Приложение МААМ

Экологическое воспитание дошкольников при ознакомлении с природой и традициями Белгородской области

Шилова Наталья
Экологическое воспитание дошкольников при ознакомлении с природой и традициями Белгородской области
▼ Скачать + Заказать документы

Отчет по самообразованию

«Экологическое воспитание дошкольников при ознакомлении с природой и традициями Белгородской области»

Подг. гр.

Подготовила: Шилова Н. В., воспитатель

В природе столько красоты – вглядись, и ты поймешь,

Зачем росистые кусты окутывает дрожь.

Куда, журча, ручей бежит, прозрачнее стекла,

О чем под вечер, в поле ржи, поют перепела…

Пусть станет сердцу твоему понятна птичья речь

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников при ознакомлении с природой и традициями Белгородской области» размещена в разделах

– И ты научишься тому, как это все беречь. (В. Чижов)

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества – в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы.

Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным миром родного края, но и с традициями Белгородской области.

Цель: продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры у детей.

Задачи:

- обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;

-расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края;

-знакомить детей с традициями родного края, прививать любовь и бережное отношение к истокам родного края.

-развивать у детей эмоционально-чувственную сферу и желание помогать природе.

- способствовать повышению познавательной активности родителей. Данные задачи решались во всех видах детской деятельности: в играх, в труду, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Работа с родителями:

Работа с родителями проводилась следующим образом:

1. Анкетирование родителей «Что такое экология

2. Традиции Белгородского края в иллюстрациях.

3. Оформление папки-передвижки «Зимушка зима», «Игры экологического содержания».

4. Беседы с родителями «Как научить детей охранять природу», «О значении прогулок и экскурсий с детьми по родному городу».

5. Реклама книг, статей из газет и журналов на тему экологического воспитания детей.

6. Консультации для родителей «Зеленый спецназ», «Жизнь птиц зимой», «О чем рассказывают растения», «Памятные места Шебекино», «Народная игрушка»

7. Проект «Покормите птиц зимой» с изготовлением кормушек.

8. Выставка детско-родительских работ «Наши добрые дела», Даны индивидуальные рекомендации родителям о значении личного примера взрослых, в формировании экологического опыта ребенка.

Родители принимали активное участие в оформлении уголка в игровой комнате. Изготовлена национальная одежда для кукол в уголке (Белогор и Белогорочка)

На занятиях и в свободной деятельности знакомила с народной игрушкой: птичка, свистулька, матрешка. Рисовали элементы Национального орнамента.

Работа с детьми:

Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация развивающей предметно- пространственной среды. В нашей группе мы постарались создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, а также создала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. Поэтому процесс обучения стараемся строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. С этой целью создали в группе экологическую лабораторию, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения, которые фиксируются в специальном журнале «Наши наблюдения». Здесь помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, микроскоп, лупы, весы, песочные часы и т. д., размещены ящики с почвой, растения, за которыми ведутся наблюдения. Он служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. В «Маленьком лаборанте» на удобном стеллаже находятся энциклопедии, иллюстрации животных и растений, различные коллекции перьев птиц, коры деревьев, камней, шишек хвойных деревьев и многое другое.

В уголке природы есть разнообразные комнатные растения, экологические игры.

В экологической зоне повешен календарь природы, есть дерево «времена года», дети самостоятельно определяют времена года.

На протяжении всего учебного года проводился ежедневный уход и наблюдение за цветущими растениями. В группе был создан огород на подоконнике, и мы наблюдали за ростом лука на подоконнике (январь-февраль, за ростом петрушки и укропа, за ветками деревьев в вазе (март– апрель, за пробуждениями одуванчиков на участке (май). Систематически проводятся наблюдения за погодой –одну неделю в месяц ежедневно ребята рассматривают небо, уточняют характер осадков. Регулярно фиксируем погоду и состояние живой природы.

В уголке природы дети с помощью воспитателя регулярно ведут уход за растениями: поливают цветы, обрывают увядшие листья, палочкой рыхлят землю, вытирают пыль с листьев.

С ребятами мы выяснили, что все представители живой природы имеют общие признаки: растут, размножаются, питаются, дышат. Но каждое из живых существ неповторимо и уникально. Человек – это венец творения природы, он наделен разумом, способен мыслить и принимать решения. Поэтому мы в ответе за свои поступки. В экологическом образовании дошкольников значимое место занимают модели и таблицы. Использование их дает возможность демонстрировать процессы, которые нельзя показать в природе и запомнить последовательность действия. Преимущество данного способа заключается в том, что он позволяет изучить биологические закономерности, не проводя экспериментов на живых организмах, тем самым, не нанося им вреда. Для систематизации полученных знаний использую чтение художественных произведений, беседы, рассматривание картин и иллюстраций. Просмотр презентаций. Все это помогает детям вновь испытать и переосмыслить увиденное на природе, расширить свои представления о ней. Дети стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности. В процессе работы у детей развиваются также важнейшие черты личности как самостоятельность, любознательность, общительность, умение находить компромисс, считаться с мнением других, которые характеризуют уровень воспитанности ребенка как личность. Дети охотно учатся овладевать приемами исследовательской работы, что ведет к развитию интеллекта детей, умеют устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, делать умозаключения, что, безусловно, приводит к развитию личности.

В уголке Белгородоведения все доступно для детей- могут подойти и взять ознакомиться.

Для того чтобы работать по этой теме, было сделано:

1. Подобрана соответствующая художественная литература: сказки, сказания, легенды, приметы, пословицы, поговорки, загадки, приобретена большая книга «Край синих рек и белых гор»(о Шебекинском районе).

2. Приобретены записи голосов птиц, «Времена года».

3. Проведены беседы с детьми «Что нас окружает?», «Удивительный лес», «Птицы родного края», «Клест», «Лесной доктор», «Как звери зимуют в лесу?», «Жизнь птиц зимой», «Что такое заповедник?», «Водоемы родного края», «Река Нежеголь», «Кто такие рыбы?», «Как нужно вести на природе, «Хвойные деревья –Черноземья», «Зачем нужно беречь природу, «Зеленая аптека» и др.

4. Продуктивная деятельность детей:

- Лепка «птички», «Животные леса».

- Рисование «Синички», «Птицы нашего города», «Золотые рыбки», «Зимняя река», «Семья ежей».

- Аппликация «Во поле береза стояла», «Сирень».

5. Рассматривание фотографий, слайдов.

6. Экскурсии по улицам города, рядом с детским садом, «Поход на любимую полянку».

7. Просмотр презентаций «Животный мир», «Береги природу».

8. Выставка рисунков «Мой город Шебекино».

9. НОД «Знакомство с народной игрушкой», «Экологическое путешествие по родному краю», «Семья Ребиндеров».

10. Опытно -экспериментальная деятельность с водой, песком, воздухом, почвой, магнитами.

Было участие детей в конкурсе «Юный исследователь» на тему «Волшебная соль».

В течение учебного года неоднократно уделяла внимание на нравственно- патриотическое воспитание дошкольников на родительских собраниях. Проведены консультации «Расскажите о своем городе», «Приобщение родителей к народным традициям». Оформлен альбом о родном городе.

К концу года у детей значительно вырос уровень знаний о родном городе, крае, природе, появился интерес к художественной литературе, природным богатствам - это отразилось в сказках, рассказах, рисунках, подделках. Сформировалось чувство любви к своему родному краю, своей малой родине, на основе приобщения к культуре и традициям, к родной природе, уважение к прошлому.

В результате проделанной работы:

• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

• сформировано осознанно-правильное отношение к явлениям природы и объектам старины.

• сформированы начала экологической культуры детей;

• дети получают практические знания по охране природы;

• развиваются речевые навыки детей;

• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

У детей проявляется интерес и любовь ко всему живому, ответственность и бережливость за сохраненные памятники, вырабатывается гордость чтить и преумножать традиции родного края.

Я считаю, что моя работа по экологическому воспитанию с детьми дала положительный результат:

-сформированы начала экологической культуры у детей;

-сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

-дети учатся практическим действиям по охране природы; -развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

-у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах моих воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Публикации по теме:

Дидактические игры при ознакомлении дошкольников с неживой природой (из опыта работы) Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Фотоотчет о проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении дошкольников с природой родного края»Фотоотчет о проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении дошкольников с природой родного края» Фотоотчет по проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой родного края». Проводила.

Экологическое воспитание дошкольников .

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников» «Природу нужно беречь, как мы бережём человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Цель :- расширить представление о растительном и животном мире; - воспитание гуманной, социально активной, творческой личности, способной.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Презентация: "Экологическое воспитание дошкольников" Предлагаю вашему вниманию отчет по самообразованию: "Экологическое воспитание дошкольников".

Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ старшей группыЭкологическое воспитание дошкольников в ДОУ старшей группы Экологическое воспитание детей старшей группы в ДОУ[/b] Цель: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных.

Экскурсия в «Зимний сад». Экологическое воспитание дошкольниковЭкскурсия в «Зимний сад». Экологическое воспитание дошкольников В нашем детском саду созданы необходимые условия для экологического воспитания дошкольников. Оборудован "Зимний сад", где ребята могут не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников при ознакомлении с природой и традициями Белгородской области
Опубликовано: 21 декабря 2021 в 21:04
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание дошкольников при ознакомлении с природой и традициями Белгородской области» (включая файлы) размещена пользователем Шилова Наталья (УИ 1482223) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД