Гульшат Имамова
Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд Тема моего выступления Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой. Уважаемые коллеги! Мы все знаем, что использование игровой методики позволяет добиться устойчивого детского внимания, поддержания интереса к определенной теме.
2 слайд Игра в воспитательном процессе — это образная модель жизненных ситуаций, воспроизведенная в условиях соответствующей предметно-развивающей среды детского сада. Известно также, что использование игровой методики позволяет добиться устойчивого детского внимания, поддержания интереса на протяжении всего занятия. Это особенно важно для детей, отличающихся неустойчивым психоэмоциональным состоянием и быстрой утомляемостью.
Публикация «Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3 слайд Использование игры как средства эколого-эстетического воспитания детей важно по целому ряду причин: • она дает возможность развивать познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья, • игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы и общение с ней, проходящие на фоне игры, будут особенно эффективны; • создает оптимальные условия для воспитания и обучения; • ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения; • все игровые действия предусматривают психологическую защищенность ребенка, его эмоциональный комфорт; • экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка. Таким образом, обучающие экологические игры являются одним из средств формирования самостоятельной игровой деятельности. В работе по экологическому воспитанию детей важным является использование разных видов игр, в которых присутствовала бы активная, экологически направленная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами деятельность. Характер сюжетно-ролевых игр должен определяться логикой построения занятия, которое направлено на достижение дидактической цели. Поэтому ход игры регламентирован с самого начала и до конца, и определяет его воспитатель, который заранее продумывает, подготавливает, организует и направляет игру в нужное русло.
4 слайд Оптимальной формой привлечения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления детей с природой являются наблюдения и игровые обучающие ситуации, создаваемые для решения конкретных дидактических задач, входящих в занятия. При использовании игровых обучающих ситуаций у детей возникают положительные эмоции как от самой игры, так и от того, что с ними играет взрослый. Такая ситуация является хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми, для выработки умственных и практических навыков.
5 слайд Проведение таких занятий требует больших моральных усилий воспитателя, но компенсируется высокой обучаемостью детей. Это, прежде всего, игровые обучающие ситуации, построенные с привлечением игрушек-аналогов, изображающих различные объекты природы — растений и животных. Построение игровых обучающих ситуаций с игрушками-аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с игрушечным изображением по самым разным критериям: внешнему облику, условиям жизни, способу поведения и способу взаимодействия с ним. Интересны игровые обучающие ситуации с использованием литературных персонажей и вымышленных героев. В данном случае используются персонажи хорошо известных детям сказок и рассказов (Буратино, Незнайка, Карлсон, Винни- Пух и др.). При создании игровых ситуаций нужно опираться на типичное поведение персонажей, как бы продолжая их жизнь в привычных условиях: Например, Красная Шапочка идет через лес к бабушке, по дороге она встречает разных зверей, собирает лекарственные растения, находит неизвестную ей ягоду и приносит детям, что позволяет развернуть беседу о ягодах; Айболит — доктор, который лечит зверей, но может лечить и растения, проводит их профилактические осмотры. Традиционным для детей является сюжет игры в путешествия. В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями и объектами в роли путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей и т. д. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, "фотографируют", рассуждают. Важным является то, что игры-путешествия — это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу им новых знаний.
6 слайд А теперь давайте рассмотрим каждую возрастную группу по отдельности. Младшие группы. В раннем детстве закладываются предпосылки сюжетно-ролевой игры. Дети этого возраста предпочитают свободное, достаточно большое пространство, где можно удовлетворить потребность в активном движении: катание, лазание, игры с крупными игрушками. Первые сюжетно- ролевые игры дошкольников имеют огромное значение для решения задач всестороннего развития ребёнка. Именно сюжетная игра в этом возрасте отображает жизненные впечатления, закрепляет и уточняет знания об окружающем.
7 слайд Например, можно организовать СРИ «Рыбалка», которая влияет на стремление детей принимать участие в тех или иных действиях, создаёт доброжелательные отношения между детьми.
8 слайд СРИ «Отдых в лесу» знакомит детей с правилами поведения в лесу, отражает отдых людей на природе.
9 слайд В играх среднего дошкольного возраста проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания, открываются большие возможности для воспитания таких качеств как доброжелательность, вежливость, заботливость, любовь к ближнему. Например, можно организовать СРИгры как, Путешествия в лес, на речку и т. д., Пикник, У бабушки в гостях, Больница для животных.
10 слайд Игры детей старшего дошкольного возраста направлены на формирование умения самостоятельно организовываться в группы для общей игры, совместно обдумывать содержание игр, согласовывать свои действия с участниками игры, умение самостоятельно и справедливо разрешать споры.
11 слайд В старших группах можно провести такую СРИгру как, «Мы в цирке», которая создаёт у детей бодрое радостное настроение, удовлетворяет их потребность в активной двигательной деятельности, знакомит с животными цирка.
12 слайд В сюжетно- ролевой игре «Заповедник» закрепляются названия диких животных, растений, воспитывается доброжелательное отношение к природе.
13 слайд В сюжетно-ролевой игре «Наши комнатные растения» закрепляются названия растений, способы ухаживания за ними, воспитывается доброжелательное отношение к природе.
14 слайд Активное участие дети могут принять в подготовке игры-путешествия "Посещение зоопарка". В данном случае дети могут принести в группу игрушки, изображающие различных животных, построить из конструкторов и пластилина клетки и загоны для них, соорудить пруд с оградой для водоплавающих птиц. В ходе игры дети узнают о животных, которые помещены в Красную книгу и охраняются государством: о белом медведе, уссурийском тигре, снежном барсе и др. ; о том, где в природе живут эти животные, почему их стало мало и как их охраняют.
15 слайд Таким образом, привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека и станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.
16 слайд СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!