Лучший педагог года

Дидактические игры при ознакомлении дошкольников с неживой природой (из опыта работы)

Елена Буракова
Дидактические игры при ознакомлении дошкольников с неживой природой (из опыта работы)

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

Игра – это ведущий вид деятельности в период дошкольного детства. Использование дидактических игр при ознакомлении с неживой природой является важным фактором повышения познавательного интереса дошкольников.

Публикация «Дидактические игры при ознакомлении дошкольников с неживой природой (из опыта работы)» размещена в разделах

Роль дидактических игр велика:

-они способствуют развитию познавательных способностей дошкольников;

-дети получают новые знания, обобщают и закрепляют их;

-игры развивают память, внимание, наблюдательность;

-способствуют обогащению чувственного опыта ребенка;

-вызывают определенное эмоциональное отношение к природе.

Предлагаю вашему вниманию игры, которые я использую в своей работе.

Воздух.

«Камень и почва».

Воспитатель произносит слово «Камень» (в нем мало воздуха) – дети стоят, прижавшись, друг к другу. Если воспитатель произносит слово «Почва» - частички почвы (дети) – стоят на некотором расстоянии, взявшись за руки.

«Надуваем шар».

Мальчики – шар, стоят, взявшись за руки. Девочки – частички воздуха. Один ребенок накачивает шар. Сначала одна девочка приседает, сжимается, потом вторая, третья… Шар лопается, дети выпрямляются и произносят «ш-ш-ш».

«Воздух – это хорошо или плохо?»

Цель: учить анализировать свойства изучаемого явления и формулировать противоречия, заложенные в его сущность. Предлагаемые темы для обсуждения: ветер, работа ветра, атмосфера.

Ход игры:

Воспитатель: ветер это хорошо? Почему?

Дети: в жару ветер приносит прохладу. В засуху ветер приносит дождевые облака. Когда ветер, можно на парусных яхтах, катерах кататься. Ветер флюгер крутит. Красиво. Можно змея запускать. Ветер семена растений переносит.

Воспитатель: Ветер – это плохо? Почему?

Дети: когда дует ветер – холодно. Ветер приносит дождевые облака и нельзя гулять. От сильного ветра могут даже деревья упасть. Ветер может даже домик унести, как в сказке «Волшебник Изумрудного города».

Воспитатель: кто увидел здесь противоречие?

Дети: Ветер должен дуть, чтобы принести дождь, и не должен дуть, потому что нельзя гулять, когда идет дождь.

Вода.

«Какая бывает вода?» (игра с мячом)

Дети отвечают: прозрачная, бесцветная, соленая, холодная, теплая, горячая, простая, чистая, родниковая, дождевая, почвенная, жесткая, мягкая, талая, пресная, колодезная, ключевая, морская, подземные воды, минеральная, питьевая, водопроводная, дистиллированная, ливневая, мертвая и живая, святая.

«Что может делать вода?» (игра с мячом)

Дети отвечают: Бежать, течь, капать, литься, бушевать, замерзать, испаряться, загрязняться, капать, шуметь, журчать.

«Где ты капелька бываешь?» (игра с мячом)

Воспитатель: где путешествует капелька воды? Назовите эти места.

Дети: лужа, пруд, ручей, озеро, море, океан, снег, лед, сосулька, пар, дождь.

«Ручейки и озера»

Дети – ручейки (5-6 человек) по сигналу «ручейки» бегут – бегут каждый в своей колонне за ведущим, по сигналу «Озеро» - должны образовывать круг и остановиться.

«Капельки».

Воспитатель: Давайте все превратимся в капельки. Пошел дождь, капельки упали на землю (дети разбегаются в разные стороны).

Воспитатель: Вдруг стало очень холодно. Капельки, что с вами случилось?

Дети: Мы замерзли, мы превратились в льдинки (обнимают друг - друга).

Воспитатель: Но вот выглянуло солнышко, пригрело и льдинки растаяли, превратились в капельки. А потом собрались вместе и стали ручейком; побежал ручеек по камешкам, пригорочкам, а к нему сбегали другие ручейки. Соединился наш ручей с остальными, стал шире, глубже и превратился в реку. Ветер гонит воду по реке ласковой волной, и бежит она к морю (По ходу рассказа воспитателя дети превращаются в капельки – ручейки - реку-море).

Звук

«Что так звучит?» (игра с мячом)

Цель: Учить подбирать объекты по характеристике звучания. Активизировать словарь при самостоятельном подборе характеристик звучания объекта.

Ход игры:

1 вариант.

Воспитатель: что звенит?

Дети: колокол, колокольчик, телефон, дверной звонок, школьный звонок, звонок на велосипеде.

Воспитатель: Что трещит?

Дети: кузнечик, сверчок, когда палку ломаешь, деревья зимой.

Воспитатель: Что шуршит?

Дети: мышка в норке, бумага, сухие листья под ногами.

Аналогично: стучит, тарахтит, гремит, шипит, дребезжит, гудит, скрипит и т. д.

Агрегатные состояния вещества.

«Что умеет превращаться?» (игра с мячом)

Цель: учить находить объекты, которые могут переходить (превращаться) из одного агрегатного состояния в другое.

Ход игры:

Воспитатель: Что умеет превращаться из твердого в жидкое?

Дети: сахар, лед, металлы, воск, парафин и т. д.

Воспитатель: Что умеет превращаться из твердого в газообразное?

Дети: кофе, ванилин и т. д.

Воспитатель: Что умеет превращаться из жидкого в газообразное?

Дети: вода, спирт, духи, бензин и т. д.

Воспитатель: Что умеет превращаться из жидкого в твердое?

Дети: Вода, молоко, лимонад, сок.

«Раз, два, три – в свой домик беги!»

Цель: Закреплять знания детей об агрегатных состояниях вещества.

Ход игры:

В трех обручах – домиках символы твердого, жидкого, газообразного состояния вещества. Детям раздаются карточки с изображением разнообразных веществ и предметов (сахар, вода, лед, пар, молоко, металлические предметы, кирпич и т. д.). По команде воспитателя дети бегут в свой домик, определив агрегатное состояние вещества на своей картинке.

«Ходим в гости» (усложненный вариант предыдущей игры).

Цель: закрепить знания детей о переходе веществ из одного состояния в другое.

Ход игры: Воспитатель называет вещество, а ребенок, который держит картинку с изображением этого вещества, объявляет, в какой домик он пойдет в гости.

Например,

Воспитатель: молоко.

Ребенок: я жидкое. Я могу замерзнуть на морозе, поэтому перехожу к твердым веществам.

Воспитатель: сосулька.

Ребенок: Я твердая, я могу растаять, поэтому я пойду к жидким веществам.

Трение.

«Где живет трение?» (игра с мячом)

Цель: Учить находить ситуации, где проявляется данное явление.

Ход игры:

Воспитатель: Где живет трение?

Дети: в моторе, в станке, в скрипучей двери.

Воспитатель: Где еще проявляется трение?

Дети: когда обувью об асфальт шаркаешь, когда колеса машины по дороге катятся, когда карандашом рисуешь, когда мебель двигаешь.

«Хорошо – плохо»

Воспитатель: Трение это плохо, почему?

Дети: Обувь рвется, дверь скрипит, колеса стираются, детали машин ломаются.

Воспитатель: трение – это хорошо, почему?

Дети: все детали у машин, станков держатся друг за друга и не рассыпаются. Все стоит на своих местах.

Публикации по теме:

«Ознакомление дошкольников с неживой природой» Неживая природа – это объективная реальность мира, которая непосредственно и непрерывно оказывает влияние на развитие детей дошкольного.

Формы продуктивного воздействия с семьями воспитанников при ознакомлении с природой (из опыта работы) Организуя работу с родителями, я использую различные приемы: анкетирование, совместное творчество ребенка с родителями, домашние задания.

Игры и дидактические упражнения по методике Монтессори своими руками (из опыта работы)Игры и дидактические упражнения по методике Монтессори своими руками (из опыта работы) Игры и дидактические упражнения по методике Монтессори. Дидактический материал изготовлен своими руками для старшей разновозрастной группы.

Из опыта работы «Формирование правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы у дошкольников» Главное звено в ознакомлении детей с окружающим миром — формирование обобщенного и правильного представления о том, что явления и объекты.

Опыт работы «Развитие любознательности дошкольников при ознакомлении с объектами и явлениями живой и неживой природы» Актуальность Все дети от природы любопытны. От рождения им дано одно очень важное свойство – стремление познавать и понимать окружающий.

Планирование работы «Использование проектной деятельности при ознакомлении с природой» в средней группе (1 часть) Средняя группа. Цели и задачи экологического воспитания детей. 1. Образовательная: а. Формировать обобщенные представления о признаках природных.

Планирование работы «Использование проектной деятельности при ознакомлении с природой» в старшей группе (часть 2) Старшая группа. Задачи экологического воспитания 1. Обучающая: а. Систематизировать и углублять знания детей о роли неживой природы (солнце,.

Из опыта работы «Дидактические игры и упражнения по экологии с детьми раннего возраста» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №35 "БЕРЕЗКА" ЗЕЛЕНОДОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО.

Сообщение из опыта работы «Использование игровых приемов при ознакомлении дошкольников с историей России» Петрунива Л. И., воспитатель МАДОУ ДС №11 «Колокольчик» История России – очень важная, значимая, интересная, но вместе с этим сложная для.

Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой 1 слайд Тема моего выступления Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой. Уважаемые коллеги! Мы все знаем, что использование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры при ознакомлении дошкольников с неживой природой (из опыта работы)
Опубликовано: 24 октября 2016 в 15:40
+167Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 104.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД