Получи документы

«Сюжетно-ролевые игры» (из опыта работы)

Верхотурова Татьяна Анатольевна
«Сюжетно-ролевые игры» (из опыта работы)

Деятельность по самообразованию

Многие детские игры - подражание серьезной деятельности взрослых.

Корчан Янош.

Тема по самообразованию: «Актуализация сюжетно- ролевой игры в социализации личности ребенка дошкольного возраста».

Игра детей -это и развлечение, и обучение, и средство самоисследования, и построение своего «Я» и самооздоровление себя через игру, и координация взаимоотношений в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый».

Публикация «„Сюжетно-ролевые игры“ (из опыта работы)» размещена в разделах

Владимир Даль в своем словаре дает следующею интерпретацию слову «играть» - это значит: шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время с потехой, заниматься чем – либо для забавы от безделья и скуки.

Детские игры отличаются большим разнообразием. Но особое место в жизни ребенка занимает сюжетно – ролевая игра, так как только она включает в себя имитацию чего-либо поведения, элементы фантазии, новый способ взаимодействия. В ролевых играх, также проверяют, уточняют свои социальные знания, готовятся к будущей жизни.

Я изучила много методической литературы, как организовать правильно игровую деятельность и определилась с темой по самообразованию "Актуализация сюжетно ролевой игры в социализации личности ребенка". Изучая материал, я выделила взгляды многих учённых, современных педагогов и психологов которые говорят о том, что каждое десятилетие дети стали все меньше и меньше играть и, несмотря на огромное многообразие атрибутов к сюжетно ролевым играм интерес к ним пропадает, а сами игры становятся более примитивными и однообразными. Это, связано с тем, что взрослые все более отдаляются от детей, дети не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В то же время замечено, что играя современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, и брать на себя не производственные или профессиональные роли взрослых (врача, шофера, повара и т. д., а роли телевизионных героев. Эти наблюдения говорят о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев мультфильмов, чем окружающих их реальных взрослых.

Наблюдая за детьми в начале года, я отметила, что и в моей группе дети также не умеют играть в сюжетно-ролевые игры. Часто в игре дети отражают элементарные бытовые сюжеты, самостоятельно не обогащают игровое содержание; характерно стереотипное разыгрывание одних и тех же сюжетов и ролей. Есть дети, которые не умеют согласовывать свои действия и замыслы в игре с другими детьми, что приводит к конфликтным ситуациям, ребята часто оставляют общую игру до её завершения.

Выбирая для себя роли, желаемых партнеров, в процессе игры, сюжет часто принимал агрессивный характер, что опять говорит о том, что или у детей просто нет опыта игры или они переносят те наблюдения и знания из семьи, ближайшего окружения. Вот поэтому я и решила научить детей играть правильно, и организовала кружок «Почемучка» на бесплатной основе, ведь только в детстве в процессе игры можно научиться правильно взаимодействовать в социуме.

Для начала любой работы необходимо поставить цель, я её определила так «Создание условий для успешного развития и социализации детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:

1. Изучить научно - теоретические основы роли сюжетно-ролевой игры в социализации детей каждой возрастной группы;

2. Создать развивающую предметно-игровую среду;

3. Привлечь внимания взрослых к игровой деятельности детей: (проведение консультаций, создание базы - совместно с родителями изготовление материалов к сюжетно ролевым играм).

Игра не увлечёт детей не вызовет эмоций не сплотит их, а превратится в манипулирование с предметами если воспитатель не будет использовать приёмы, направленные на формирование игровых интересов детей, на обращение содержания игры и на воспитание у них умения жить в коллективе.

Процесс руководства сюжетно-ролевой игрой мной строится так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочетался с обучением и воспитанием.

Исходя из этого выделила 3 группы методов, по которым строю свою работу :

Первая группа - методов связанна с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни.

К ним отнесутся наблюдения, беседы, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций и составление рассказов по картинкам, просмотр мультфильмов, инсценировки литературных произведений, экскурсии, игры-имитации, в которых мимикой, жестом, движениями дети передают разное эмоциональное состояние персонажей, разыгрывание всевозможных ситуаций с помощью предметов для ряженья, элементов костюмов сказочных героев, всевозможных масок.

Вторая группа – это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в сюжетно-ролевой игре

Играя с детьми я стимулирую к самостоятельному и совместному созданию игровой обстановки с учетом темы и воображаемой ситуации, вовлекаю в изготовление игрушек – самоделок и предметов – заместителей до игры или по ее ходу. Это способствует стремлению детей объединять в одном сюжете бытовые, литературные и фантазийные события. Совместно с детьми мы придумываем ситуации взаимодействия между людьми, событиями, помогаю зафиксировать придуманные ситуации, события при помощи рисунков. Играя с детьми, важно способствовать использованию сюжетосложения для построения игрового сюжета. В начале игры побуждаю детей называть свою роль до начала игры, обращаться к партнеру по имени игрового персонажа, вступать в ролевой диалог со сверстником, проявлять инициативу в ролевом диалоге, изменять интонацию голоса в зависимости от роли, характера и настроения игрового персонажа.

Важно предоставить детям возможность использовать разнообразные игровые действия и действия с предметами-заместителями, изобразительные игровые действия (действие + движение без использования предмета, сопровождаемое речевым комментарием)

Приглашение взрослого в игру – знак великого доверия ребенка. Я непосредственно включаюсь в игру и принимаю на себя одну из ролей, когда происходит освоение новых игровых умений или нового содержания игры, когда дети испытывают затруднения в реализации роли. Способствую самостоятельному выбору, или оказываю небольшую помощь, в согласовании общего игрового замысла, с использованием разнообразных способов (считалки, договора по желанию) .

Третья группа методов – это использование изобразительной или продуктивной деятельности (театральные программки, билеты, открытки)

Вместе со мной дети 2 ой младшей группы строят из разных деталей игровые модули, крупный конструктор, коробки, стульчики, «автобусы», «поезда», «корабли» и отправляются в общее «путешествие». Используя кубики, конструктор, создают простые постройки, дают им название, это «башня», это «гараж», используют постройки в дальнейшей игре («кукла начинает жить в новом доме»). Дети осваивают использование простейших построек в игровом сюжете, развивают сюжет при помощи постройки («Построим детский сад», «Улицы нашего города»).

Несмотря на небольшие достижения, я понимаю, что необходимо продолжать создавать предметно-развивающую среду таким образом, чтобы обеспечить «зону ближайшего развития» ребенка. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой. Среда, в которой действует ребенок, должна быть для него неисчерпаема, информативна, удовлетворять потребности в новизне, преобразовании и самоутверждении.

Ведь игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому и столь актуальна для нас педагогов м родителей потому как игра ориентирует детей на соблюдение определённых правил взрослой жизни, воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает, моделирует через призму своего сознания окружающий его мир.

Активно используя в работе элементы интегрированного обучения в игровой деятельности, я убедилась, что у детей постепенно обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. Сюжетно- ролевые игры помогают формировать черты характера, логику, преодолеть застенчивость, замкнутость, робость, а гиперактивные дети требующие особого подхода также учится управлять своими действиями, поведением в игре, учатся отстаивать свою точку зрения, а попав в трудную ситуацию, самостоятельно находить оригинальные решения.

План по самообразованию.

Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросе о роли сюжетно- ролевой игры в социализации личности ребенка дошкольного возраста.

Задачи:

1. Расширить и систематизировать теоретические и практические знания по актуальным вопросам сюжетно- ролевых игр в воспитании ребенка.

-Изучение специальной методической литературы по данной тематике.

-Изучение опыта работы воспитателей других ДОУ.

Ожидаемые результаты:

-проявление чётких представлений о материалах (играх, пособиях, диагностике) по сюжетно- ролевым играм в социализации личности ребенка.

-приобретение дополнительных теоретических и практических знаний, позволяющих внести изменение в работу по социализации личности ребенка дошкольного возраста по средствам сюжетно- ролевых игр.

2. Сотрудничество с педагогами МА ДОУ ДС г. Благовещенск № 28 корпус -3:

- консультация для педагогов «сюжетно- ролевые игры в жизни ребенка»

-беседы с воспитателями по социализации личности ребёнка через сюжетно-ролевую игру.

- выработка конкретных рекомендаций по индивидуальной работе с детьми по данной теме.

- совместная деятельность: подборка материалов, упражнений, игр по данной тематике.

Ожидаемые результаты:

- проявление навыков профессиональной взаимопомощи;

-обмен опытом между педагогами по данной теме;

- укрепление собственной мотивации и мотивации коллег на плодотворное сотрудничество в вопросах сюжетно- ролевых игр в социализации личности ребенка для улучшения качества работы с детьми.

3. Практическая работа с детьми :

- планирование кружковой работы с детьми, направленной на приобщение детей к сюжетно-ролевым играм как средство социализации личности ребенка;

- переход от простых игр к увлекательным и занимательным приключениям через сюжетно-ролевую игру.

Ожидаемые результаты:

- приобщение детей к сюжетно-ролевой игре как естественной составляющей общей социализации личности ребёнка.

4. Практическая работа с родителями :

- родительское собрание «Какие сюжетно-ролевые игры нужны детям

- индивидуальные консультации для родителей по социализации личности ребенка через сюжетно-ролевую игру.

- оформление попок передвижек по теме;

- день открытых дверей.

Ожидаемые результаты:

- становление тесных связей между родителями, воспитателями и детьми;

- активное участие родителей в жизни МАДОУДС.

5. Пополнение, распространение и обобщение педагогического опыта;

- участие в мероприятиях по данной теме;

- отчет по теме «Актуализация сюжетно-ролевой игры в социализации личности ребенка дошкольного возраста».

Ожидаемые результаты:

- использование в своей практике лучшего опыта педагогов, работающих в данной области.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Сюжетно-ролевые игры детей»Фотоотчет «Сюжетно-ролевые игры детей» Игра – это не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Она оказывает значительное влияние на развитие ребёнка.

Сюжетно-ролевые игры в развитии детей средней группы (из опыта работы) «Сюжетно-ролевые игры в развитии детей средней группы». Сообщение из опыта работы. Володина Елена Васильевна «Сюжетно-ролевые игры в развитии.

Играем в сюжетно-ролевые игры. «Рынок» (средняя группа)Играем в сюжетно-ролевые игры. «Рынок» (средняя группа) Одним из любимых сюжетно-ролевых занятий у детей 4-5 лет остается игра в магазин, в которой ребятам наиболее легко воплотить опыт из жизни.

Использование лего-технологии в культурных практиках у детей дошкольного возраста. Игры с правилами и сюжетно-ролевые игры Культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности,.

Сюжетно-ролевые игры дошкольников с использованием музыки Современные ориентиры в развитии системы дошкольного образования определены федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного.

Родительское собрание «Сюжетно-ролевые игры в экологическом воспитании дошкольников» Групповое родительское собрание на тему «Сюжетно - ролевые игры в экологическом воспитании дошкольников» Цель: Повысить уровень компетенции.

Сюжетно-ролевые игры Сюжетно-ролевые игры. Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания,.

Сюжетно-ролевые игры для дошкольников. В дошкольной работе с детьми выделяется ряд уровней развития сюжетно-ролевой игры как особого вида игровой деятельности ребёнка. 1. УРОВЕНЬ.

Сюжетно-ролевые игры дошкольников «Армия» СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ «Армия» Программные задачи по развитию и воспитанию детей в игре : - расширять, конкретизировать.

Сюжетно-ролевые игры — «Мы строители» Введение. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм учат вживаться в образ того или.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Сюжетно-ролевые игры» (из опыта работы)
Опубликовано: 27 сентября 2016 в 11:50
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД