МААМ-картинки

«Экологическая лаборатория»

ЮЛИЯ ОНАШВИЛИ
«Экологическая лаборатория»
▼ Скачать + Заказать документы

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира.

Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволят познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Публикация «„Экологическая лаборатория“» размещена в разделах

В детском саду должна быть создана необходимая для проведения исследований развивающая среда – экологическая лаборатория, оснащённая специальным оборудованием, разнообразными материалами и т. д. Работа проводиться с небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей. Ребёнок может самостоятельно проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем, фиксировать на карточках или в альбоме. Во время занятия проводятся один-два эксперимента с детьми младшего, среднего возраста и два-три эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста (в зависимости от сложности). Эксперименты могут быть не только кратковременными, но и длительными.

Младшая и средняя группа.

«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»

Цель. Закрепить представления детей об органах чувств, их значении (уши-слышать, узнавать различные звуки; нос - определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус).

Материал. Ширма с тремя круглыми прорезями (для рук и носа, газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры для киндер-сюрпризов с дырочками; в футлярах: чеснок, кусочек апельсина; поролон с духами, лимон, сахар.

Ход занятия.

На столе разложены газеты, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла. Знайка предлагает поиграть с ним. Детям предоставляется возможность самостоятельно изучить предметы. В ходе этого знакомства Знайка беседует с детьми, задавая вопросы, например: «Как звучат эти предметы?», «С помощью чего вы смогли услышать эти звуки?» и т. д.

• Игра «Угадай, что звучит» - ребёнок за ширмой выбирает предмет, которым затем издаёт звук, другие дети отгадывают. Они называют предмет, с помощью которого издан звук, и говорят, что услышали его ушами.

• Игра «Отгадай по запаху» - дети подставляют свои носики к окошку ширмы, а воспитатель предлагает отгадать по запаху, что у него в руках. Что это? Как узнали? (Нам помог нос).

• Игра «Отгадай на ощупь» - дети опускают руку в отверстие ширмы, отгадываю предмет и затем достают его.

• Игра «Отгадай на вкус» - воспитатель предлагает детям отгадать по вкусу лимон, сахар.

• Назовите наших помощников, которые помогают узнавать нам предмет по звуку, по запаху, по вкусу. Что было бы, если бы их у нас не было? (На фланелеграфе с помощью картинок фиксируется назначение органов чувств).

«Вкусный сок»

Цель. Познакомить с процессом приготовления сока, развивать наблюдательность, любознательность.

Материал. Один мандарин, две марлевые салфетки, одна ситцевая, стеклянный стаканчик, блюдце, деревянная толкушка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребёнка).

Ход занятия.

Воспитатель. Мы делили мандарин,

Много нас, а он один.

Эта долька для тебя,

Эти дольки для ребят.

Какой красивый мандарин!

Давайте мы его съедим.

Вы любите соки? 1

Дети. Да! Очень!

Воспитатель. Хотите научиться их готовить?

Дети. Да!

Первый этап. Дети очищают мандарин от кожуры. Что при этом происходит? (Кожура душистая, сочная, капельки разлетаются во все стороны).

Второй этап. Дети отделяют дольки друг от друга. (Их много, они мягкие, сочные).

Третий этап. Накрывают стаканчик салфеткой из марли. Одну дольку мандарина завёртывают в салфетку из марли, кладут на тарелку, давят толкушкой, выжимают сок над стаканчиком.

Четвёртый этап. Процеживают сок через салфетку. Можно пробовать!

Воспитатель. Молодцы! Мойте руки.

Далее дети рисуют сначала целый мандарин, потом – дольки. Подводят итоги деятельности: сок мандарина вкусный; он «прячется» и в кожуре, и в дольках.

Вывод: сок можно готовить из овощей и фруктов.

«Прозрачная вода».

Цель. Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льётся, имеет вес).

Материал. Две непрозрачные банки (одна заполнена водой, стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.

Ход занятия.

В гости пришла Капелька. Кто такая капелька? С чем она любит играть?

На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Открываем банки: одна пустая – поэтому лёгкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода?

Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные ёмкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду). Что делает водичка? (Льётся). Послушаем, как она льётся. Какой слышим звук?

•Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку?

•Какая вода? (Прозрачная). Что мы узнали о воде?

Старшая и подготовительная группа.

«Послушный ветерок».

Цель. Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку, наблюдательность.

Материал. Ванночка с водой, кораблик из пенопласта, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребёнка).

Ход занятия.

Воспитатель.

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

7

Первый эксперимент. Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (Кораблик плывёт медленно).

Второй эксперимент. Делают то же с силой. (Кораблик плывёт быстрее и может даже перевернуться).

Дети зарисовывают ход эксперимента и подводят итоги (при слабом ветре кораблик движется медленно; при сильном потоке воздуха увеличивает скорость).

«Замёрзшая вода».

Цель. Выявить, что лёд – это твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Материал. Кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.

Ход занятия.

Перед детьми - миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость.

Может ли вода быть твёрдой? Что произойдёт с водой, если её сильно охладить? (Вода превратится в лёд).

Рассматривают кусочки льда. Чем лёд отличается от воды? Можно ли лёд лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лёд? Лёд сохраняет форму. Всё, что сохраняет свою форму, как лёд, называется твёрдым веществом.

• Плавает ли лёд? Воспитатель кладёт кусочек льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя). В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнётся на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть. Воспитатель обращает внимание детей на лёд, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лёд растаял? (В комнате тепло). Во что превратился лёд? Из чего состоит лёд?

«Играем с льдинками» - свободная деятельность детей: они выбирают тарелочки, рассматривают и наблюдают, что происходит с льдинками.

«Мыло – фокусник».

Цель. Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, смекалку; закрепить правила безопасности при работе с мылом.

Материал. Ванночка, кусочек мыла (туалетного или хозяйственного, губка, трубочка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребёнка).

Ход занятия.

Воспитатель. Хотите поиграть с мылом?

Дети. Да!

Первый эксперимент. Дети трогают и нюхают сухое мыло. (Оно гладкое, душистое). Обследует воду. (Тёплая, прозрачная). Делают быстрые движения руками в воде. Что происходит? (В воде появляются пузырьки воздуха).

Второй эксперимент. Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Каким оно стало? (Скользким). Натирают мокрую губку мылом, погружают её вводу, отжимают. Что происходит? (Вода изменяет цвет, в ней появляется пена). Играют с пеной: делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды, дуют. Что происходит? (В ней появляются большие пузыри). Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно в неё дуют. Что происходит? (Из трубочки появляется мыльный пузырь, он лёгкий, переливается на свету). Погружают конец трубочки в воду и дуют в неё. Что появляется на поверхности воды? (Много мыльных пузырей).

Дети делают зарисовки и подводят итоги (сухое мыло гладкое; мыло, смоченное в воде, тоже гладкое, но скользкое; если намылить влажную поролоновую губку, появится пена; при попадании воздуха в мыльную воду появятся мыльные пузыри, они лёгкие и могут летать; мыльная пена вызывает жжение – глаза надо беречь).

«В какую бутылку быстрее нальётся вода?».

Цель. Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, любознательность, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами.

Материал. Ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани, песочные часы, лист бумаги, карандаши (на каждого ребёнка).

Ход занятия.

Воспитатель. Какую песенку поёт вода?

Дети. Буль, Буль, Буль…

Воспитатель. Послушаем сразу две песенки, : какая из них лучше?

Первый эксперимент. Дети сравнивают бутылки по величине, рассматривают форму горлышка у каждой из них; погружают в воду бутылку с широким горлышком; глядя на песочные часы, отмечают, за какое время она наполнится водой и какую песенку будет исполнять; погружают в воду бутылку с узким горлышком, отмечают, за сколько минут она заполнится водой, какую песенку будет петь.

Второй эксперимент. С помощью песочных часов определить, из какой бутылки быстрее выльется вода – из большой или маленькой? Почему? Какую песенку поют бутылки, когда вытекает вода?

Третий эксперимент. Дети погружают в воду сразу обе бутылки. Что происходит? (Вода в бутылки набирается неравномерно, и песенки они поют разные).

Дети играют в игру «Пролезь в трубу». Проползают в широкую и узкую трубу. Из какой они появятся быстрее? Почему? (Широкая труба просторнее, чем узкая).

Дети делают зарисовки и подводят итоги (в бутылку с широким горлышком вода поступает быстро и издаёт громкий звук; в бутылку с узким горлышком поступает медленно и издаёт мелодичный звук; вода из бутылки с широким горлышком вытекает быстро – звука почти не слышно; из бутылки с узким горлышком вода выходит медленно и издаёт громкие звуки).

Публикации по теме:

Фотоотчет о зимней прогулке.Фотоотчет о зимней прогулке. Знакомьтесь - это мы! Сегодня на прогулку к нам пришел Зайчонок, он очень любознательный и вместе с детками решил узнать как можно.

Познавательная активность детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Экологическая лаборатория»
Опубликовано: 29 октября 2014 в 22:35
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Экологическая лаборатория»» (включая файлы) размещена пользователем ЮЛИЯ ОНАШВИЛИ (УИ 217978) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД