Папки-передвижки

Из опыта работы «Формирование правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы у дошкольников»

Билибенко Марина Сергеевна
Из опыта работы «Формирование правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Главное звено в ознакомлении детей с окружающим миром — формирование обобщенного и правильного представления о том, что явления и объекты окружающей действительности подчиняются закономерностям. А для этого необходимо формировать познавательную активность, стремление к познанию окружающей действительности.

Главное не формальная ориентировка на достижение ребенком конкретного результата, а возможность активного его включения в познавательную деятельность, воспитание его самостоятельности и инициативности при выполнении любых заданий, что приводит к развитию самой деятельности ребенка. Только благодаря активной эмоциональной включенности дошкольника в познавательную деятельность новая информация становится для него подлинным знанием, которое в дальнейшем сможет обеспечить его жизнедеятельность в любых ситуациях и обстоятельствах.

Публикация «Из опыта работы „Формирование правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы у дошкольников“» размещена в разделах

Наблюдение сезонных изменений в природе — одно из важных направлений всего образовательного процесса, эффективное средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, способствующее развитию восприятия, мышления. При этом происходит:

— знакомство детей с временами года и их названиями;

формирование первоначальных представлений о состояниях и явлениях неживой природы в разные времена года (например, о том, что такое тепло, холодно, ветер, дождь, снегопад, таяние снега, сосульки);

— знакомство с биологическим циклом растений в разные времена года (изменение растений, появление почек, листьев, цветов.);

— знакомство с животными и их детёнышами, насекомыми, птицами;

— обобщение всех полученных знаний и их использование в практической деятельности (игры, детские праздники, рисование, аппликация);

— организация наблюдений за природными явлениями;

— воспитание любви к родной природе, эмоционально значимого отношения к каждому времени года;

— организация подвижных игр детей в различные времена года.

К концу года дети научились:

—различать объекты живой и неживой природы;

—вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;

—выражать свои чувства по отношению к наблюдаемым явлениям и объектам;

—устанавливать с помощью педагога простейшие причинно-следственные связи наблюдаемых природных явлений;

формулировать свое отношение к наблюдаемому и уметь объяснять, чем вызваны те или иные чувства;

— знать и называть основные признаки разных времен года, уметь выразительно их описывать.

Основной метод ознакомления детей с явлениями и объектами живой и неживой природы — наблюдение. Оно позволяет детям усвоить важнейшие закономерности природы. Метод наблюдения применяется в ряде занятий, проводимых в детском саду, на экскурсиях, на развивающих прогулках.

В дошкольном образовательном процессе при организации наблюдения важно использовать натуральные объекты окружающей действительности.

Так, например, мы с детьми рассматривали сосульки в морозный день и в день оттепели. В процессе наблюдения я обратила внимание детей на ее форму (сосулька конусообразная, цвет (прозрачная). Дала им попробовать сосульку на ощупь: для определения характера поверхности (гладкая, скользкая, температурных ощущений (холодная).

В младшем возрасте много внимания уделяется знакомству детей с комнатными растениями. Наблюдая за ростом растений дети знакомятся с особенностями внешнего вида, строения, учатся выполнять трудовые действия по уходу за ними. Говорю детям о том, что растения растут, пьют воду, значит они живые. Комнатные растения - обязательные обитатели уголка природы. Все растения достаточно разнообразны и интересны для наблюдения, не требуют сложного ухода, что является обязательным условием при работе с детьми младшего дошкольного возраста.

С первых дней пребывания детей в детском саду я осматривала растения и ухаживала за ними: поливала, протирала листья, рыхлила почву. При этом я наблюдала за детьми: было видно, что им тоже хочется поучаствовать в процессе. В последующие разы, я давала ребёнку или леечку, или палочку, объясняла и показывала, как и что ему нужно делать. На первых порах держала руку ребёнка с лейкой, ободряла похвальными словами, тем самым привлекая и остальных детей. Не беда, если вначале у них не очень хорошо получается. Подчёркиваю их старание, поддерживаю интерес к уходу за растениями.

При изучении живых объектов природы мы с группой ходили на прогулки, экскурсии в парк. Зимой подкармливали птиц зёрнами растений. Весной мы наблюдали за насекомыми (бабочки, гусеницы, и др.). На прогулках наблюдали за тем, как пробивается первая травка, пригретая теплым, весенним солнышком, политая дождиком. Обсуждая наблюдаемые объекты природы, я объяснила детям, что для того, чтобы росла трава, цветы, деревья, их должно греть солнышко, поливать дождик. При ознакомлении с неживой природой детей, приучала видеть красоту природных явлений : воздух чистый, тёплый; солнце светит ярко, от снега земля стала белой, деревья стоят пушистые. Знания о предметах и явлениях неживой природы закрепляла, уточняла и углубляла на разных занятиях: так, на занятиях по лепке, закрепляли знания о свойствах глины. На занятиях с дидактическими играми и рассматривании картин или иллюстраций - о состоянии изображенных объектов в природе, воды в реках и озёрах; об изменениях, которые происходят в разные времена года. Например, знакомясь с признаками разных времён года, я начинала не с простого ознакомления, что пришла, скажем, зима, стало холодно, а обращать внимание на то, что солнце появляется реже и реже, греет мало, стало холодно, выпал снег – вот и пришла зима. Такая последовательность даёт возможность подвести младших дошкольников к установлению причинно – следственных связей в природных явлениях.

Раскрывая признаки неживого (не растёт, не живёт, не дышит, я сравнивала объекты неживой и живой природы : все животные, растения требуют ухода – они растут, живут. Во время прогулок обращала внимание детей на внешний вид цветов, деревьев или других растений, на изменения, которые происходят с ними.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я понимала, что процесс этот длительный и сложный, требующий большой целенаправленной работы. Поэтому я использовала не только наблюдения и наглядные методы, но и словесные методы (беседу, рассказ, чтение прозаических и стихотворных произведений о природе, которые не только расширяют знания детей о явлениях и объектах, но и воспитывают эмоционально положительное отношение к окружающему миру. При знакомстве с сезонными явлениями природы я использовала игру : «Когда это бывает?» На занятиях, прогулках и в свободное время с детьми проводила дидактические игры.

К концу года дети младшей группы стали различать явления и объекты живой и неживой природы. Они стали понимать, что: растению на окне нужна вода, воробьям зимой-крошки хлеба. Дети осознанно рассказывают о том, что живые и неживые объекты связаны между собой и нашей жизнедеятельностью. Научились бережно относиться к окружающей их среде.

Публикации по теме:

«Знакомство с объектами живой и неживой природы». Конспект занятия Форма деятельности: Совместная деятельность взрослого и детей. Программное содержание: Учить различать природу и не природу, называть объекты.

Доклад «Уголок живой природы, как основная форма экологического образования дошкольников» Я работаю в детском саду № 13 города Новозыбкова. В нашем ДОУ функционирует 11 групп. Весь воспитательно-образовательный процесс выстроен.

Конспект занятия по ознакомлению с объектами живой и неживой природы «Дом и его части» Дом и его части Тема: «Дом под крышей голубой». Программное содержание: Образовательные задачи: дать детям понять, что природа – это наш.

Формирование любви к малой Родине у дошкольников (из опыта работы) 1-4. Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет.

Формирование правильного произношения звука [л] у дошкольников «Формирование правильного произношения звука [л] у дошкольников» Звук [л] Артикуляция звука: 1. Согласный – воздушная струя.

Формирование эмоционального отношения к явлениям общественной жизни Уже в дошкольном возрасте закладываются ценностные основы, отношения к общественной жизни. Эти основы представлены следующими ценностями:.

Выступление на РМО «Формирование основ правильного питания у дошкольников посредством дидактических игр»Выступление на РМО «Формирование основ правильного питания у дошкольников посредством дидактических игр» Фотоотчет выступления на районном методическом объединении на тему «Формирование основ правильного питания у дошкольников посредством дидактических.

Мастер-класс по изучению живой и неживой природы с элементами экспериментирования для детей дошкольного возрастаМастер-класс по изучению живой и неживой природы с элементами экспериментирования для детей дошкольного возраста Тема: Кто такие насекомые? Цель: Расширять представления детей о насекомых, основных признаках, отличающих их от животных, развивать знания.

Обобщение педагогического опыта работы «Формирование у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью» «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

Опыт работы «Развитие любознательности дошкольников при ознакомлении с объектами и явлениями живой и неживой природы» Актуальность Все дети от природы любопытны. От рождения им дано одно очень важное свойство – стремление познавать и понимать окружающий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Формирование правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы у дошкольников»
Опубликовано: 21 сентября 2016 в 14:39
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы «Формирование правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Билибенко Марина Сергеевна (УИ 558042) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД