Гаврилова Юлия
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в зимнее время года
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Экологическое и физическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования, осознанного – правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Дети в раннем возрасте очень эмоциональны, отзывчивы, сострадательны и воспринимают природу как живой организм. Началом работы по экологическому и физическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация развивающей среды. Природная зона ДОУ включает в себя: помещения и участок дошкольного учреждения : групповые уголки природы, холлы с природными объектами, зоопарк, территория ДОУ. Значение экологической тропы разнообразно : проведение воспитательно- образовательной работы с детьми, просветительская работа с родителями воспитанников, работниками дошкольного учреждения. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, обучающую, воспитательную функции. Экологическая тропа ДОУ – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через станции, спортивные площадки, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором, дошкольники получают познавательную информацию, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. Педагогический коллектив нашего ДОУ уже имеет опыт работы с детьми в летнее время года на экологической тропе. Вызванный интерес к проекту, дал нам возможность разработать экологическую тропу зимой. В зависимости от возраста детей, в зимнее время года разрабатывается маршрут зимней экологической тропы. Мы используем наличие природных объектов, удобных для наблюдения, удобства для физкультурно-оздоровительной, опытно-экспериментальной работы. При выборе объектов стремились к тому, чтобы они были типичными для местной природы и информационно содержательными. Тематика экскурсий, различна, и зависит от целей работы и возрастного состава детей. Во время прогулок, экскурсий дети получают навыки ориентирования во времени и в пространстве. У них развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять, формируется здоровый образ жизни.
Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в зимнее время года» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель создания экологической тропы :укрепить здоровье, расширить и обогатить познавательное развитие детей в зимний период.
Задачи создания экологической тропы :
1) Укрепит здоровье детей в зимний период.
2) Расширить знания детей о свойствах снега, льда, ветра и др.
3) Формировать бережное отношение к живой природе.
4) Знакомство с особенностямиклиматических условий Санкт-Петербурга.
5) Стимулировать детей к наблюдению за изменениями погоды, анализировать и делать выводы.
6) Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность.
7) Сформировать познавательную активность дошкольников.
Формы и методы работы с детьми:
экологические беседы;
наблюдения в природе;
уроки доброты;
целевые прогулки;
КВН, викторина, «Поле чудес»;
экологические конкурсы;
экологические экскурсии;
решение экологических ситуативных задач;
чтение художественной литературы;
детские проекты;
обсуждение и проигрывание ситуаций;
труд в природе;
уроки мышления;
«Красная книга природы»;
выставки и экспозиции;
экологические развлечения, досуги, праздники;
экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем, игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры, соревновательные, подвижные);
экологические сказки;
инсценировки, театрализации;
экологические наблюдения;
подвижные и малоподвижные игры;
эстафеты;
утренняя гимнастика.
Формы и методы работы с родителями:
взросло-детские проекты;
изготовление рисунков, поделок;
участие в конкурсах;
участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;
фотовыставки;
изготовление книжек-малышек (экологические сказки).
Характеристика тропы:
Местонахождение: г. Санкт-Петербург ГБДОУ детский сад № 36
Год закладки:2017
Состояние:хорошее
Режим пользования: круглогодичный
Назначение экологической тропы :
- прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровление детей на свежем воздухе;
- наблюдение за живой и неживой природой, установление простейших взаимосвязей в природе;
- проведение исследовательской, игровой, театрализованной и других видов деятельности.
Цели:
- формирование первоначальных представлений о явлениях природы, суточных и сезонных изменениях;
- формирование первичных экологических представлений;
- формирование чувства близости к природе, забота и бережное отношение к ней;
- формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, рассказах и творческих работах; разработать и внедрить в практическую деятельность объекты для ознакомления детей с окружающим их миром;
- обогащать и систематизировать знания детей средствами экологической тропы;
- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
- формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для дошкольников, так и для самой природы;
- воспитывать у дошкольников эстетические чувства, умение замечать и беречь красоту окружающей природы;
- способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания эколого–развивающей среды и проведения экскурсий по объектам экологической тропы.
Правила поведения:
1. Не обижайте обитателей живой природы – проходите без лишнего шума.
2. Шум не помощник в познании природы.
3. Запрещается - ломать ветки, бросать мусор.
4. Разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.
5. Можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!
Этапы создания экологической тропы :
1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2. Составление картосхемы маршрутного листа.
3. Составление графика посещения станции для каждой возрастной группы.
4. Составление паспорта экологической тропы.
5. Изготовление QR - кода.
6. Составление рекомендаций по использованию объектов станций для работы с детьми и родителями.
7. Оформление маршрута и изготовление оборудования для организации совместной деятельности, проведений опытов и наблюдений, игр.
8. Разработка маршрута.
Краткое описание границ маршрута:
Маршрут представляет собой последовательное движение от одной станции к другой. Таким образом, экологическая тропа состоит из станций. Они специально созданы нами на территории ДОУ. Путешествуя от одной станции к другой, дети познают, исследуют, укрепляют здоровье. Каждая станция имеет QR – код, для подробной информации об объекте.
Объекты экологической тропы :
Станция «КЛУМБА»
«МЕТЕОСТАНЦИЯ»
Станция «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ»
Станция «ФИЗКУЛЬТУРНО-ИГРОВАЯ»
Станция «ПТИЧЬЯ СТОЛОВАЯ»
ЛИТЕРАТУРА:
1. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогобридзе, О. В. Солнцева и др. «Детство примерная образовательная программа дошкольного образования– СПб ООО Издательство «Детство-Пресс» 2014 г.
2. Л. И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет» Москва «ВЛАДОС» 2001 г.
3. В. И. Теленчи «Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет», Москва «Просвещение» 1987 г.
4. Э. Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр» Мозаика-Синтез; М; 2013 г
5. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»
6. Р. А. Левина «Метеоцентрвдетскомсадуилиэкологиявитворчество»
Дошкольноевоспитание. -1998г. -№7.-49.
7. https://www.maam.ru/
8. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/08/24/didakticheskie-igry-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-dlya-starshih
9. https://infourok.ru/