МААМ-картинки

Эмоциональное общение и предметная деятельность дошкольников с нарушенным слухом

Ирина Шалимова
Эмоциональное общение и предметная деятельность дошкольников с нарушенным слухом

«СКО школа-интернат I-II вида» г. Миасс

Большое значение в социальной адаптации ребёнка имеет его эмоциональное развитие и общение. Познавая и присваивая эмоции, которые выражают взрослые, ребёнок вырабатывает собственные эмоциональные реакции, которые помогают ему адаптироваться в социуме, ощутить собственный успех или поражение, почувствовать состояние другого и понять его. Постепенно ребёнок учится не только реагировать и отзываться на происходящее, но и становится активным участником взаимодействия. Он знает как адекватно выразить то, что происходит с ним, начинает различать свои состояния, оценивает чувства другого человека и на основе этой оценки устанавливает эмоциональный контакт, он оказывается способным «примерить» эмоциональные состояния другого на себя. Всё это позволяет ребёнку регулировать свои эмоции и выражать

Публикация «Эмоциональное общение и предметная деятельность дошкольников с нарушенным слухом» размещена в разделах

их таким образом, чтобы укрепить эмоциональный, коммуникативный и социальный контакты с окружающими и сохранить своё внутреннее равновесие. Осознание и понимание своих эмоциональных состояний приводит к успешному саморегулированию и значительно повышает адаптивные возможности ребёнка.

У детей с нарушенным слухом в эмоциональном общении идёт отставание в силу ограниченного словесного и игрового общения, а также невозможности слушать и понимать чтение рассказов, сказок затруднено понимание желаний, намерений, переживаний сверстников. Однако тяга друг другу у маленьких детей выражается в попытках приблизиться, обнять понравившегося сотоварища, погладить его по голове. Эти попытки чаще всего не встречают ответного чувства и воспринимаются как помеха, стесняющая движения. Чаще всего дети отмахиваются от своих сверстников, не воспринимая их поведение как проявление симпатии. Дети недавно пришедшие в дошкольное учреждение, ищут сочувствие у взрослых (педагогов, воспитателей); оторванные от дома они ждут от них ласки, утешения, защиты. В младшей группе для сплоченностей детей воспитатель может проводить игру- знакомства. Дети встают в круг. Ведущий встаёт в середину круга с игрушкой в руке. Тот кому он отдаёт игрушку, выходит в центр круга и вдвоём танцуют, а остальные ребята хлопают в ладоши. В младшей группе в начале года наблюдается эгоистическая направленность детей, сложившаяся в результате воспитания дома. Заметно стремление захватить лучшую или новую игрушку, нежелание дать поиграть другому. Эта игра помогает лучше подружиться детям и научает не жадничать.

В конце этой игры воспитатель может показать пиктаграммы «весёлый, грустный», поднося к каждому (Яна весёлая. Юля грустная). Существует несколько эмоциональных состояний : страх, обида, гнев, злость, удивление. Но маленьким детям в первую очередь понятны эмоции радости и грусти. Также детям нравится играть в игру – пазлы

(«мишка - весёлый, мишка – грустный»).

В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции у них выражаются более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми, придавая их жизни особую выразительность. Одна из причин возникновения тех или иных переживаний ребёнка – его взаимоотношение с другими детьми. В подвижных играх: «птички летают», «курицы и цыплята», «тучка и дождик», «зайцы и волк». Развивается выразительность движений, раскованность, воображение. Дети эмоционально стараются изобразить каждого персонажа. Переживают за сверстника, который не может поймать зайца.

В сюжетно – ролевой и дидактической играх создаётся положительный эмоциональный тон, дети учатся договариваться между собой, учатся сопереживать ближнему. В конце игр хорошо проводить релаксацию. Упражнение «Сон в лесу» : дети лежат на ковре слушают спокойную музыку. Для слабослышащих детей педагог тихо произносит слова стихотворения Н. Пикулевой:

Ходит сказка по домам,

По высоким теремам,

Жди её, глаза закрой,

Спи, глазок, спи другой.

Сказка добрая придёт,

Сердце доброе найдёт.

Жди её, глаза закрой.

Спи, глазок, спи, другой.

Перед началом занятия для поднятия настроения у детей проводятся «приветствия», например:

Ах, какие мы красивые,

Зубы белые,

Щёки розовые,

Губы красные.

Для детей с нарушенным слухом типичны такие особенности, как незрелость эмоционально- волевой сферы,

быстрая утомляемость, колебания работоспособности, истощаемость нервных процессов. Известно, что эмоции играют роль регулятора деятельности и в немалой степени определяют её ход и успешность. Поэтому физминутки проводятся в середине каждого занятия, желательно под музыку (приход весёлых матрёшек, гномов, клоунов, такие моменты детей очень радуют и оживляют.

Со старшими дошкольниками можно проводить различные упражнения:1) «Зеркало».

1-й вариант. Воспитатель стоя перед детьми, изображает разные эмоциональные состояния, а дети их повторяют.

2-й вариант. «Кривые зеркала».

Воспитатель изображает одно эмоциональное состояние, а дети – любое другое.

3-й вариант. Дети показывают и отражают эмоциональные состояния, предварительно разбившись на пары.

2) Мыльные пузыри.

Воспитатель или ребёнок имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные дети изображают полёт мыльных пузырей.

Дети свободно двигаются. После команды «лопнули» дети ложатся на пол.

3) Снеговик.

Все дети изображают снеговиков. По команде воспитателя «Наступила весна!» снеговики начинают таять. Дети расслабляют своё тело и постепенно опускаются на пол.

4) Обувь.

1-й вариант. Воспитатель называет обувь и предлагает кому-либо из детей «пройтись» в этой воображаемой обуви.

Обувь может быть разной: туфли на высоком каблуке, валенки, кроссовки.

2-й вариант. Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением обуви (каждому свою). Каждый ребёнок должен «пройтись» в той обуви, которая изображена на карточке, а остальные дети отгадать, что это за обувь.

Эти игры - упражнения развивают у детей воображение, выразительность движений, сообразительность, снимает напряжение.

Также детям нравятся различные задания:«Найди каждому животному его хозяина», «в какую ситуацию попали дети?»

Учить детей передавать свои эмоции в работах по изобразительной деятельности. Детям нравится выполнять такие задания.

Таким образом, воспитатель, наблюдая за детьми в определённой деятельности, игровой ситуации, может понять, какие эмоции испытывает ребёнок и какое влияние могут иметь обнаруженные эмоциональные состояния на развитие его личности. Сочувственное отношение детей с нарушенным слухом побуждается не столько ласковым и добрым отношением к ним взрослых, сколько постоянным обращением их внимания на сотоварищей по группе, специально направленным пробуждением сочувствия и приучением выражать его по отношению к плачущему, обиженному или огорчённому товарищу. Все перечисленные игры-упражнения помогают лучше понять эмоциональное состояние ребёнка.

Используемая литература:

1. В. М. Минаева «Развитие эмоций дошкольников».

2. «Эмоциональное развитие дошкольника» под редакцией А. Д. Кошелевой.

3. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №2, 2008 г.

4. «Дошкольная педагогика» №2, 2009 г.

5. «Дошкольное воспитание» №5, 98 г.

Публикации по теме:

Презентация по адаптации 1 слайд - Адаптация ребенка к детскому саду 2 слайд - Что такое адаптация 3 слайд - Цель и задачи адаптации 4 слайд - Степени адаптации.

Развитие эмоциональной сферы дошкольника В дошкольном возрасте эмоциональное развитие ребёнка происходит постепенно, в общение с окружающими людьми в процессе разных видов деятельности:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эмоциональное общение и предметная деятельность дошкольников с нарушенным слухом
Опубликовано: 6 сентября 2014 в 12:43
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД