной части

5. Оформить наглядные материалы («карты»)

6. Продумать методику и организацию проведения игровых заданий

7. Подготовить необходимый реквизит для прохождения каждого испытания.

Организацию и контроль за ходом игры осуществляет воспитатель (ведущий, который объясняет правила, поддерживает игроков, а иногда становится тайным посредником между персонажами).

Для составления маршрута используют варианты: маршрутный лист, «Волшебный клубок», карта, «Волшебный экран», участники выполнят задание на станции и идут дальше.

Обязательно организационный момент, это вступительное слово педагога с целью переключения внимания детей на предстоящую деятельность, повышение интереса,создание соответствующего эмоционального настроя:

- деление детей на группы;

- обсуждение правил квеста;

- раздача карт и путеводителей, на которых представлен порядок прохождения зон.

Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т. п. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Также в ходе выполнения заданий дети получают бонусы.

Квесты способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т. к. участники могут дополнять квесты по ходу их проведения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм

обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.

Данная форма организации воспитательного процесса приносит большую пользу, как взрослым, так и детям. Принимая участие в квестах, ребенок открывает в себе новые способности и черты характера, получая при этом яркие эмоции и незабываемые впечатления. Дети преодолевают неуверенность в себе, проявляют смекалку и логику, учатся принимать верное решение, прислушиваться и помогать друг другу в выполнении заданий.

Используемая литература:

1. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика-Синтез Москва, 2010, С. 44.

2. Осяк С. А., Султанбекова С. С., Захарова Т. В., Яковлева Е. Н., Лобанова О. Б., Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.

3. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Публикации по теме:

Игра-квест «В поисках клада» для детей старшего дошкольного возрастаИгра-квест «В поисках клада» для детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию фотоотчёт о игре-квесте. В сентябре в нашем группе проходила игра-квест «В поисках.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «В поисках Нептуна» Квест-игра «В поисках Нептуна» На площадке возле д/с. в костюмах морских обитателей собираются дети. Звучат Фанфары Ведущий: В подводном.

Квест-игра по изодеятельности для старшего дошкольного возраста «Как стать волшебником»Квест-игра по изодеятельности для старшего дошкольного возраста «Как стать волшебником» Квест- игра «Как стать волшебником» Ведущая область: художественно- эстетическое развитие Цель : научить детей изображать различных животных.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Учимся считать
  • Цифры
Автор публикации:
Квест-игра как эффективная форма организации работы с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 марта 2021 в 08:01
+116Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 37.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. Марш парков

Очередной тематический день посвящен одному из самых масштабных природоохранных событий в России. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы чтобы рассказать детям про Марш парков,...

22 апреля. Международный день Земли

С наступлением весны – настоящей, а не календарной – отмечается День Земли, в честь уникальной голубой планеты Солнечной системы, на которой все мы живём. С 2009 года ООН решила отмечать его 22 апреля....


Горячие темочки