Получи документы

Из опыта работы «Формирование правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы у дошкольников»

Билибенко Марина Сергеевна
Из опыта работы «Формирование правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы у дошкольников»

Главное звено в ознакомлении детей с окружающим миром — формирование обобщенного и правильного представления о том, что явления и объекты окружающей действительности подчиняются закономерностям. А для этого необходимо формировать познавательную активность, стремление к познанию окружающей действительности.

Главное не формальная ориентировка на достижение ребенком конкретного результата, а возможность активного его включения в познавательную деятельность, воспитание его самостоятельности и инициативности при выполнении любых заданий, что приводит к развитию самой деятельности ребенка. Только благодаря активной эмоциональной включенности дошкольника в познавательную деятельность новая информация становится для него подлинным знанием, которое в дальнейшем сможет обеспечить его жизнедеятельность в любых ситуациях и обстоятельствах.

Публикация «Из опыта работы „Формирование правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы у дошкольников“» размещена в разделах

Наблюдение сезонных изменений в природе — одно из важных направлений всего образовательного процесса, эффективное средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, способствующее развитию восприятия, мышления. При этом происходит:

— знакомство детей с временами года и их названиями;

формирование первоначальных представлений о состояниях и явлениях неживой природы в разные времена года (например, о том, что такое тепло, холодно, ветер, дождь, снегопад, таяние снега, сосульки);

— знакомство с биологическим циклом растений в разные времена года (изменение растений, появление почек, листьев, цветов.);

— знакомство с животными и их детёнышами, насекомыми, птицами;

— обобщение всех полученных знаний и их использование в практической деятельности (игры, детские праздники, рисование, аппликация);

— организация наблюдений за природными явлениями;

— воспитание любви к родной природе, эмоционально значимого отношения к каждому времени года;

— организация подвижных игр детей в различные времена года.

К концу года дети научились:

—различать объекты живой и неживой природы;

—вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;

—выражать свои чувства по отношению к наблюдаемым явлениям и объектам;

—устанавливать с помощью педагога простейшие причинно-следственные связи наблюдаемых природных явлений;

формулировать свое отношение к наблюдаемому и уметь объяснять, чем вызваны те или иные чувства;

— знать и называть основные признаки разных времен года, уметь выразительно их описывать.

Основной метод ознакомления детей с явлениями и объектами живой и неживой природы — наблюдение. Оно позволяет детям усвоить важнейшие закономерности природы. Метод наблюдения применяется в ряде занятий, проводимых в детском саду, на экскурсиях, на развивающих прогулках.

В дошкольном образовательном процессе при организации наблюдения важно использовать натуральные объекты окружающей действительности.

Так, например, мы с детьми рассматривали сосульки в морозный день и в день оттепели. В процессе наблюдения я обратила внимание детей на ее форму (сосулька конусообразная, цвет (прозрачная). Дала им попробовать сосульку на ощупь: для определения характера поверхности (гладкая, скользкая, температурных ощущений (холодная).

В младшем возрасте много внимания уделяется знакомству детей с комнатными растениями. Наблюдая за ростом растений дети знакомятся с особенностями внешнего вида, строения, учатся выполнять трудовые действия по уходу за ними. Говорю детям о том, что растения растут, пьют воду, значит они живые. Комнатные растения - обязательные обитатели уголка природы. Все растения достаточно разнообразны и интересны для наблюдения, не требуют сложного ухода, что является обязательным условием при работе с детьми младшего дошкольного возраста.

С первых дней пребывания детей в детском саду я осматривала растения и ухаживала за ними: поливала, протирала листья, рыхлила почву. При этом я наблюдала за детьми: было видно, что им тоже хочется поучаствовать в процессе. В последующие разы, я давала ребёнку или леечку, или палочку, объясняла и показывала, как и что ему нужно делать. На первых порах держала руку ребёнка с лейкой, ободряла похвальными словами, тем самым привлекая и остальных детей. Не беда, если вначале у них не очень хорошо получается. Подчёркиваю их старание, поддерживаю интерес к уходу за растениями.

При изучении живых объектов природы мы с группой ходили на прогулки, экскурсии в парк. Зимой подкармливали птиц зёрнами растений. Весной мы наблюдали за насекомыми (бабочки, гусеницы, и др.). На прогулках наблюдали за тем, как пробивается первая травка, пригретая теплым, весенним солнышком, политая дождиком. Обсуждая наблюдаемые объекты природы, я объяснила детям, что для того, чтобы росла трава, цветы, деревья, их должно греть солнышко, поливать дождик. При ознакомлении с неживой природой детей, приучала видеть красоту природных явлений : воздух чистый, тёплый; солнце светит ярко, от снега земля стала белой, деревья стоят пушистые. Знания о предметах и явлениях неживой природы закрепляла, уточняла и углубляла на разных занятиях: так, на занятиях по лепке, закрепляли знания о свойствах глины. На занятиях с дидактическими играми и рассматривании картин или иллюстраций - о состоянии изображенных объектов в природе, воды в реках и озёрах; об изменениях, которые происходят в разные времена года. Например, знакомясь с признаками разных времён года, я начинала не с простого ознакомления, что пришла, скажем, зима, стало холодно, а обращать внимание на то, что солнце появляется реже и реже, греет мало, стало холодно, выпал снег – вот и пришла зима. Такая последовательность даёт возможность подвести младших дошкольников к установлению причинно – следственных связей в природных явлениях.

Раскрывая признаки неживого (не растёт, не живёт, не дышит, я сравнивала объекты неживой и живой природы : все животные, растения требуют ухода – они растут, живут. Во время прогулок обращала внимание детей на внешний вид цветов, деревьев или других растений, на изменения, которые происходят с ними.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я понимала, что процесс этот длительный и сложный, требующий большой целенаправленной работы. Поэтому я использовала не только наблюдения и наглядные методы, но и словесные методы (беседу, рассказ, чтение прозаических и стихотворных произведений о природе, которые не только расширяют знания детей о явлениях и объектах, но и воспитывают эмоционально положительное отношение к окружающему миру. При знакомстве с сезонными явлениями природы я использовала игру : «Когда это бывает?» На занятиях, прогулках и в свободное время с детьми проводила дидактические игры.

К концу года дети младшей группы стали различать явления и объекты живой и неживой природы. Они стали понимать, что: растению на окне нужна вода, воробьям зимой-крошки хлеба. Дети осознанно рассказывают о том, что живые и неживые объекты связаны между собой и нашей жизнедеятельностью. Научились бережно относиться к окружающей их среде.

Публикации по теме:

«Знакомство с объектами живой и неживой природы». Конспект занятия Форма деятельности: Совместная деятельность взрослого и детей. Программное содержание: Учить различать природу и не природу, называть объекты.

Доклад «Уголок живой природы, как основная форма экологического образования дошкольников» Я работаю в детском саду № 13 города Новозыбкова. В нашем ДОУ функционирует 11 групп. Весь воспитательно-образовательный процесс выстроен.

Конспект занятия по ознакомлению с объектами живой и неживой природы «Дом и его части» Дом и его части Тема: «Дом под крышей голубой». Программное содержание: Образовательные задачи: дать детям понять, что природа – это наш.

Формирование любви к малой Родине у дошкольников (из опыта работы) 1-4. Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет.

Формирование правильного произношения звука [л] у дошкольников «Формирование правильного произношения звука [л] у дошкольников» Звук [л] Артикуляция звука: 1. Согласный – воздушная струя.

Формирование эмоционального отношения к явлениям общественной жизни Уже в дошкольном возрасте закладываются ценностные основы, отношения к общественной жизни. Эти основы представлены следующими ценностями:.

Выступление на РМО «Формирование основ правильного питания у дошкольников посредством дидактических игр»Выступление на РМО «Формирование основ правильного питания у дошкольников посредством дидактических игр» Фотоотчет выступления на районном методическом объединении на тему «Формирование основ правильного питания у дошкольников посредством дидактических.

Мастер-класс по изучению живой и неживой природы с элементами экспериментирования для детей дошкольного возрастаМастер-класс по изучению живой и неживой природы с элементами экспериментирования для детей дошкольного возраста Тема: Кто такие насекомые? Цель: Расширять представления детей о насекомых, основных признаках, отличающих их от животных, развивать знания.

Обобщение педагогического опыта работы «Формирование у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью» «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

Опыт работы «Развитие любознательности дошкольников при ознакомлении с объектами и явлениями живой и неживой природы» Актуальность Все дети от природы любопытны. От рождения им дано одно очень важное свойство – стремление познавать и понимать окружающий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Формирование правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы у дошкольников»
Опубликовано: 21 сентября 2016 в 14:39
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД