Папки-передвижки

Эффективность педагогических приемов для развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста

Мария Попова
Эффективность педагогических приемов для развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста

Актуальность исследования. В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика.

Публикация «Эффективность педагогических приемов для развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным интеллектуальным развитием, с моторной алалией, с дизартрией, с заиканием. Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.

Несмотря на многочисленные исследования, выявляющие значение развития у детей мелкой моторики, а также многочисленные издания развивающих упражнений для этой цели, на наш взгляд, недостаточно разработано диагностических заданий, позволяющих выявлять уровень и особенности развития у дошкольников тонких движений кистей и пальцев рук.

Это и определило выбор проблемы исследования. В качестве диагностического материала я отобрала несколько упражнений из числа развивающих «пальчиковых игр», таких, каждое из которых объединяет разные виды движений, что позволяет отследить развитие моторики рук более полно, чем в заданиях с изолированными движениями.

Цель исследования: выявить особенности развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи исследования.

1. Проанализировать научную литературу по теме исследования и рассмотреть понятие мелкой моторики, ее значение в жизни человека.

2. Рассмотреть психофизические основы развития мелкой моторики;

3. Изучить особенности развития произвольных движений в онтогенезе;

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

1.1. Психологические основы развития мелкой моторики

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:

1) в связи с развитием познавательных способностей;

2) в связи с развитием речи;

3) развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира.

С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становиться ясно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Ребёнок, нормально развивающийся в психомоторном отношении, проходит несколько этапов. Психомоторное развитие начинается с не специфической манипуляции с предметами и продолжается до разумной, осознанной деятельности, которая понимается как целенаправленное и планируемое восприятие и преобразование действительности с помощью действий. В сознательную деятельность включается вторая сигнальная система - речь, которая совершенствует деятельность и развитие ребёнка. Недостаточность двигательных средств, несформированность психомоторики в целом, равно как и различные нарушения речи, будут негативно сказываться на активности и характере общения и двигательного поведения человека, на возможностях осуществления многих видов деятельности, требующих определенного уровня моторного и речевого развития.

Внешнее выражение активного функционирования этих двух систем как раз и предстает в виде тех или иных двигательных и речевых реакций, носящих вначале непроизвольный характер, а затем обретающих все большую произвольность в силу их социальной обусловленности.

Анатомическое дозревание центрально-нервных субстратов (новейших органов моторики - пирамидной моторной системы и надстроенных над ней фронтальных систем полушарий) заканчивается к 2 - 2,5 годам.

Развитие движений, соответствующих каждому уровню, становится возможным в онтогенезе по мере морфофункционального созревания отделов головного мозга, обеспечивающих эти движения.

- Рефлекс «поиска груди» : если погладить ребенка по щеке около уголка рта, он повернет голову в сторону поглаживающей его руки. Если младенец очень голоден, в ответ на такое раздражение он будет поворачивать голову в ту и другую сторону несколько раз, открывая при этом рот и вытягивая губы.

- Сосательный рефлекс: движения губами для схватывания соска матери.

- Рефлекс шагания - если ребенка держать вертикально так, чтобы его ступни касались твердой поверхности, и передвигать его над ней, он производит ногами движения, похожие на ходьбу.

- Хватательный рефлекс - ребенок крепко схватывает любой предмет, коснувшийся его ладони; при этом он может держаться на весу целую минуту.

- Шейно-тонический рефлекс - при повороте в сторону головы лежащего на спине ребенка он принимает позу, похожую на позу фехтовальщика.

- Рефлекс Моро - если голове ребенка придать некоторое ускорение, например слегка подтолкнуть подушку под его головой, он быстро разводит руки в стороны и растопыривает пальцы, как будто бы, падая, хочет за что-то ухватиться.

В период раннего детства (до 3 лет) продолжает совершенствоваться зрительно-моторная координация. В 18 месяцев дети могут выстроить башню из двух-четырех кубиков, самостоятельно есть, начинают пытаться бегать, частично самостоятельно раздеваются. К 2 годам большинство детей умеют забираться по ступенькам, ходить спиной вперед и ударять ногой по мячу. В возрасте 2-3 лет психомоторика детей развита уже достаточно высоко. Они выучиваются бегать, подпрыгивать на двух ногах, бить по мячу ногой, бросать мяч двумя руками, взбираться по лестнице, переливать воду из одной емкости в другую, рисовать каракули, самостоятельно раздеваться.

Четырехлетние дети могут рисовать карандашом простые формы и фигуры, рисуют красками, выстраивают конструкции из кубиков. Могут самостоятельно одеваться и раздеваться, если одежда достаточно проста, обслуживать себя за столом. Они научаются ловить мяч, что свидетельствует о развитии у них зрительно-моторной координации (ручной ловкости и способности к экстраполяции).

В 5 лет функция равновесия значительно улучшается, и дети могут ходить по гимнастическому бревну, стоять на одной ноге. Развивается правильная координация движений рук и ног при ходьбе.

В возрасте 6-7 лет улучшается тонкая моторика, поэтому дети могут застегивать и расстегивать одежду, некоторые выучиваются завязывать шнурки. В 6 лет моторика у детей развита уже настолько, что они начинают осваивать профессиональные виды деятельности - заниматься спортом, играть на музыкальных инструментах, танцевать и т. д.

Между 7 и 10 годами, в связи с окончательным анатомическим созреванием двигательных механизмов, у детей совершенствуется координация движений, и более быстро вырабатываются и закрепляются динамические стереотипы движений. К 11 годам несколько уменьшается богатство движений, но совершенствуются мелкие и точные.

1.2. особенности развития произвольных движении рук

Ребенок в момент рождения не обладает вполне готовыми механизмами регуляции движений. Но уже в эмбриональный период происходит формирование функций поддержания позы, подготовка к дыхательным движениям, глотанию, осуществляется активизация венозного кровообращения и лимфотока. Сразу после рождения проявляется целый набор двигательных реакций: рудиментарные двигательные рефлексы Робинзона, Моро, ползание по Бауэру, позотонические рефлексы, в частности шейные и лабиринтные, безусловно-рефлекторные двигательные акты в виде пищевого сосательного, защитного мигательного, движения глаз. Важную роль играют хаотические движения, которые группируются в повторяющиеся движения, а затем на их основе происходит формирование целенаправленных движений. В условиях воспитания к первому полугоду жизни ребенка в целом формирование всех основных движений завершается. В дальнейшем – по мере развития речи – происходит формирование произвольных движений. Основной набор универсальных двигательных реакций окончательно оформляется к 11-14 годам.

Младшие дети имеют недостаточно координированные движения, не способны совершать их в определенной последовательности. Исполнение даже элементарных движений требует от ребенка значительно больших усилий, чем исполнение взрослым сложных движений.

Дошкольнику трудно сидеть в одном положении. Ребенок способен решить эту задачу, если вначале будет осуществлять зрительный контроль за положением своих рук и ног и только позднее — на основании мышечных ощущений. Это говорит о том, что воле могут подчиняться лишь те движения, которые сопровождаются ясными признаками для сознания. В заучивании движений важно выяснение тех ощущений, которыми сопровождается их выполнение, установление связи движения с регулирующим его чувствованием. Благодаря превращению реакций из неощущаемых в ощущаемые движения становятся произвольными, т. е. преднамеренными, сознательно регулируемыми.

Развитие произвольных действий происходит в процессе подражания, в котором выделяют две фазы. На первой фазе осуществляется предварительная ориентировка: ребенок наблюдает за действиями взрослого или других детей; в результате наблюдений у него формируется образ необходимых действий. На второй фазе ребенок совершает показанное ему движение и доводит его до известной степени совершенства, сравнивая совершаемые движения с предложенным ему образцом.

Дети среднего детского возраста в некоторых случаях осознают собственные движения и преднамеренно воспроизводят их при повторении действий с предметом. В старшем детском возрасте движения становятся объектом сознательной волевой деятельности.

Возрастающее умение анализировать собственные движения и внимание к точности рисунка движений говорят о психологической готовности ребенка к обучению в условиях школы, о возможности сознательно приобретать двигательные умения уже трудового порядка, сложные формы умений и навыков типа письма, рисования, игры на инструментах, танца и т. д.

мелки моторика дошкольный психический

Характеристика нарушений мелкой моторики у детей

Существует три основных типа нарушений мелкой моторики :

• Нарушения подачи сигнала на выполнение действия

• Нарушения передачи сигнала

• Нарушения в приёме и выполнении сигнала

Для детей с церебральным параличом характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми, раздражительными, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес к работе, возникает двигательное беспокойство, у них легко возникают реакции недовольства, упрямства и негативизма.

Также нарушения мелкой моторики могут наблюдаться при СДВГ, при нарушениях зрения, дизартрии, аутизме и т. д.

Наиболее ярко недостаточность общей моторики у дошкольников с дизартрией проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движений. Также характерны нарушения ручной моторики, которые проявляются преимущественно в нарушении точности, быстроты и координации движений. Пальцевые пробы полноценно не проявляются, так как снижена кинестетическая память. Между уровнем несформированности ручной и артикуляционной моторики установлена существенная корреляция.

Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватывать другой предмет и т. п.

Недостаточное развитие зрительно-двигательной координации приводит к тому, что ребенок часто промахивается при попытке взять предмет, так как неверно оценивает направление.

1.3 Направления работы по развитию мелкой моторики в средней группе детского сада

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В дошкольных учреждениях педагоги используют накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Считается, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. Для этого используются приемы :

• систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;

• последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

• все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;

• если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера.

Считается, что все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают развивать мелкую моторику рук малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.

Широко используется продуктивная деятельность в развитии мелкой моторики – кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различныевиды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т. д.). Начиная с младшей группы, можно организовывать специальную полочку по изодеятельности. Он должна быть оборудована таким образом, что ребенок в любое время самостоятельно может взять необходимыеизоматериалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью. По мере того, как дети взрослеют, содержимое полочки меняется (большие кисточки – на маленькие, гуашь – на акварель, увеличивалась цветовая гамма красок, карандашей, мелков, пластилина).

Необходимо “привить” детям любовь к природным материалам, глине, пластилину. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук, учить работать с бросовым материалом. Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук являются занятия с использованием бумаги. Ее можно мять, рвать, разглаживать, резать – эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей.

Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Часто к данному процессу привлекают родителей: конкурсы рисунков, выставки семейных работ и т. д. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.

Итак, начиная работу с детьми и ставя перед собой цель, родители и педагоги уверенно и целенаправленно идут вперед к ее достижению. Разработав для этого свои методы и приемы и, используя их в работе с детьми, обязательно будет заметна положительная динамика, а главное – будет развиваться умение детей правильно пользоваться столовыми приборами (чашкой, ложкой, самостоятельно одеваться и раздеваться, тщательно мыть и вытирать руки, дети быстро учатся пользоваться ножницами, кисточкой, карандашом. Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, педагоги ДОУ продолжают добиваться поставленной цели.

При совершенствовании у детей ручной умелости, развивается интеллект, формировались психические процессы, развивались коммуникативные навыки. Развиваясь, рука ребенка не только способствует формированию всех этих качеств, но и постепенно готовится к успешному школьному обучению (к письму). Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогают педагогам ДОУ добиться хороших результатов.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДОВ И СПОСОБОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

2.1. Выявление базовых уровней развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста

Мелкая моторика – это дифференцированные и сложно скоординированные движения кистей и пальцев рук при выполнении действий. Способность ребенка правильно распределять мышечные усилия при работе кистей рук, большого пальца по отношению к остальным – важное условие для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности (прежде всего письма). Поэтому развитию мелкой моторики уделяется особое внимание во время подготовки к школе.

Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:

1) провести констатирующий эксперимент с целью диагностики уровня мелкой моторики у детей дошкольного возраста;

2) провести работу с детьми с низким и средним уровнем развития моторики;

3) провести повторную диагностику развития мелкой моторики;

4) проанализировать динамику.

На первом этапе эксперимента нами были протестированы 13 детей при помощи диагностики развития мелкой моторики. (Соснина)

Диагностика проводилась с каждым ребенком индивидуально. Перед ним лежал листок с заданием. Его задача состоит в том, чтобы он внимательно выслушал задание и приступил к его исполнению. Все задания выполнялись простым карандашом.

2.2 Система работы по использованию методов работы по развитию мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста

Полученные нами данные позволили нам разделить всех детей на три группы. Первую группу составляли дети (7 человек) с высоким уровнем развития мелкой моторики. Никаких развивающих мероприятий с ними производится не будет.

Вторую группу составляют 4 детей со средним уровнем развития мелкой моторики. С детьми этой группы проводились методики потешек.

Потешки проводились с этой группой детей на занятиях и в свободное от занятий время на протяжении 1 месяца. При объяснении детям потешек, особое внимание уделялось проделываемым действиям.

Третья группа – 2 ребенок с низким уровнем развития мелкой моторики. С ними проводились занятия на развитие мелкой моторики : лепка, аппликация, поделки из листьев, оригами.

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

После проведения развивающих занятий, была проведена повторная диагностика уровня развития мелкой моторики. Нами использовались те же методики, которые применялись в ходе констатирующего эксперимента.

Были получены следующие результаты:

• Высокий уровень – 7 детей;

Средний уровень – 4 детей;

• Низкий уровень – 2 детей.

Сравнение результатов проведения диагностик на разных этапах эксперимента представлены в следующей схеме:

Итак, при сравнении результатов заметны существенные сдвиги. Количество детей с высоким уровнем развития мелкой моторики увеличилось, а количество детей с низким уровнем – уменьшилось. Можно сделать вывод о том, что проведенные занятия с элементами художественной деятельности, а так же методики потешек способствуют развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

В нашем экспериментальном исследовании была предпринята попытка по определению методов и способов, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников.

В результате проведенных экспериментов и анализа, полученных данных, мы можем делать следующие выводы:

1. Организованные развивающие занятия по методике потешки повышают уровень развития мелкой моторики дошкольников с изначальным средним уровнем развития мелкой моторики.

2. Организованные занятия по развития мелкой моторики у дошкольников с низким уровнем развития мелкой моторики также дают положительную динамику.

3. Исследуемые методики и способы, способствующие развитию мелкой моторики дошкольников достаточно эффективны, как для детей с низким уровнем развития мелкой моторики, так и со средним.

4. Результаты проведенного нами исследовательского эксперимента носят предварительный характер и нуждаются в проверке на большей выборе детей, более продолжительное время.

Публикации по теме:

Центр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возрастаЦентр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Центр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Развития мелкой моторики дошкольников расширяется, если.

Игровое дидактическое пособие для развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста  «Авторалли»Игровое дидактическое пособие для развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста  «Авторалли» Игровое дидактическое пособие для развития мелкой моторики рук «Познаю мир руками» для детей младшего дошкольного возраста - «Авторалли».

Игры для развития мелкой моторики детей дошкольного возрастаИгры для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста Игра «Занимательные застёжки». Цель: развитие мелкой моторики, координации движений, глазомера, концентрации внимания. Формировать усидчивость,.

Игры для развития мелкой моторики рук для детей дошкольного возрастаИгры для развития мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста Игры для развития мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста. Новая жизнь старых вещей (для детей 4-5 лет). Развивается: - Мышление;.

Мастер-класс для воспитателей «Использование прищепок для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Мастер-класс для воспитателей на тему: Использование прищепок для развития мелкой моторики рук детей» Цель: познакомить воспитателей с.

Польза использования «Бизиборд» для развития мелкой моторики пальцев рук для детей дошкольного возраста БИЗИБОРД ДЛЯ РЕБЕНКА: ПОЛЬЗА, КОМПОНЕНТЫ, ИЗГОТОВЛЕНИЕ СВОИМИ РУКАМИ Бизиборд (busyboard) дословно значит доска занятости; по смыслу.

Проект «Умелые ручки» для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От «И них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста при помощи кинетического песка Кинетический песок - что это? Это материал, который хорошо держит форму и в то же время обладает высоким показателем сыпучести. Материал,.

Развивающая среда для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возрастаРазвивающая среда для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста «Развивающая среда для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» Создание предметно- развивающей среды в группе способствует.

Условия развития пальчиковых игр как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста На первом этапе мы определили уровень развития мелкой моторики у детей старшей группы. База проведенного исследования: Детский сад № 10.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эффективность педагогических приемов для развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 13 февраля 2018 в 11:02
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД